Построение технического сервиса карьерной техники ПО «БелАЗ»

К.Ю.Анистратов, генеральный директор ООО «АК Технокомплект»
И.Ф.Бондарев, заместитель директора ПСП «БелАЗ-Сервис»

Анализ действующей системы технического обслуживания

Действующая система технического обслуживания и ремонта горного и транспортного оборудования, заложенная советской экономикой, предусматривает обслуживание техники, в частности большегрузных самосвалов, организационными структурами (с соответствующим техническим обеспечением), входящими в состав самих горных предприятий. На крупных горных предприятиях, таких как «АЛРОСА», «Кузбассразрезуголь», «Якутуголь», ГОКи Кривбасса обслуживание и ремонт самосвалов осуществляется в основном силами транспортных цехов и автобаз.

Качество технического обслуживания и ремонта (проводимых в АТТ), характеризующееся технической готовностью парка на действующих предприятиях, обусловлено:

•    уровнем квалификации персо-нала;

•    отношением руководства горного предприятия к задачам обслуживания техники;

•    объемом выделяемых ресурсов на приобретение запасных частей;

•    оснащенностью автобаз специальным оборудованием и инструментом для ТО и ремонта, а также производственными площадями;

•    уровнем организации материально-технического снабжения (МТС).

Наряду с указанными факторами на себестоимость технического обслуживания самосвалов и, в конечном итоге, на рентабельность всего горного бизнеса влияют цены на запасные части и материалы, а также размеры запасов запчастей на складах.

Проведенный анализ уровня технического обслуживания карьерных самосвалов на различных горнодобывающих предприятиях позволил выделить следующие особенности.

•    Действующая система заявок при поставках запчастей определяет «резервы» как в количестве, так и в цене приобретаемых запчастей и материалов.

•    В недалеком прошлом система снабжения запасными частями и материалами обусловливала к накоплению огромного объема не только «неликвидов», но и сверхнормативных запасов запасных частей.

•    В последнее время ситуация по поставке запасных частей, вследствие усиления контроля со стороны управляющих компаний, изменения самой системы МТС, меняется. Однако, и в настоящее время количество заявленных запасных частей и их номенклатура остается на совести специалистов.

Поэтому, по нашей оценке, даже при наличии жесточайшего контроля за объемами поставок и ценами на запасные части со стороны соответствующих служб управляющих компаний, при существующей системе ремонта и ТО, размер оборотных средств, задействованных на запасные части выше достаточного.

•    На большинстве горнодобывающих предприятий ремонты агрегатов самосвалов (двигатели, ГМП, электромашины и т.д.) проводят своими силами, что определяет качество ремонта. Мощности специализированных ремонтных предприятий практически не используются.

•    Стимулирование персонала автобаз в настоящее время в большинстве случаев, если оно вообще реализовано, не связано с уровнем технической готовности парка самосвалов.

Оценка потребности рынка

в сервисных услугах

Изменения конъюнктуры на рынке, переход горных предприятий в руки собственников, изменение общих принципов функционирования экономики предъявляют новые требования как качеству горной и транспортной техники, так и построению системы обслуживания ее в гарантийный и послегарантийный периоды.

Так на горных предприятиях России, Казахстана, Украины и других стран продукция ПО «БелАЗ» ощущает серьезную конкуренцию мировых производителей, которые наряду с современной качественной техникой предлагают полный комплекс сервисных услуг, обеспечивающих высокие показатели технической готовности машин.

В настоящее время при выборе высокотехнологичного горного и транспортного оборудования покупатель сопоставляет предложения конкурентов не только по контрактной стоимости техники и условиям ее оплаты, но и по стоимости сервисных услуг. Сервисная поддержка является необходимым условием при продаже оборудования.

При этом, в сервисе заинтересованы и производитель техники, и покупатель. Покупателю не нужен самосвал как таковой. Приобретая самосвал или другое оборудование, горное предприятие приобретает услугу: транспортирование горной массы, экскавацию и др. Критерием при окончательном выборе типа, модели, марки и, в конце концов, фирмы-производителя является стоимость услуги, выраженная в стоимости одного часа технически готовой к работе техники.

Экономические эксплуатационные показатели работы карьерного транспорта на горном предприятии, выраженные в себестоимости тонно-километра, зависят от комплекса горнотехнических и горно-геологических факторов, организации работ и условий эксплуатации машин в карьере. Условия эксплуатации машин влияют (но не определяют) на стоимость часа технической готовности.

Стоимость приобретаемой услуги определяется: первоначальной ценой техники и запасных частей к ней, их качеством и ценой сервисного обслуживания.

Производитель техники, обеспечивая сервисную поддержку через свою систему сервиса, в конечном итоге контролирует техническое состояние техники и реализует полностью конструктивное качество производимых машин.

Таким образом, в настоящее время для обеспечения конкурентоспособности продукции ПО «Бел-АЗ» на рынке сложились объективные и субъективные предпосылки для реализации программ перехода на сервисное обслуживание самосвалов БелАЗ практически на любом горном предприятии.

Реализация программы создания системы технического сервиса

Формированию системы сервиса продукции положило начало создание сети региональных предприятий «БелАЗ-Сервис», основные задачи которых:

•    обеспечение потребителей запасными частями в гарантийный и послегарантийный периоды;

•    оказание практической помощи в пуско-наладочных работах, при вводе техники в эксплуатацию;

•    контроль за ходом эксплуатации в течение всего жизненного цикла машин.

Для этих целей в странах СНГ были созданы и функционируют 20 региональных предприятий «Бел-АЗ-Сервис» и целый ряд их филиалов и представительств. Сервисной сетью охвачены практически все регионы, где эксплуатируются более 18000 единиц карьерной техники БелАЗ.

Особое внимание в работе структурных подразделений предприятий «БелАЗ-Сервис» уделено освоению новых моделей карьерной и специальной техники. Для этого на головном предприятии создано техническое подразделение, имеющее в штате специалистов высокой квалификации, которые в тесном взаимодействии с региональными представительствами обеспечивают пусконаладочные работы, обучение технического персонала предприятий-потребителей особенностям конструкции, обслуживания, ремонта и эксплуатации новой техники.

Проведены изменения кадровой структуры региональных предприятий «БелАЗ-Сервис», в каждом из которых теперь имеются технические специалисты, готовые оказать практическую поддержку на местах эксплуатации карьерной техники.

На заводе ежегодно проводится целевое обучение технических специалистов предприятий-потребителей и подразделений «БелАЗ-Сервис». По заявкам потребители снабжаются технической литературой и гаражным оборудованием.

В последнее время организованы и функционируют опорные пункты при ОАО «Апатит» в г.Кировске, ОАО «Карельский окатыш» в г.Костомукша, при Навойинском ГМК в г.Заравшан, а также новые сервисные представительства в г.Айхал (Якутия) и Междуреченске (Кемеровская область).

С целью совершенствования порядка сервисного обеспечения самосвалов в гарантийный и послегарантийный периоды стандартом предприятия с учетом положений ИСО 9001 установлен обязательный порядок проведения работ по сервисному обслуживанию карьерной техники для всех подразделений и региональных предприятий «БелАЗ-Сервис».

Дальнейшее совершенствование сервиса карьерной техники БелАЗ заключается в поэтапном переходе на систему сервисного обслуживания на горных предприятиях России и стран СНГ с использованием специализированных сервисных предприятий – «сервисных центров».

Опыт создания и функционирования сервисного центра ООО «АК Технокомплект» по полному сервисному обслуживанию самосвалов БелАЗ на Жайремском ГОКе

ООО «АК Технокомплект» при непосредственной технической поддержке головного предприятия «БелАЗ-Сервис» реализовало проект создания сервисного центра на базе Жайремского ГОКа. В настоящее время в пос.Жайрем Карагандинской области на дочернем казахском предприятии ТОО «СЦ АК ТЕХНО» работает 150 работников, охватывающих весь процесс от поставки запасных частей и материалов до ежедневного обслуживания 37 самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 42 т, 75 т и 110 т.

Сервисный центр обеспечивает полное сервисное обслуживание самосвалов. Экономические взаимоотношения между сервисным центром и горным предприятием основывается на том, что сервисный центр продает мото-часы работы техники, при этом гарантируется определенный коэффициент готовности парка техники.

В случае необходимости сервисный центр производит комплекс услуг по восстановительному ремонту техники.

Для обеспечения рентабельности работы сервисного центра реализуется программа планирования надежности работы техники путем применения инструментальных методов контроля и собственных компьютерных систем прогноза надежности, а также систем планирования ТО и ТР в комплексе с планированием поставок запасных частей.

Критерием при планировании работы сервисного центра является максимальный коэффициент технической готовности парка, так как сервисное предприятие заинтересовано в максимальном объеме продажи мото-часов.

Сервисный центр обеспечивает для своих нужд поставку только оригинальных или лицензионных запасных частей. При этом идеология поставок сервисного центра основывается на тезисе «Приобрел запасную часть – установил ее на оборудование – и сам за нее отвечаю».

Для обеспечения необходимого уровня оснащенности сервисного центра ООО «АК Технокомплект» приобрел специальное оборудование и инструмент для ремонта самосвалов. Ведется постоянная работа по улучшению кадрового состава сервисного центра, повышению квалификации местных кадров.

Сервисный центр несет ответственность за качество ремонта и проводит рекламационную работу по поставленным запасным частям в рамках договорных отношений.

Опыт работы на Жайремском ГОКе показывает, что переход на полное сервисное обслуживание обеспечивает повышение эффективности работы транспорта за счет совершенствования системы технического сервиса путем использования квалифицированного персонала, планирования технического обслуживания и поставок оригинальных запасных частей, использования систем мониторинга состояния самосвалов и учета движения запасных частей.   


Полное сервисное обслуживание карьерных самосвалов – комплекс мероприятий, включающий полное техническое обслуживание самосвалов и поставку необходимых запасных частей, быстроизнашивающихся деталей и расходных материалов (исключая шины и топливо) для выполнения всех видов работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом самосвалов, предоставление Заказчику консультации и рекомендации эффективной эксплуатации самосвалов.

Полное техническое обслуживание включает ежесменное обслуживание (ЕО), техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт (ТР), сезонное обслуживание (СО), работы по замене шин.

Ежесменное обслуживание (ЕО) самосвалов – комплекс ежесменных операций по обслуживанию самосвалов, рекомендуемых производителем в соответствии с техническими параметрами.

Техническое обслуживание (ТО) самосвалов – комплекс планово-предупредительных мероприятий, рекомендуемых производителем в соответствии с техническими параметрами и инструкциями по применению его продукции, сокращающих до минимума поломки и обеспечивающие нормативный срок эксплуатации самосвалов.

Сезонное обслуживание (СО) самосвалов - комплекс плановых мероприятий, направленных на обслуживание самосвалов в связи с изменением времени года, т.е. лето-зима и зима-лето.

Ремонт самосвалов – комплекс операций по устранению поломок горного оборудования, замены изношенных деталей, узлов и агрегатов с целью его приведения в работоспособное состояние.

Текущий ремонт (ТР) самосвалов – комплекс плановых мероприятий, направленных на восстановление изношенных или вышедших из строя узлов и агрегатов самосвалов.

Восстановительный ремонт самосвалов – ремонтные работы, необходимые для восстановления самосвалов, улучшения технических характеристик, приближенных к достигаемым нормативным характеристикам нового оборудования и стандартам, с которых начинается техническое обслуживание.

Запасные части - детали, узлы и агрегаты, устанавливаемые в оборудовании для выполнения в полном объеме его технического обслуживания, ремонта и восстановительного ремонта, определения которых даны выше.

Услуги – это выполненные работы, поставки и счета, выставленные Исполнителем Заказчику за выполнение в полном объеме технического обслуживания, ремонта и восстановительного ремонта оборудования, определения которых даны выше.

Сервисный Центр – предприятие, осуществляющее техническое обслуживание, ремонт и восстановительный ремонт оборудования, определения которых даны выше.

Техническая готовность – суммарное время наработки на отказ самосвала, определяемое сложением продолжительности всех последовательных временных интервалов за период, в течение которых самосвал был готов к работе, вне зависимости от фактического использования его рабочего потенциала.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001