Мелкоузловой демонтаж и перевозка карьерных экскаваторов

В.В.Рудоискатель, зам. генерального директора НПП «Горные машины»

В настоящее время целый ряд предприятий в горнодобывающих отраслях промышленности в связи с высокими ценами на новое оборудование вынуждены поддерживать собственный рабочий парк привычного горного оборудования за счет приобретения бывших в употреблении машин.

При этом, на многих горных предприятиях существующие до сих пор службы главного механика из-за нехватки квалифицированных кадров не справляются с задачей обеспечения эффективной эксплуатации, надежного ремонта и содержания горных машин. На большинстве из них ослаблена ремонтная база (ощущается нехватка грузоподъемной техники и специализированного транспорта) и материально-техническое снабжение (в части поставок фирменных запчастей). Это имеет место на фоне роста числа фирм, торгующих запасными частями и агрегатами, и очень малого количества фирм, способных профессионально осуществлять ремонт и сервисное обслуживание горных машин.

Последние обстоятельства побудили нас создать собственную фирму НПП «Горные Машины», главной задачей которой является оказание услуг по ремонту и сервисному обслуживанию оборудования, а также по модернизации горной техники, в том числе бывшей в употреблении. Штат НПП «Горные Машины» укомплектован не только высококвалифицированным рабочим персоналом ремонтников, но и шеф-инженерами с большим опытом конструкторской работы. Наличие специалистов, принимавших участие в создании многих машин, позволяет фирме быстро и качественно выполнять договорные обязательства. Уже более полутора лет наша фирма выполняет заказы предприятий по демонтажно-монтажным и попутным ремонтно-восстановительным работам экскаваторов типа ЭКГ-5, «перебрасываемым» с одного объекта на другой на расстояния от десятков до нескольких сотен километров по автодорогам общего пользования.

Реальный практический опыт по эксплуатации и ремонту горной техники, накопленный нашими специалистами, дает основания для вывода о том, что не всегда традиционные схемы проведения работ и кажущаяся при этом экономия денежных средств приводят к действительно эффективному результату. Наиболее дешевый, на первый взгляд, крупноузловой метод демонтажа и перевозки горных машин, традиционно используемый заводом-изготовителем, сопряжен с целым рядом недостатков:

•    отгрузка машин заказчику, в частности, экскаваторов карьерного типа, производится на железнодорожных платформах по типовой, согласованной с МПС, схеме: поворотная платформа в сборе с механизмами, противовес, шкафы управления, кабина машиниста, пятимашинный агрегат. При этом, при крупноузловом методе перевозки бывших в употреблении экскаваторов ходовые тележки перевозятся в собранном виде (с завода-изготовителя они поступают в полуразобранном виде);

•    не всегда имеется возможность переброски техники по железной дороге, а при небольших расстояниях (до 250–300 км) это становится экономически невыгодным;

•    крупноузловой метод перевозки горных машин сопряжен с необходимостью задалживания грузоподъемной (не менее 70–100 т) техники и спецтранспорта (грузоподъемностью не менее 60 т) для доставки узлов такой массы; аренда этой техники по расценкам ОАО «Уралстальконструкция» обходится по 25 тыс.руб. в день;

•    для использования крана и спецтранспорта необходимы соответствующие подъездные пути к месту проведения работ, которые не всегда имеются на промплощадке карьеров.

Поэтому, получив заказ от металлургического холдинга на перевоз экскаватора ЭКГ-5 с Серовского металлургического комбината на Ревдинский металлургический комбинат, наши специалисты предложили осуществить его методом мелкоузловой разборки машины. При этом были использованы: для демонтажа экскаватора – имеющийся на Серовском комбинате кран грузоподъемностью 16 т; для перевозки узлов и деталей – имеющийся на Ревдинском комбинате транспорт – тяжеловоз для металлолома. Полная масса груженого автотранспорта во всех случаях не превышала 25 т, что соответствует допустимой нагрузке на автодорожные мосты и автодороги общего пользования. Другие аргументы в пользу этого метода:

•    отпадает необходимость в получении разрешения на перевозку негабаритных грузов и согласования перевозки с владельцами энергосетей;

•    нет необходимости получать разрешение ГИБДД на движение колонны и ее сопровождение по дорогам;

•    в ходе демонтажа экскаватора имеется возможность попутно провести ревизию узлов и механизмов (механизмы поворота, подъемной лебедки, редукторов ходовых механизмов), металлоконструкций ходовых тележек и поворотной платформы.

При мелкоузловом демонтаже, по существу, составляется дефектная ведомость, даются рекомендации по замене и ремонту изношенных механизмов, и производится собственно ремонт.

При «переброске» экскаватора ЭКГ-5 на Ревдинский комбинат на его демонтаж было затрачено 10 дней вместо 45 дней по существующим нормативам.

Нашей фирмой выполнены подобные заказы для Снежинского завода ЖБИ в Челябинской области и шахты «Рудная» в Пермской области.

Метод мелкоузловой разборки позволяет:

•    использовать имеющуюся на предприятиях стандартную грузоподъемную и транспортную технику и исключить расходы на аренду спецтехники;

•    провести попутную ревизию и ремонт узлов и механизмов экскаватора, металлоконструкций поворотной платформы и ходовых тележек (т.к. после демонтажа механизмов открывается доступ к «проблемным» местам металлоконструкций);

•    уменьшить общие расходы на ремонт и сократить простои машины в последующих регламентных ремонтах;

•    исключить операции по разборке-сборке машины во время планового капитального ремонта механической части (который обычно проводится для машин со сроком наработки более 10 лет);

•    обеспечить поддержание высокого коэффициента технической готовности машины.

Наш опыт по «переброске» экскаваторов свидетельствует в пользу только мелкоузлового способа демонтажа и перевозки таких машин по автодорогам.  

Журнал "Горная Промышленность" №1 2002