ОАО «Промтрактор» расширяет модельный ряд

А.А.Самарин, начальник отдела ГСКБ, ОАО «Промтрактор»

Чебоксарский завод промышленных тракторов (ныне ОАО «Промтрактор») был основан в 1975 году с целью производства тяжелых машин аналогичных Caterpillar (США) и Komatsu (Япония). Сегодня ОАО «Промтрактор» специализируется не только на мощных промышленных тракторах, но и на машинах среднего и малого классов, являясь лидером в России и СНГ по производству современных тракторов тяговых классов 11, 15, 20, 25, 35, 50.

Предприятие ОАО «Промтрактор» постоянно расширяет диапазон выпускаемой продукции, ежегодно увеличивая типоразмерный ряд на 2–3 новые модели промышленных тракторов. В настоящее время на заводе осваивают новый высокотехнологичный промышленный трактор «Четра-9» (с тягой 9 т).

Конструкция этого трактора воплотила в себе самые лучшие технические решения серийно выпускаемых машин, которые уже прошли надежную проверку практикой эксплуатации. При создании «Четра-9» разработчики еще раз изучили замечания клиентов и постарались наиболее полно удовлетворить все их пожелания. Трактор в комплектации с рабочим оборудованием (полусферическим отвалом и трехзубым рыхлителем) весит всего 16.5 т, что делает его незаменимым помощником в работе дорожников, городских строителей, геологоразведчиков – его легко можно транспортировать в городских условиях на трейлере, а в отдаленные места, где отсутствуют дороги, осуществлять доставку на вертолете.

В тракторе применен шестицилиндровый рядный четырехтактный дизель с турбонаддувом жидкостного охлаждения NEF-6,7 фирмы IVECO (диаметр цилиндра и ход поршня 104(132 мм, рабочий объем двигателя 6.7 л., эксплуатационная мощность – 103 кВт при 2000 об/мин). На «Четра-9» может быть также установлен шестицилиндровый V-образный (угол развала 90°) четырехтактный дизель с турбонаддувом жидкостного охлаждения ЯМЗ-236НБ Ярославского моторного завода (диаметр цилиндра и ход поршня 130(140 мм, рабочий объем двигателя 11.14 л., эксплуатационная мощность – 110 кВт при 1800 об/мин).

Оба двигателя имеют топливный насос с регулированием момента впрыска со всережимным регулятором частоты вращения. Система очистки масла – с полнопоточным и центробежным фильтрами. Теплообменник двигателя – жидкостно-масляный, при этом теплообменник для охлаждения масла трансмиссии включен в систему охлаждения двигателя. Регулирование теплового режима осуществляется термостатом и вентилятором с приводом от дисковой муфты с автоматическим регулированием включения вращения в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Электрическая пусковая система – 24-вольтовая.

Двигатели NEF-6,7 фирмы IVECO и ЯМЗ-236НБ Ярославского моторного завода имеют охладитель наддувочного воздуха типа «воздух–воздух», который устанавливается в составе блока радиаторов.

Упругая эластичная муфта, установленная на ДВС, обеспечивает устойчивую, безударную работу редуктора привода насосов гидросистемы управления рабочего оборудования и трансмиссии на всех режимах работы ДВС.

Трехэлементный, одноступенчатый, прозрачный гидротрансформатор (активный диаметр 390 мм, максимальный коэффициент трансформации – 2.539, максимальный к.п.д. – 0.905), конструктивно объединенный с редуктором привода насосов и соединяемый с коробкой передач шлицевой муфтой, устанавливается на передней стенке заднего моста. Гидротрансформатор позволяет использовать максимальный крутящий момент ДВС, обеспечивая тем самым согласование нагрузок на рабочих органах с крутящим моментом ДВС без частого переключения передач при изменении нагрузки.

Планетарная коробка передач, переключаемая под нагрузкой, с муфтами диаметром 345 мм, работающими в масле и обладающими высокой способностью передачи крутящего момента, обеспечивает три передачи переднего и три передачи заднего хода. Скорость передвижения трактора при переднем ходе на первой передаче составляет 3.8 км/час, на второй – 6.9 км/час, на третьей – 11.1 км/час, при заднем ходе, соответственно, 5.0, 9.0, 14.4 км/час.

Переключение передач – электрогидравлическое. Коробка передач конструктивно объединена в единый силовой блок с согласующим редуктором, имеющим косозубые шестерни, установленные на конические подшипники, и главной конической передачей с круговым зубом. Силовой блок устанавливается в расточку заднего моста. Включение и выключение передач осуществляется с помощью многодисковых тормозов и фрикциона, работающих в масле.

Система управления поворотом трактора состоит из непостоянно замкнутых бортовых фрикционов и постоянно замкнутых усилием пружин остановочных тормозов, выполненных в виде многодисковых муфт, работающих в масле. Бортовые фрикционы и тормоза охлаждаются маслом под давлением и не требуют регулировки в течение всего срока службы. Они выполнены в одном блоке и обеспечивают легкое и плавное управление трактором.

Бортовая передача – двухступенчатая, 1-я ступень – цилиндрические прямозубые шестерни внешнего зацепления, 2-я ступень – планетарная по схеме «k + 1» (с остановленной коронной шестерней). Для облегчения замены в полевых условиях ведущая звездочка выполнена из пяти секторов, которые крепятся болтами. Они обеспечивают надежную долговечную передачу крутящего момента к гусеницам трактора. Плавающие кольцевые уплотнения типа “Due-Cone” обеспечивают надежное уплотнение бортовых редукторов.

Ходовая система – трехточечная полужесткая с вынесенной осью качания тележек. Гусеничные тележки прокачиваются на шарнире рамы трактора, смещенном от ведущего колеса вперед по ходу. Тележки воспринимают вес трактора через балансирную балку, шарнирно соединенную с тележками, и шарнир рамы, обеспечивающий разгрузку бортового редуктора. Каждая гусеничная тележка имеет шесть опорных и два поддерживающих катка, механизм натяжения и сдавания и натяжное колесо. Катки и натяжные колеса имеют взаимозаменяемые уплотнения торцевого типа и рассчитаны на одноразовую смазку в течение всего срока эксплуатации.

Гусеничная цепь с шагом 190.5 мм имеет смазываемый шарнир и замыкающее звено, что значительно удлиняет срок службы и облегчает ремонт.

Рама тележки полужесткой ходовой системы состоит из двух частей, телескопически соединенных между собой. Передняя часть рамы сварная, трубчатого сечения. В нижней части лонжеронов выполнены гнезда для установки натяжного колеса. Задняя часть – сварная, состоит из двух лонжеронов коробчатого сечения и приваренных к ним силового кожуха и днища. К нижним поверхностям лонжеронов, приваренных к задней части рамы тележки, прикреплены при помощи болтов шесть опорных катков. Передняя часть рамы тележки перемещается относительно задней по направляющим. Во внутреннюю полость рамы тележки залита жидкая смазка. В полости заливного отверстия расположены игла и заправочное отверстие с пробкой механизма натяжения. В задней части рамы расположено бугельное устройство с двумя крышками для крепления тележки к шарниру рамы трактора. В передней части рамы расположено бугельное устройство для шарнирного крепления тележки к балансирной балке.

Гидравлическое управление рабочим оборудованием (бульдозером, рыхлителем) состоит из гидронасосов независимого привода, бака, фильтров, клапанов, распределителя фирмы Bosch Rexroth с рабочим давлением 200 кг/см2. Бумажные патронные фильтроэлементы обеспечивают тонкость фильтрации 25 мкм как в гидросистеме трансмиссии, так и навесного оборудования. Управление основным распределителем осуществляется гидравлическими джойстиками.

На тракторе Т-9.01 установлена кабина, обеспечивающая комфортные условия труда оператора при работе трактора в тяжелых климатических и грунтовых условиях. Конструкция кабины с большой площадью остекления обеспечивает максимальную обзорность, позволяет видеть спереди крайние точки бульдозерного оборудования и сзади - наконечник рыхлителя. Установленная на резиновых амортизаторах кабина с шумопоглощающей обивкой, подрессоренное и регулируемое под индивидуальный вес оператора сиденье, сводят к минимуму шум и вибрации. По заказу потребителя могут дополнительно устанавливаться автономный отопитель и кондиционер.

Большая емкость полусферического отвала обеспечивает повышенную производительность, причем использование отвала без диагональной тяги, обеспечивает максимальное приближение отвала к капоту трактора и максимальное напорное усилие на нож отвала.

Модульная конструкция всех узлов и систем промышленного трактора (трансмиссии, ходовой системы, рабочего оборудования, системы охлаждения трактора, кабины и управления трактором) обеспечивает упрощенное и удобное техническое обслуживание при проверке и дозаправке всех систем, возможность снятия и установки узлов силовой передачи отдельными модулями и последующего их ремонта в специально оборудованных для этого помещениях с проведением их испытаний до установки на машину.

В перспективе на базе «Четра-9» будут выпускаться машины с пониженным удельным давлением на грунт – до 0.3 кг/см.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2004