Тенденции развития карьерного автомобильного транспорта
Е.Л.Резников, президент ОАО ХК «Кузбассразрезуголь»
К.Ю.Анистратов, главный редактор журнала «Горная Промышленность»
А.Н.Домбровский, ст.научн.сотр., ИПКОН РАН
В настоящее время в мире открытым способом разрабатывается большая часть месторождений полезных ископаемых: более чем на 1000 крупных карьерах добывается 1,5 млрд. тонн угля, 80% медной руды, две трети золота, более 50% бокситов, фосфатов, свинца, цинка и других металлов и минералов. При этом устойчивой тенденцией является рост единичной мощности и глубины карьеров, что влечет за собой повышенный спрос на высокопроизводительную горную и транспортную технику.
По данным Parker Bay Company на 760 карьерах в 63 странах мира работают около 14000 единиц техники стоимостью более 30 млрд. долл. США (в ценах 1998 г.), в т. ч. порядка 10000 карьерных большегрузных автосамосвалов грузоподъемностью более 90 т, 450 драглайнов с ковшом вместимостью более 10 м3, 1335 канатных экскаваторов с ковшом емкостью 10-50 м3, более 950 гидравлических экскаваторов с рабочей массой более 140 т и около 1000 фронтальных погрузчиков с двигателем мощностью 600 л.с. и более (табл.1).
Географическое распределение объемов горных работ можно охарактеризовать количеством горного оборудования, работающего в различных регионах мира: 43% общего объема всей техники находится в Северной Америке, 18% в Австралии и Океании, 12% в Латинской Америке (табл. 2).В Австралии эксплуатируются более 100 карьеров по добыче угля, железа и золота. Если учесть новые медные, золоторудные и угольные карьеры в Индонезии и Новой Гвинее, то логично отнести этот регион на второе место после Северной Америки. Не на много отстает и Латинская Америка, где разрабатываются 88 месторождений, расположенных в 11 странах; многие из них являются новейшими и одними из самых больших в мире. Чили и Бразилия доминируют в данном регионе, но большинство центров горной промышленности расположены в Мексике, Перу и Колумбии. Регион остается одним из крупнейших в мире по объемам использования карьерных автосамосвалов и погрузчиков большой и особо большой грузоподъемности.
В России и республиках б. СССР на 1.01.96 г. работают более 3000 автосамосвалов грузоподъемностью более 70 т и электрических канатных экскаваторов с ковшом вместимостью более 10 м3.
Производство большегрузных автосамосвалов сконцентрировано в настоящее время на машиностроительных заводах семи крупных мировых концернов: KOMATSU (объединившаяся с фирмой HAULPAK), EUCLID-HITACHI, CATERPILLAR, LIEBHERR, TEREX, KRESS и ПО «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ).
Наибольшее количество моделей автосамосвалов выпускает компания KOMATSU-HAULPAK: 22 типоразмера, охватывающих диапазон грузоподъемности от 20 до 290 т. Компания CATERPILLAR производит 8 типоразмеров машин грузоподъемностью от 36 до 326 т. Фирма EUCLID-HITACHI выпускает также 8 типоразмеров автосамосвалов грузоподъемностью от 32 до 280 т. Американская корпорация TEREX и входящие в нее фирмы UNIT RIG и O&K наладили производство 11 типоразмеров автосамосвалов грузоподъемностью от 36 до 290 т. Германская фирма LIEBHERR выпускает 4 типоразмера карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности — от 195 до 327 т.
Американская фирма LE TOURNEAU выпускает два типоразмера автосамосвалов подобного ряда — грузоподъемностью 172 и 181 т.
ПО БелАЗ (Беларусь) осуществляет серийный выпуск 9 типоразмеров автосамосвалов грузоподъемностью от 30 до 220 т.
Фирма KRESS известна, как один из производителей карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности с донной выгрузкой перевозимых горных пород и полезных ископаемых.
Классификация по грузоподъемности современных моделей карьерных автосамосвалов из типоразмерных рядов, освоенных ведущими мировыми фирмами, представлена в табл. 3.
По конструктивному исполнению карьерные автосамосвалы делятся на две основные группы: с жесткой и шарнирно-сочлененной рамой. Кроме того, автосамосвалы с жесткой рамой, рассматриваемые в данной статье, в свою очередь разделяются по типу применяемой трансмиссии на машины с гидромеханической и с электрической трансмиссиями. Причем к первой относятся, как правило, автомобили грузоподъемностью до 75-80 т. Исключение составляют автосамосвалы фирмы CATERPILLAR, имеющие механическую трансмиссию до грузоподъемности 300 т.
Общей тенденцией в развитии карьерных автосамосвалов можно считать повышение их грузоподъемности, сдерживаемое в настоящее время мощностью двигателя и возможностями применяемых шин. К 1998 году на рынке появились серийные карьерные автосамосвалы грузоподъемностью 300 т, в которые вложено все передовое, что есть в области проектирования и технологии производства транспортных средств для открытых горных работ и строительства.
Второй фирмой (после TEREX), которая за последние 20 лет с момента создания автосамосвала TITAN приблизилась к 300-тонной границе, стала KOMATSU MINING SYSTEMS (KMS), разработавшая модель 930E. Первые автосамосвалы 930Е были введены в эксплуатацию на карьерах Phelps Dodge (Нью Мексико) и Morenci (Аризона). В настоящее время в эксплуатации находятся более 100 машин этой модели, из них 40 — уже отработали более 5000 часов. Грузоподъемность первых автосамосвалов модели 930Е составляет 270 т. Применение низкопрофильных шин 50/90R57, способных выдерживать повышенную нагрузку, обеспечило повышение грузоподъемности до 290 т. Новый трехфазный привод на переменном токе (AC) фирмы Siemens для автосамосвалов данной модели позволил отказаться от применения щеток или коммутаторов, благодаря чему значительно увеличился вращающий момент и скорость самосвала, надежнее стала тормозная система.
Компания Philippi-Hagenbuch модернизировала один из автосамосвалов 930Е для перевозки угля, увеличив объем кузова с «шапкой» до 330 м3 (по SAE 3:1) против стандартного с «шапкой» 184 м3 (по SAE 2:1). Малая масса кузова (41 т вместе с открываемой задней стенкой) при низком центре тяжести обеспечивает высокую устойчивость машины при движении на виражах и по карьерным призабойным дорогам.
Фирма EUCLID после завершения стадии опытной разработки модели R260 произвела около 20 автосамосвалов, которые сейчас работают в Австралии, Канаде и США. Все автосамосвалы EUCLID, работающие в настоящее время на карьерах мира, оснащены системой привода на постоянном токе (DC) фирмы General Electric, ограничивающей максимальную грузоподъемность машины 238 тоннами. Вместе с тем, EUCLID работает над созданием автосамосвала с приводом на переменном токе (AC) фирмы Siemens.
Фирма CATERPILLAR готовит к серийному выпуску автосамосвал модели 797 грузоподъемностью 324 т с кузовом емкостью 220 м3 и эксплуатационной массой 558 т, оснащенный шинами 55/80R63. На автосамосвале установлены двигатели 3524BLS мощностью 2535 кВт с электронной системой управления, с топливной системой серии 3500 и четырехстадийным турбонаддувом. Особенностью автосамосвала является 7-ми скоростная коробка передач и механическая система управления, запатентованная фирмой CATERPILLAR. Механическая система управления и сдвоенный двигатель, вызывают у экспертов скептическое отношение к заявленному расходу топлива у СAT-797, хотя разработчики уверяют, что он будет не выше, чем у аналогов других фирм.
Рабочее торможение CAT-797 производится с помощью многодискового механизма с масляным охлаждением на каждом колесе, в то время как замедление скорости при движении автосамосвала под уклон осуществляется сложным гидродинамическим тормозом-замедлителем (похожим на системы, применяемые в карьерных автосамосвалах небольшой грузоподъемности этой фирмы).
Наряду с созданием модели CAT-797 фирма значительно усовершенствовала свои основные модели и освоила выпуск новой серии «С» СAT-785С с 136 тоннами полезной нагрузки и СAT-789С грузоподъемностью 177 т взамен моделей серии «В».
HITACHI CONSTRUCTION MACHINERY сообщила, что до октября 2001 года приобретет 20% акций EUCLID-HITACHI. Сейчас компания производит автосамосвалы с полезной нагрузкой от 29 до 254 т (модель R280). Новая серия «С» автосамосвалов этой компании характеризуется повышением производительности на 20% благодаря более высоким рабочим скоростям движения на подъем и под уклон, укороченного тормозного пути при спуске в карьер.
Модели автосамосвалов фирмы UNIT RIG представляют модификацию типоразмерного ряда с укороченной базой. К основным преимуществам следует отнести конструкцию главной рамы, которая состоит из прямых продольных балок увеличенного сечения и поперечных трубчатых балок. Все новшества, введенные в конструкцию рамы, позволяют гарантировать ее работу без нарушений на протяжении не менее 40 тыс. часов. Конструкция переднего моста, запатентованная фирмой, обеспечивает постоянное совмещение передних шин и позволяет увеличить срок их службы.
Применение специальных сортов стали и запатентованной фирменной конструкции днища кузова типа «плавающие балки» позволяет снизить напряжения в конструкции кузова и увеличить срок его службы в целом.
Особое внимание уделено кабине, где предусмотрена встроенная система безопасности водителя в случае опрокидывания автосамосвала. Передний бампер обеспечивает дополнительную защиту водителя при столкновении с кузовом впереди идущей машины. Автосамосвалы Unit Rig снабжены гидравлической тормозной системой быстрого срабатывания, контролируемой водителем. Замкнутый гидростатический контур рулевой системы обеспечивает быстрое ее срабатывание вне зависимости от оборотов двигателя.
Модель UNIT RIG MT-4800 похожа по концепции на KOMATSU-HAULPAK 930E и является модификацией МТ-4400 грузоподъемностью 234 т, но с укороченной базой.
На автосамосвалах модели MT-4800 могут устанавливаться три двигателя: 16V396 фирмы MTU, QSK60 фирмы CUMMINS и серия 4000 фирм MTU/DETROIT DIESEL, развивающие мощность 2000, 1865 и 2014 кВт соответственно. MT-4800 имеет грузоподъемность 290 т и оснащен приводом постоянного тока General Atomics. Эта разработка появилась недавно, поскольку General Atomics является новым производителем на рынке горного оборудования.
В настоящее время ведутся работы по созданию новой модели MT-5500 грузоподъемностью 308 т, с двигателем мощностью 2238 кВт и электроприводом на переменном токе (АС).
Фирма UNIT RIG также выпускает три модели трехосных углевозов с донной разгрузкой на базе седельного тягача: BD-220 грузоподъемностью 200 т, BD-240 и BD-270 грузоподъемностью 218 и 245 т соответственно.
Компания LIEBHERR опять поднялась на вершину рынка карьерных автосамосвалов, благодаря разработке машины Т282 грузоподъемностью 327 т. Новое поколение автосамосвалов LIEBHERR обеспечивает существенную экономию топлива, снижение эксплуатационных расходов и увеличение производительности. LIEBHERR Т282 оснащен двигателем MTU/DDC 4000, мощностью 2238 кВт. Как и EUCLID, LIEBHERR использует систему привода на переменном токе Siemens (АС), которая разработана на базе системы для железнодорожных локомотивов. Т-282 оснащен низкопрофильными шинами Michelin 55/80R63, разработанными специально для сверхтяжелых карьерных автосамосвалов.
При создании Т282 LIEBHERR использовал новую философию — управление нагрузками в четырех принципиальных областях, которые включают базовый блок, механизм передней подвески, оснащение цилиндра подъема кузова и оснащение заднего моста.
Конструкция рамы обеспечивает перенос нагрузок на заднюю подвеску и непосредственно на ось заднего моста. Такое распределение нагрузок в сочетании с использованием высокопрочного материала А710 снижает вероятность поломок. Передняя подвеска и рулевое устройство создают конструкцию двойного параллельно-рычажного механизма, обеспечивающего лучшее управление машиной при движении и более продолжительную жизнь шин. Принцип управления нагрузками был также реализован в конструкции цилиндра подъема кузова Т282. Траверса цилиндра подъема кузова смещается. Это позволяет сохраняться некоторому уровню упругости между траверсой цилиндра подъема кузова и рамой машины. Такое решение позволяет увеличить срок службы большинства узлов этого блока машины, снижает эксплуатационные расходы и улучшает ходовые характеристики машины.
Тормозная система и система рулевого управления автосамосвала Т282 полностью гидравлические, с аккумуляторной резервной системой, которая поддерживает рабочее давление 20.7 МПа. Новые тяговые электродвигатели фирмы LIEBHЕRR имеют пакетную конфигурацию. Моторы смонтированы внутри корпуса, а двухступенчатая планетарная зубчатая передача смонтирована снаружи. Передаточное отношение трансмиссии обеспечивает максимальную скорость движения автосамосвала 64 км/ч с отличными рабочими характеристиками при движении под уклон.
Система привода на переменном токе (АС) обеспечивает дополнительный запас надежности тормозов автосамосвала, позволяя общему динамическому тормозному усилию подниматься до 4475 кВт, приводящему к снижению скорости до 0.8 км/ч и последующему включению в действие тормозной системы для окончательной его остановки. Система контроля также информирует оператора об операциях, выполняемых механизмами автомашины в процессе ее торможения. В кабине водителя Т282 смонтирован компьютер, дисплей которого заменяет традиционную приборную доску. Дисплей показывает параметры работы автосамосвала и состояние системы управления. Он также предоставляет вспомогательную информацию путем хранения всех рабочих событий и данных о неисправностях в хронологическом порядке.
Фирма LIEBHERR давно представлена на рынке автосамосвалом Т272, который был разработан в сотрудничестве со знаменитой горной корпорацией BHP. Т272 необычен тем, что кузов берет на себя часть нагрузок и является конструктивным элементом задней оси. Он оснащен двигателем MTU/DDC 4000 мощностью 1864 кВт, сейчас на нем используется модернизированная система АС. Концепция облегченного кузова, усиленного ребрами жесткости, использованная при создании T272 обеспечивает существенное снижение коэффициента тары автосамосвала. Так, масса порожнего автомобиля Т272 составляет 138.35 т (190,5 т у Т 282), а грузоподъемность Т272 равна 270 т, что на 20% меньше, чем у модели Т282.
Фирма KRESS выпускает самые крупные в мире двухосные автосамосвалы с донной разгрузкой: модели СН160, СН180 (класс грузоподъемности 100 т), модели СН200, СН220 (класс 140 т) и модель СН300 (класс 190 т). На базе СН300 для перевозки угля создан и эксплуатируется на одном из угольных карьеров США двухосный углевоз грузоподъемностью 272 т.
По данным World Coal (ноябрь, 1999) доля автосамосвалов с донной разгрузкой в транспортном парке основных угольных карьеров мира составляет 6.5% (табл. 4).
Структура мирового парка карьерных автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности иллюстрируется диаграммой на рис. 1.
Значительный успех в оснащении горнодобывающих предприятий республик б.СССР карьерным транспортом достигнут производственным объединением «Белорусский автомобильный завод» — за более, чем сорокалетний период ПО «БелАЗ» освоило серийно типоразмерный ряд карьерных автосамосвалов грузоподъемностью от 30 до 200 т и выпустило более 115 тыс.ед. этого оборудования (табл. 5). За последние несколько лет «БелАЗ» модернизировал практически все основные классы автосамосвалов грузоподъемностью 30, 42, 80, 120, 180 т. В 1999 г. изготовлена партия автосамосвалов грузоподъемностью 30 т и 42 т с двигателями фирмы Deutz и Daimler-Benz, обеспечивающих высокую надежность и уменьшение эксплуатационных расходов. Выпущена промышленная партия автосамосвалов БелАЗ-75473 на шинах 21.00х35 с дизельным двигателем КТА-19С фирмы Cummins. Данная модель является результатом модернизации 42-тонного автомобиля и увеличения его грузоподъемности до 45 т. При этом был внедрен целый ряд усовершенствованных узлов и систем, в т.ч. сухие дисковые колесные тормоза с гидроприводом, гидротормоз гидромеханической передачи (ГМП) увеличенной эффективности, водомасляный теплообменник для охлаждения масла ГМП, автоматическое переключение передач, усилен задний мост и другое. Был изготовлен вариант БелАЗ-75473 с модернизированной коробкой передач, в которой вместо гидравлического тормоза-замедлителя был установлен многодисковый маслоохлаждаемый тормоз фрикционного типа.
БелАЗом созданы новые модификации 80-тонного самосвала БелАЗ-75491 и БелАЗ-75492 — единственной в мире модели с полностью независимой подвеской всех колес. Применение более совершенных дизельных двигателей фирмы Cummins и 6ДМ-21АМ с мокрым картером позволило использовать рулевое управление с неразрезной трапецией, применены раздельные топливный и масляный баки с более надежным креплением и устранением концентраторов напряжения на раме. Силовой шкаф пускорегулирующей аппаратуры размещен в более чистой зоне, вместо необдуваемых тормозных резисторов КФ-56 установлен более мощный вентилируемый УВТР 2х600, внедрен ряд других изменений.
Основную часть программы выпуска 120-тонных автосамосвалов в 2000 г. будут составлять БелАЗ-7512А, 7514, 75145 с новой электромеханической трансмиссией на основе тяговых генераторов переменного тока ГС-525 и фирмы КАТО. Данные модификации хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в ряде карьеров, в том числе на Айхальском и Михайловском ГОКах, показав надежную и высокопроизводительную работу при очень хорошей топливной экономичности.
Кроме модернизации серийно выпускаемой техники БелАЗом осуществлен выпуск и успешно испытан ряд автосамосвалов нового поколения. В их числе совершенно новая модель — БелАЗ-7555В грузоподъемностью 55 т с двигателем КТТА-19С мощностью 515 кВт. Новые технические решения в конструкции цилиндров подвески и увеличенной рессорной колеи повысили показатели устойчивости и управляемости, что важно при движении в сложных дорожных условиях карьеров.
В 1999 г. освоено производство еще одной новой автомашины — БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 т с двигателем КТА-50С мощностью 1176 кВт и электротрансмиссией переменно-постоянного тока. Два первых образца этой модели успешно прошли приемочные испытания на горнодобывающих предприятиях Кольского полуострова, которые показали, что автосамосвал имеет прекрасные характеристики по плавности хода, одинаково устойчив на крутых поворотах как в груженом, так и в порожнем состоянии.
Значительно повышена эффективность электродинамического торможения, что позволяет тормозить автомобиль вплоть до полной его остановки. В электроприводе БелАЗ-75131 внедрены электронные блоки, улучшающие работу системы электропривода, упрощающие обнаружение неисправностей электропривода и их устранение. В целом внедренные конструктивные новшества позволили увеличить производительность нового автосамосвала (по сравнению с серийным 120-тонным) более чем на 13%, снизить удельный расход топлива на 19%, а себестоимость перевозок — на 12%. Автосамосвал особо большой грузоподъемности нового поколения — 200-тонный БелАЗ-75303 успешно прошел испытания на ОАО «Разрез Кедровский». В его конструкции применена силовая установка, состоящая из дизельного двигателя 12ДМ-21АМ мощностью 2400 л.с. и тягового генератора ГС-523 мощностью 1400 кВт со встроенной обмоткой возбуждения. С целью улучшения тягово-динамических свойств, повышения надежности и экономичности автосамосвала проведено существенное усовершенствование тягового электропривода: пускорегулирующая аппаратура выполнена на основе микроэлектроники; выпрямитель и воздушный фильтр системы охлаждения электротрансмиссии размещены в общем шкафу; статорные обмотки генератора подключены к выпрямителю, который в тяговом режиме соединен последовательно с якорными обмотками и обмотками возбуждения тяговых электродвигателей (ТЭД). Управление током возбуждения генератора осуществляется системой автоматического регулирования. Благодаря последовательному включению ТЭД обеспечивается равенство их токов и моментов, что улучшает управляемость автосамосвалом на поворотах, уменьшает износ шин, повышает ресурс ТЭД. Рулевое управление автосамосвала гидрообъемного типа - с внутренней гидравлической обратной связью. Большой угол поворота передних колес (до 40°), укороченная до 6100 мм база автосамосвала обеспечивают ему хорошую маневренность с минимальным радиусом поворота 15 м. Рабочие тормоза передних и задних колес — дискового типа с автоматической регулировкой зазора в паре трения. Первые 40 тыс. км пробега он прошел в ходе приемочных испытаний.
В настоящее время ПО «БелАЗ» работает над созданием модификаций карьерных автосамосвалов особо большой грузоподъемности 200–220 т с дизельными двигателями различных фирм: БелАЗ-75304 — с двигателем 8ЧН 26/26 мощностью 2400 л.с. ОАО «Коломенский завод» и БелАЗ-75306 с двигателем QSK60 мощностью 2500 л.с. фирмы CUMMINS. Предусматривается комплектация автосамосвала шинами радиальной конструкции 40.00R57, что позволит довести его грузоподъемность до 220 т.
Устойчивая тенденция роста глубины карьеров и соответствующего увеличения плеча откатки в мировой практике открытой разработки месторождений предопределили главное направление развития карьерного автотранспорта — выпуск автосамосвалов особо большой грузоподъемности.
БелАЗом разработан и испытывается 280-тонный автосамосвал БелАЗ-75501, на котором установлен 165-литровый низкоскоростной локомотивный дизель мощностью 2317 кВт. Особенностью БелАЗ-75501 является колесная формула 4х4 и шарнирно-сочлененная рама.
В настоящее время БелАЗом начаты работы по созданию карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией переменно-переменного тока на шинах 55/80 R63: БелАЗ-7570 грузоподъемностью 420-450 т с колесной формулой 4х4 и двумя дизель-генераторными установками мощностью по 2700 л.с. каждая и автосамосвала по классической колесной формуле 4х2 с дизель-генератором мощностью 4000 л.с. грузоподъемностью 280–320 т.
Сопоставление автосамосвалов с механической и электрической трансмиссией по показателю «коэффициент тары» (рис. 2) показывает, что электрическая трансмиссия обеспечивает лучший коэффициент тары при грузоподъемности автосамосвала до 180–200 т, при грузоподъемности более 200 т коэффициент тары одинаков. Сопоставление эксплуатируемых на карьерах в настоящее время моделей автосамосвалов различных фирм по стоимости одной тонны массы порожнего автосамосвала показывает, что цена автотранспортных средств производства ПО «БелАЗ» практически в два раза ниже, чем у аналогов фирм-конкурентов.