Экскаваторная техника чешской фирмы UNEX для горнодобывающей промышленности

Акционерное общество UNEX является одним из крупнейших мировых производителей роторных экскаваторов, обладающим многолетним опытом изготовления данного вида оборудования. Большинство машин с маркой UNEX работает на карьерах Чешской республики, а также России, Украины, Боснии, Герцеговины, Македонии, Болгарии и Словакии.

Наряду с постоянно совершенствующимися роторными экскаваторами классической конструкции класса «Гигант» фирмой создан ряд совершенно новых типов. Первая такая машина К 2000 введена в эксплуатацию в 1987 г. Этот роторный экскаватор на гусеничном ходу, оснащенный невыдвижной роторной стрелой, соединительным мостом и опорной тележкой, предназначен для работы в очень тяжелых условиях. Успешная эксплуатация этой машины в течение десяти лет продемонстрировала удачность ее конструкции и эксплуатационную надежность.

Роторный экскаватор К 2000 был спроектирован для разработки пород с большим удельным сопротивлением копанию, что позволило использовать его как базу для создания моделей, предназначенных для разработки горных пород с нормальными прочностными свойствами. Модифицированная модель К 2500 способна интенсифицировать производительность от первоначальной 5500 м3/час до 8000 м3/час. Модель К 2000L работает с номинальной производительностью 5500 м3/час, но имеет больший вылет роторной стрелы 68.5 м (вместо 51.5 м у К 2000).

Одновременно с роторными экскаваторами классической конструкции был разработан ряд компактных роторных экскаваторов. К настоящему времени было произведено и введено в эксплуатацию две модели этого типа — самый маленький К 45 и К 650 производительностью около 2000 м3/час.

Разработан проект еще одной модели К 900, оснащенной подвесной разгрузочной стрелой и соединительным мостом, поддерживаемым опорной тележкой. Экскаватор предназначен для работы в особо тяжелых условиях и обладает удельным усилием копания 155 кН/м при номинальной производительности 2800 м3/час. Роторное колесо приводят в движение два двигателя с контактными кольцами мощностью 400 кВт через двойной планетарный редуктор с распределением мощности через дифференциал на 4 шестерни, вступающие в зацепление с центральным зубчатым колесом. Ширина конвейеров для утяжеленного варианта экскаватора с производительностью 2800 м3/час составляет 1400 мм, ширина облегченного варианта с производительностью 4200 м3/час — 1600 мм. Подъем роторной стрелы производится с помощью двух гидроцилиндров, работающих на сжатие. На двухгусеничной ходовой тележке используется неполная балансировка ходовых колес (к одной несущей балке прикреплено 4 балансира с четырьмя ходовыми колесами). Соединительный мост телескопический, с одним конвейером с петлей. В опорной тележке можно поместить дробилку с двумя роторами.

Параметрический ряд роторных экскаваторов классического типа в ближайшее время пополнится новой машиной производительностью 3000 м3/час и удельным усилием копания 90 кН/м, проект которой разрабатывается. Ротор этого экскаватора приводится в движение от двух двигателей через два контурных редуктора с конической входной передачей и распределением мощности при помощи двойного косого зацепления на аксиально расположенных “плавающих” валах. Контурные редукторы размещены с уплотнениями в центральном редукторе. Привод роторного колеса спроектирован с учетом тяжелых условий эксплуатации. Для минимизации влияния динамических нагрузок при копании используется большое количество ковшей и сравнительно высокие обороты ротора. Это позволяет получать тонкую стружку и в результате добиваться малой кусковатости.

Особое внимание было обращено на придание жесткости конструкции машины. С этой целью были предложены необычно высокие нижние строения и поворотная платформа, а также достаточно широкие колонны верхнего строения, на которых установлено крепление уравновешивающей стрелы.

Ходовая тележка экскаватора имеет одну пару жесткозакрепленных гусеничных лент, и две пары поворотных гусениц, закрепленных в нижнем строении на вертикальных гидроцилиндрах, которые позволяют выравнивать наклон машины во время хода или при работе на наклонной плоскости. Поворот тележки осуществляется с помощью гидроцилиндра.

Соединительный мост телескопической конструкции, оборудованный опорной двухгусеничной тележкой, имеет один конвейер на неподвижной части конструкции и второй — на выдвигаемой подвесной ферме. Опорная тележка оснащена поворотным гидравлически выравниваемым верхним строением для передвижения по наклонной плоскости. Конструкция верхнего строения тележки в форме буквы «С» дает возможность минимизировать высоту перегрузки груза с соединительного моста на разгрузочную стрелу и тем самым защищать разгрузочную конвейерную ленту от повреждений при выемке крупнокусковатой породы. Разгрузочная стрела может изменять положение по высоте с помощью гидроцилиндра, что позволяет вести погрузку как в дробилку, так и в приемную воронку ленточного транспортера. Стрела может поворачиваться совместно с верхним строением опорной тележки при необходимости осуществления перегрузки на забойный конвейер, что значительно упрощает технологию добычи.

Все ленточные конвейеры на экскаваторе имеют одинаковую ширину — 1600 мм и скорость транспортирования — 3.75 м/сек. Сравнительно низкая рабочая скорость конвейерной ленты в сочетании с массивным исполнением роликов создают условия для бесперебойной работы конвейеров.

Подводка электроэнергии производится к опорной тележке, для чего на ее ходовой части помещен кабельный барабан.

При конструировании новой машины были максимально использованы элементы, оправдавшие себя на других машинах АО UNEX в процессе эксплуатации.

ПРОГРАММА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ОДНОКОВШОВЫХ ЭКСКАВАТОРОВ

Кроме роторных экскаваторов АО UNEX производит такие гидравлические одноковшовые экскаваторы для разработки горных пород в карьерах и при использовании на различных работах в строительстве.

В настоящее время производятся следующие типы:

  • DH12 — экскаватор на пневмоходу массой 12 т;
  • DH28 — экскаватор на гусеничном ходу массой 28 т;
  • DH40 — экскаватор на гусеничном ходу массой 40 т;
  • DH921 (ЕН921) — экскаватор на гусеничном ходу массой 84 т и 89 т.

Последние две модели DH40 и DH921 (EH921) предназначены для работы на карьерах.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЭКСКАВАТОР DH40

Экскаватор снабжен шестицилиндровым двигателем Perkins 13069ТА3 с турбонаддувом и системой водяного охлаждения. Рабочий объем двигателя составляет 8.7 л, мощность — 223 кВт при 2000 об/мин. При необходимости также может быть использован двигатель Deutz BF 6 М 101 с рабочим объемом 12 л и мощностью 214 кВт при 2000 об/мин.

На машине использованы гидравлические элементы фирмы REXROTH. Производительность главных насосов составляет 2х300 л/мин при рабочем давлении 320 бар, а насоса для сервоуправления — 17 л/мин при давлении 35 бар.

Гидродвигатель поворота аксиальный, поршневой, без регуляции; гидродвигатели хода с двухступенчатой регуляцией.  Применяется двухконтурная гидросистема. Насосы работают с регулировкой мощности — от двигателя отбирается столько мощности, сколько требуется в данный момент.

Экскаватор с погрузочным рабочим оборудованием может быть поставлен с ковшом вместимостью 2 м3 или 3 м3, имеющим возможность копания ниже уровня стояния. Вместимость ковша обратной лопаты составляет 1.2 м3 или 3.2 м3. Рукоять поставляется длиной 2.5 или 3.4 м. У прямой мехлопаты максимальное усилие копания на кромке ковша достигает 400 кН, а у обратной мехлопаты — 240 кН. Максимальная глубина копания — 8 м. Кроме того, экскаватор может быть оснащен разными видами специального рабочего оборудования (грейфером, грейферомполипом, гидравлическими разрушающими клещами, дробящим молотом, гидравлическими ножницами, вибрационным копером, профилирующим ковшом).

Ходовая тележка экскаватора представляет жесткую коробчатую сварную рамную конструкцию с балками, несущими гусеницы, исполненными в 2х вариантах:

  •   стандартный (ST) с элементами хода Intertraktor B7. Это исполнение пригодно для оборудования обратной лопаты;
  •   тяжелый (HD) с элементами хода В8, пригодными для тяжелых условий работы в карьерах, особенно с погрузочным оборудованием прямой мехлопаты.

Максимальная скорость хода составляет 5 км/час, сила тяги – 370 кН.

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЭКСКАВАТОР DH921 (EH921)

Дизельный экскаватор DH921 оснащен шестицилиндровым двигателем Cummins KTA 19 C 525 с рабочим объемом 19 л и мощностью 368 кВт, имеющим систему водяного охлаждения, или восьмицилиндровым двигателем Perkins 300817TAI с рабочим объемом 17.5 л и мощностью 367 кВт, с турбонаддувом и системой водяного охлаждения.

Экскаватор ЕН921 с электроприводом поставляется с двигателем IN4 355 Y4 с регуляцией мощности гидравлического масла 2х437 л/мин при максимальном давлении 350 бар. Этот экскаватор также поставляется в двух вариантах основного рабочего оборудования. Прямая мехлопата может быть оснащена ковшом вместимостью от 4 до 7 м3 (шириной ковша от 2.5 до 3.5 м). Усилие копания на кромке ковша у прямой мехлопаты достигает 457 кН.

Оборудование обратной мехлопаты можно комбинировать из двух стрел различной длины (9.6 и 11 м), трех рукоятей длиной 3.2 м, 4.8 м, и 6.4 м и шести видов ковшей вместимостью от  1.5 до 5 м3. Благодаря этому достигается оптимальное использование машины в различных горногеологических условиях эксплуатации. Максимальное усилие копания у обратной мехлопаты — 355 кН, максимальная глубина копания — 14.5 м.

Рама ходовой тележки представляет жесткую сварную конструкцию. Балки, несущие гусеницы, привинчены к раме, что позволяет производить простой и быстрый демонтаж/монтаж при транспортировании по железной дороге.

Скорость хода экскаватора составляет 2.05 км/час, максимальная сила тяги — 682 кН.

Оба экскаватора оснащены просторной, полностью застекленной кабиной. Подрессоренное амортизатором кресло экскаваторщика настраивается по высоте и в горизонтальной плоскости. Кабина эффективно проветривается и обогревается. По желанию заказчика может быть поставлен кондиционер.5

Журнал "Горная Промышленность" №2 1998