Завод «ТОНАР» - угледобывающим предприятиям

М.Н. Котровский «Горная Промышленность»

Среди немногих отечественных машиностроительных предприятий, рожденных в последние два десятилетия новейшей истории России, высокой динамичностью своего развития выделяется машиностроительный завод «ТОНАР», расположенный в пос. Губино, ОреховоЗуевского района Московской области. Завод получил известность сразу после своего основания в 1990 году, когда выпустил первую продукцию под маркой «ТОНАР» («Товары народу») – двухосные прицепы для легковых автомобилей, а к 1992 году наладил производство передвижных четырехколесных торговых точек (киосков), способных обеспечить покупателям в практически любой точке населенных пунктов и по трассам автодорог «шаговую доступность» к товарам повседневного спроса.

Востребованность мобильных киосков «ТОНАР» для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса в поселках, деревнях и городах привела в конце 1992 года к резкому (в 15 раз) росту объемов их производства, а популярность и повсеместное их распространение привели к тому, что все передвижные киоски подобного типа стали называться «тонарами». Уже с 1994 года производственный профиль завода «ТОНАР» начал динамично меняться. Благодаря оснащению цехов современным оборудованием и вводу в строй новых производственных корпусов завод расширил линейку продукции. Так с 2002 года «ТОНАР» начал изготавливать самосвальные кузова, а с кризисного 2008 года освоил выпуск сельскохозяйственных прицепов и полуприцепов различного назначения и грузоподъемности (до 45 тонн). Современный круг потребителей продукции завода «ТОНАР» охватывает сельскохозяйственные предприятия, деревообрабатывающие производства и предприятия промышленности стройматериалов. Главное и неоспоримое преимущество седельных тягачей «ТОНАР» с полуприцепами перед специальной, например, транспортной техникой карьерного типа, состоит в том, что, несмотря на соизмеримо большую грузоподъемность и габариты, они допущены на дороги общего пользования страны.Во внутреннем дворе завода «ТОНАР» представлены образцы про^ дукции: от двух^ и трёхосных мало и среднетоннажных прицепов до полуприцепов большой вместимости и грузоподъёмности

В ближайших планах развития завода – в 2011 году восстановить производственную мощность до уровня 12–14 единиц техники в сутки, освоить серийный выпуск трехосных самосвалов «ТОНАР» собственной конструкции и седельных тягачей тяжелого класса, способных перевозить по автодорогам сыпучие грузы общей массой 80–120 т.

Реализуя новый этап в расширении линейки магистральных транспортных средств большой и особо большой грузоподъемности, завод изготовил опытный образец полуприцепа грузоподъемностью 80 тонн с седельным тягачом ТОНАР-6428.Отличительная особенность головного образца нового полуприцепа от уже освоенных серийным выпуском на заводе «ТОНАР», не только вдвое большей грузоподъемности, но и в способе его разгрузки – через задний борт без подъема кузова. Реализация такого способа разгрузки стала возможной благодаря применению сдвижной конструкции пола, запатентованной и изготовленной одной из известных голландских фирм по заказу завода «ТОНАР». Сдвижной пол набран из узких, длинных (во всю длину кузова) металлических пластин, совершающих поочередно циклические перемещения (с шагом 200 мм) в направлении заднего борта. Привод перемещения – гидравлический, от 3-х цилиндров, с рабочим давлением 25 МПа и максимальным расходом рабочей жидкости 110 л/мин.

Перед демонстрацией работы разгрузочного механизма полуприцепа директор завода «ТОНАР» Юрий Павлович Вайнштейн рассказал: «Представленный полуприцеп грузоподъёмностью 80 тонн разработан в нашем КБ по техническому заданию заказчика из Монголии и сделан в наших цехах. В задании, в частности, было указано, что полуприцеп с седельным тягачом прдназначается для дальне магистральных перевозок каменного угля определённой кусковатости и насыпного (удельного) веса. При выполнении этого заказа, разрабатывая варианты конструктивного решения, мы остановили выбор на варианте горизонтальной разгрузки без подъема кузова полуприцепа. Так называемые «сдвижные полы» для транспортных средств, способны перевозить самые разнообразные грузы: от насыпных сельскохозяйственных, сыпучих и дроблёных минеральных и каменных, до штучных грузов на паллетах и в контейнерах. По нашим исходным техническим условиям финские конструкторы спроектировали, изготовили и своевременно поставили сдвижной пол для этого полуприцепа и под указанный нами тип груза – дроблёный каменный уголь».Головной образец магистрального седельного тягача ТОНАР^6428 с полуприцепом ТОНАР^ 974618 грузоподъёмностью 80 тонн с горизонтальной выгрузкой груза

После этого собравшиеся получили возможность воочию убедиться в эффективности действия сдвижных полов полуприцепа. Перед выгрузкой груза водитель тягача распахнул задний борт, подвешенный на вертикальных шарнирах. Затем он включил кран привода гидросистемы пола, расположенный на пульте управления приводом, сбоку рамы полуприцепа. По мере выгрузки щебня водителю лишь оставалось периодически продвигать тягачом полуприцеп на шаг 1–1.5 м. Процесс полной выгрузки занял около 20 минут. Ритмичной выгрузке щебня «помогала» плита, дублирующая второй торцевой борт кузова, которая перемещалась в ходе разгрузки груза в направлении от кабины к заднему борту и таким образом предотвращала «растекание» щебня в сторону кабины, а по достижении кромки заднего борта способствовала полной выгрузке груза из кузова, что называется, до последнего камешка.

Кроме пола полуприцепа и колёсных дисков элементы его металлоконструкции, в том числе мосты, изготавливаются на «ТОНАР». Отдельно стоит отметить особенности седельного тягача ТОНАР-6428. Во-первых, он полностью изготавливается на заводе «ТОНАР»; во-вторых, в его конструкции применены проверенные в эксплуатации и надёжные узлы и комплектующие от известных мировых фирм: MAN (кабина), ЯМЗ (дизельный двигатель с турбонаддувом мощностью 412 л.с., с электронным блоком управления Bosch), трансмиссия со сцеплением FAST GEAR 12JS200TA и главной передачей HANDE AXLE, DZ9112000695. Тягач может оснащаться шинами трёх размерностей и двух категорий скорости: K, J. Передняя ось и ведущие мосты тягача – производство фирмы HANDE AXLE. Конструктивно тягач доступен к оснащению двигателями ЯМЗ-650.10, Cummins ISMe38530 и Cummins ISMe42030.

Далее, в ходе общения с гостями и представителями прессы, на наш вопрос относительно уверенности директора в надёжности тягача и полуприцепа для дальне-магистральных перевозок Ю.П. Вайнштейн рассказал, что подобный тягач с полуприцепом марки «ТОНАР» был испытан в организованном пробеге по маршруту «Москва – Владивосток – Москва» (а это – свыше 9 тыс. км пробега в один конец маршрута). Во время этого трансконтинентального пробега выявился единственный конструктивный (а может, и технологический) дефект... топливного бака (кстати, покупного комплектующего к тягачу). Общеизвестное («не европейское») качество российских автодорог привело к разрушению соединений у части внутрибаковых перегородок со стенками бака. Ни к ходовому, ни к силовому агрегату и трансмиссии тягача и полуприцепа не было никаких нареканий на всём пути этой беспрецедентной гонки. Кроме того, наша уверенность в надёжности конструкции седельного тягача ТОНАР-6428 и опытного образца полуприцепа ТОНАР974618 для дальне-маршрутных перевозок опирается ещё и на солидный практический опыт масштабного применения наших машин в сходных условиях предприятий Кузбасса, Республики Тыва, Иркутской области, Красноярского края. Именно в таких жёстких природно-климатических и производственных условиях проверяется степень надёжности машин. Естественно, что достигнутые высокие результаты промышленной эксплуатации и трансконтинентального пробега машин «ТОНАР» должны «окрылять» создателей (и конструкторов, и технологов, и производственников) на новые достижения. И вот уже представленная на показе модель полуприцепа ТОНАР-974618 со сдвижными полами и седельным тягачом ТОНАР-6428 готовятся к своему пробегу по маршруту Москва – Забайкалье – Монголия протяжённостью – также не хилой – около 8 тыс. км в один конец. По словам Ю.П. Вайнштейна, специалисты завода «ТОНАР» побывали на объекте предстоящей эксплуатации головного образца тягача с полуприцепом, изучили дорожные и технологические условия. Оценили, что они создадут ещё более жёсткий режим опытной эксплуатации нового магистрального транспортного средства. Несмотря на это, создатели уверены в надёжности машины и рассчитывают подтвердить её в готовящейся гонке через восточную часть России и Монголию, к месту её эксплуатации.

По сообщению присутствовавшего на презентации машины представителя заказчика – зам. директора по продажам компании Hyundai Motors Mongolia г-н М. Баттулга, опытный образец седельного тягача с полуприцепом грузоподъёмностью 80 тонн будет эксплуатироваться в промышленных условиях на экспортных перевозках каменного угля, добытого на одном из месторождений Монголии, до пункта его перегрузки на границе с Китаем. Плечо доставки – 280–300 км. По расчётам специалистов в этот период транспортное средство будет совершать по одному рейсу в сутки. При этом уголь в транспортное средство будет загружаться на наземном накопительно-перегрузочном складе карьера одноковшовым колёсным погрузчиком. По завершению цикла испытаний головного образца заказчик примет решение о закупке партии машин, чтобы обеспечить в полном объёме экспортные поставки угля в Китай.Головной образец магистрального седельного тягача ТОНАР^6428 с полуприцепом ТОНАР^ 974618 грузоподъёмностью 80 тонн с горизонтальной выгрузкой груза

Головной образец магистрального седельного тягача ТОНАР-6428 с полуприцепом ТОНАР-974618 грузоподъёмностью 80 тонн с горизонтальной выгрузкой груза

В развитие направления по созданию особо большегрузных магистральных автовозов, в настоящее время КБ завода «ТОНАР», совместно с зарубежным партнером, работает над проектом автомобильного магистрального углевоза грузоподъемностью до 120–130 тонн, который будет разгружаться через боковые борта кузова. Такая конструкция позволит существенно сократить цикл разгрузки груза и повысить производительность магистрального транспорта, особенно при доставке углей на существенно меньшие расстояния (чем в Монгольском проекте).

Анализируя впечатления от увиденного на заводе «ТОНАР» отметим:

1. Новые транспортные средства типа «ТОНАР» могут заинтересовать не только угольщиков, но и предприятия других подотраслей горнодобывающей промышленности. Например, разрабатывающих россыпные и коренные месторождения руд драгоценных металлов (платины, золота, редкоземельных), а также алмазосодержащих россыпей и маломасштабных месторождений ценных полезных ископаемых, расположенных в малообжитых и неосвоенных районах Крайнего Севера, Северо-Востока, Дальнего Востока России, где сеть железных дорог полностью отсутствует или слабо развита. На действующих в настоящее время отдельных предприятиях в этих районах для доставки концентратов и промпродуктов до обогатительных фабрик, крупных (базовых) предприятий, расположенных в сотнях километров, зачастую, вынужденно, используется не подходящий для этого автотранспорт карьерного типа (включая БЕЛАЗ, КрАЗ и т.п.).

Применение магистрального транспорта типа «ТОНАР» грузоподъёмностью 80–120 тонн в подобных условиях позволит снизить транспортную составляющую в себестоимости продукции, особенно при доставке руд и концентратов на дальние и средней дальности расстояния.

2. Магистральные средства большой и особо большой грузоподъёмности, освоенные производством, а также проектируемые на заводе «ТОНАР», способны заполнить пока пустующую нишу автомобильных перевозок продукции горнодобывающих предприятий на расстояния 30–50 км и более.

3. Однако для удовлетворения заказов рудных предприятий и карьеров промышленных строительных природных материалов, конструкторам машин придётся рассмотреть варианты изготовления кузовов из высоко износостойких сплавов, что скорее всего приведет к возрастанию собственной массы полуприцепов, потребует оснащения тягача более мощным силовым агрегатом и трансмиссией.

 

Журнал "Горная Промышленность" №3 (97) 2011, стр.68