Эксплуатация крупногабаритных шин Triangle 37.00R57 и 40.00R57 на Быстринском ГОКе

В конце октября 2017 г. компания «ГМК «Норильский никель» запустила в эксплуатацию Быстринский горно-обогатительный комбинат, который был построен всего за 4 года на богатом запасами меди, золота и железа Быстринском месторождении в Газимурско-Заводском районе Забайкальского края, в 470 км от Читы. С 2013 г. крупногабаритные шины (КГШ) для самосвалов поставляет компания Triangle. С 2018 г. шины Triangle 37.00R57 начали эксплуатировать на Быстринском ГОКе под наблюдением технических представителей компании Triangle, которые также анализировали условия эксплуатации и вырабатывали рекомендации по увеличению пробега шин. В 2022 году заключен контракт на поставку КГШ Triangle 40.00R57. Об опыте эксплуатации КГШ и о сотрудничестве с компании Triangle рассказал нашему журналу Дмитрий Сергеевич Красиков, главный механик по горнотранспортному оборудованию в управлении главного механика ООО «ГРК Быстринское».


Дмитрий Сергеевич Красиков, получил высшее образование по специальности автомобили и автомобильное хозяйство. Карьеру начал на Покровском руднике в Амурской области, крупном золотодобывающем предприятии, с работы слесарем по ремонту автомобилей. Приобретя практический опыт, занял на этом же предприятии позицию механика парка карьерной самосвальной техники импортного производства.

В 2017 г. начал работу в ООО «ГРК Быстринское» с должности мастера по ремонту в службе по горнотранспортному оборудованию. В 2019 г. переведен на должность механика в службе по горнотранспортному оборудованию, а в 2022 г. – на должность инженера 1-й категории Управления надежности, эффективности и рисков Отдела планирования ремонтов Группы планирования ремонтов горнотранспортного оборудования и вспомогательной техники. С 15 июня 2022 г. в должности главного механика по горнотранспортному оборудованию в управлении главного механика.


Расскажите о парке техники, условиях эксплуатации шин и вашем шинном хозяйстве.

– Наше предприятие использует карьерные самосвалы моделей БЕЛАЗ-75581, Caterpillar 789D и 777E, Komatsu 730E-8 и шарнирно-сочленённые самосвалы Komatsu HM400-3MO. На сегодня номенклатура крупногабаритных шин включает GoodYear 37.00R57, Bridgestone 37.00R57, Michelin 27.00R49, Triangle 37.00R57 и 40.00R57.

Техника работает в суровых климатических условиях – зимой температура может опускаться до –45°С, а летом подниматься выше +40°С, что накладывает повышенные требования к рецептуре резиновой смеси. Уклоны технологических дорог не превышают 10°, а плечо подвоза горной массы в среднем составляет 8 км. В этом плане нет ничего экстремального, осложняющего эксплуатацию, за одним небольшим исключением, о котором я скажу далее.

На ГОКе организована и полностью оснащена служба по содержанию технологических дорог. Ровность и уклоны песчано-щебеночного покрытия поддерживаются тяжёлыми автогрейдерами Komatsu GD-825A-2 и Nobas BG-190TA-4. Для проведения подсыпок щебнем в зимний период используем универсальные комбинированные машины ПЩК-7547 на базе БЕЛАЗ-7547. Летом для подавления пыли используем поливооросительные машины ПО-7547 и ППО-75131 на базе БЕЛАЗ-7547 и БЕЛАЗ-75131.

Эксплуатация крупногабаритных шин Triangle 37.00R57 и 40.00R57 на Быстринском ГОКе

Быстринское месторождение разрабатывается открытым способом на двух карьерах – «Верхне-Ильдиканском» и «Быстринском-2». Особенность эксплуатации шин на участке «Верхне-Ильдиканский» состоит в том, что добыча ведётся на возвышенности, а отвал внизу, и гружёные самосвалы движутся с горы вниз, что вызывает перегрев шин.

Технические специалисты совместно с представителями сервисной компании ООО «Сибирь-Спецшина», г.Чита, после всесторонней оценки ситуации приняли решение протестировать шины Triangle 40.00R57. Результаты оказались обнадёживающими – шины Triangle 40.00R57 выдерживают большую нагрузку и показывают хорошую ходимость. Шины устанавливались как на переднюю, так и на заднюю ось, на сегодня их пробег составляет более 80 тыс. км.

Также наши специалисты совместно с ООО «Сибирь-Спецшина» организовали поставку и тестовую эксплуатацию специального ингибитора, понижающего температуру в шинах, но результат данных испытаний оказался противоречивым. Только на одном самосвале удалось получить снижение температуры в шинах от 5 до 9%. По результатам испытаний был выявлен ряд достоинств ингибитора, а именно сохранность диска от коррозии, отсутствие прикипания шины к диску, а также проявление ингибитора зеленого цвета в местах механических повреждений шины либо диска.

На участке «Быстринский-2» также есть подъёмы, но условия работы шин более щадящие из-за отсутствия нисходящего движения гружёного транспорта, и шины 37.00R57 разных брендов показывают ходимость около 70 тыс. км.Эксплуатация крупногабаритных шин Triangle 37.00R57 и 40.00R57 на Быстринском ГОКе

Какие организационные меры и технические средства применяются для продления срока службы КГШ?

– Для увеличения срока службы КГШ применяется система контроля давления и температуры OTR TPMS (Off-The-Road Tire Pressure Monitoring System), которая позволяет в реальном времени вести мониторинг параметров КГШ, кроме того, на самосвалах Caterpillar предусмотрена настройка бортового компьютера для ограничения скорости движения при превышении ТКВЧ КГШ. Данные по давлению интегрируются в общую систему диспетчеризации.

Компания Triangle устанавливала Систему контроля давления и температуры в шинах TireAngel в 2019 г., в начале испытаний шин Triangle 37.00R57. Таким образом, усиливали контроль давления в шинах и оперативно принимались решения по устранению утечки воздуха. Кроме того, летом для охлаждения КГШ при перегреве в карьерах устраивают бассейны. В обязательном порядке принимаются меры по ротации шин – когда износ протектора достигает 40–50% от своей первоначальной глубины, то их переставляют на заднюю ось самосвала.Эксплуатация крупногабаритных шин Triangle 37.00R57 и 40.00R57 на Быстринском ГОКе

На 2022 год запланированы мероприятия с сервисной службой Triangle по установке V-BOX на самосвалы для более глубокого изучения условий эксплуатации на технологических дорогах: измерения уклонов, скоростного режима, замера ТКВЧ, что более точно позволит получить данные по нагрузке на шины в условиях Быстринского ГОКа.

Расскажите об организации ремонта КГШ на ГОКе.

– Ремонт КГШ на начальном этапе выполняли выездные специалисты подрядчика ООО «Сибирь-Спецшина», г.Чита, официального дилера компании Triangle. Сегодня по требованию руководства ремонтируем собственными силами на специальном участке, оборудованном всем необходимым инструментом.

Шины демонтируют и монтируют на самосвалы при помощи специального погрузчика Manitou MHT-X 10180, оснащенного захватом для шин. Замену шин проводим на шиномонтажной площадке ЦРММ. Ремонтом КГШ занимается опытный вулканизаторщик. На шиномонтажном участке установлен стенд для разборки КГШ. Ремонт КГШ ведётся по одноэтапной технологии, предусматривающей горячую вулканизацию косметической сырой резины одновременно с химической вулканизацией пластыря под давлением при температуре 130–150 °С. Используются ремонтные материалы разных производителей.

Эксплуатация крупногабаритных шин Triangle 37.00R57 и 40.00R57 на Быстринском ГОКе

Когда был заключен контракт на поставку шин Triangle 40.00R57 и почему остановили свой выбор именно на этих шинах?

– В этом, 2022 году, заключен контракт на поставку КГШ Triangle 40.00R57 в количестве 60 штук. Для нас, как и для любого горного предприятия, шины входят в тройку самых значительных затрат, для сокращения которых в 2021 г. приняли решение провести опытно-промышленные испытания (ОПИ) шин типоразмера Triangle 40.00R57 с разными компаундами передней и задней оси. На сегодняшний день пробег данных шин составляет более 80 тыс. км. Результаты ОПИ уже очевидны, и компания «Сибирь-Спецшина» поставляет шины Triangle по основному (или долгосрочному) договору. В рекомендательных рамках специалисты Triangle и «Сибирь-Спецшина» на системной основе проводят контроль эксплуатации шин Triangle с предоставлением отчетов по условиям эксплуатации и рекомендациями.

Беседовал Леонид Малютин

  Triangle

Triangle Tyre Co. Ltd (Weihai, China)

тел.: +7 (495) 803-25-93

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.