Новый экскаватор или капитальный ремонт?

О.К.Шевелев, ген. директор ООО «Уральский Завод Гидравлических Трансмиссий», Екатеринбург

Отсутствие развитой системы кредитования обуславливает нестабильный спрос на экскаваторы. Нередко, заключив контракт на выполнение работ, предприятию уже некогда разумно подойти к анализу существующего предложения на рынке дорожно-строительной техники. Зачастую покупаются экскаваторы известных марок, при этом переплачивается 30–40 тысяч долларов только за «имя». Это при условии, что предприятие получило большой и выгодный контракт…

…В настоящей статье хотелось бы акцентировать внимание на «мелких» предприятиях, работающих в условиях незначительного роста объемов производства. При недостатке оборотных средств у этих предприятий есть несколько выходов из сложившейся ситуации:

1.    Закупка оборудования по лизингу либо в кредит. Сдерживающим фактором в этом случае является отсутствие залоговых средств, а итогом покупки является удорожание техники на 16–30%. К положительному результату сделки можно отнести списание оборотных средств и рассрочка на годы. Однако часто этот аргумент в пользу лизинга предприятиями не рассматривается.

2.    Покупка техники, бывшей в употреблении до пяти лет. Цена на такую технику составляет 30–50% от стоимости новой машины. Затраты на экскаватор весом около 40 тонн, вместо средней стоимости новой машины в 300 тыс. долл. составляет 100–180 тыс. долл. При сложившейся ситуации этот вариант может представляться предприятию наиболее привлекательным. Тем не менее, его надо рассматривать как сиюминутную выгоду, т.к. остаются вопросы качества приобретаемого оборудования, стоимости его простоев, стоимости содержания ремонтных служб. В обычной практике к цене такой покупки добавляются затраты на капитальный ремонт двигателя, основного гидравлического насоса и замену ходовой части. Все эти работы растягиваются по времени и вызывают длительные простои техники. Однако, при некоторых вариантах, когда покупаются «свежие» машины и есть определенная доля «везения», до агрегатного ремонта проходит от года до двух лет, но такое «везение» возможно лишь, если машина не старше пяти лет.

3.    Есть много вариантов приобрести в собственность экскаваторы 1986–1988 годов выпуска. В основном – это экскаваторы KATO HD-1500GYS. С одной стороны – это устаревшая модель при полном отсутствии электроники и с производительностью на 10–15% ниже современных, с другой– эта машина не требует высокой квалификации от обслуживающего персонала, имеет высокий запас прочности несущей металлоконструкции, большое количество производимых в России комплектующих. Но для такой машины стоимость эксплуатации резко повышается из-за постоянных замен изношенных деталей и агрегатов. Капитальный ремонт двигателя приводит к  простою, двигатель поставили, ремонтируют гидравлическую станцию – опять простой. После ремонта двигателя и основных насосов возникают проблемы при настройке и диагностике с гидрораспределитем. И так – шаг за шагом. В результате приобретения такого экскаватора машина зачастую не столько зарабатывает, сколько тратит денежные средства.

Но для многих организаций такая покупка – лучшее решение, если подойти к ней «с умом». Стоимость нового экскаватора KATO 1800 SV-S составляет около 300 тыс. долл., капитальный ремонт KATO HD-1500GYS обойдется примерно в сто тысяч долларов при годовых гарантийных обязательствах. Производительность на 15% ниже, но после капитального ремонта экскаватор в течение года и более не простаивает, затраты на обслуживание двигателя ниже в 5 раз (т.к. обычно в процессе ремонта двигатель Mitsubishi 8DC, который давно снят с производства, заменяется на отечественный ЯМЗ 238 М2). Ресурса двигателя ЯМЗ хватает минимум на три года, стоимость нового двигателя – 100 тыс. рублей и она не сравнима с ремонтом Mitsubishi 8DC. Как показал опыт нашего завода, ресурс российской станции АН-18 (как замена основного насоса Kawasaki), составляет три года работ в условиях щебеночного карьера. Итак, при нормальном подходе, экскаватор KATO HD-1500 GYS может прослужить еще три-четыре года без издержек на ремонт и простой.

Но как бы ни был надежен этот легендарный экскаватор, на смену ему приходят новые поколения. Сегодня в России компания KATO Works Co. предлагает модельный ряд новых машин KATO HD-1023, KATO HD-1430, KATO HD-2045.

Наряду с вышеизложенным нельзя забывать и о Российских производителях. К сожалению, только в настоящее время отечественные заводы-производители начали прилагать значительные усилия по совершенствованию своих экскаваторов. Ярким примером может служить техника марки «Кранэкс».

Их стремление довести свою машину до совершенства достойно уважения. Конструкторы «Кранэкс», как и многие другие предприятия, пошли по пути замены основных узлов управления и гидравлических систем на импортные агрегаты. Но и здесь есть свой минус – это значительное удорожание машин. В результате, потребитель получает экскаватор по цене, приближенной к зарубежному аналогу, но российского производства, что влечет за собой проблему его ремонтопригодности (ведь запасные части и комплектующие – импортные).

В настоящий период, период сближения Российского и зарубежного машиностроения, главную роль играет сервисная служба. Впрочем, сервисная служба может быть не специализированной по какой-либо марке, главное, чтобы цели владельца – «минимальный простой, максимальная выработка», совпадали с возможностью оказать специализированным предприятием услуги по сервису и ремонту.

Система планово-предупредительных ремонтов влечет за собой определенные материальные затраты, но в итоге заказчику она приносит прибыль несоизмеримо большую. В первую очередь, эта система выгодна предприятиям с небольшим (либо минимальным) оборотным капиталом. При содружестве со специализированным сервисным центром по ремонту и обслуживанию техники эти предприятия могут добиться минимизированных затрат при значительных объемах работ.

Однако не стоит забывать о статистике. Именно по статистическим данным первые вопросы по планово-предупредительным ремонтам экскаваторов KATO 1800 SV-S возникают только после шести лет «суровой» эксплуатации, а многие экскаваторы KATO HD-1500 GYS выпуска 1978–1986 гг. до сих пор успешно работают в Урало-Сибирском регионе.


Абсолютно верного решения для всех случаев жизни в этой статье мы не нашли, но во многих вопросах попытались расставить приоритеты. Главное, что у организации, эксплуатирующей экскаваторную технику, всегда есть выбор.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2003