Гид­рав­ли­че­ский экс­ка­ва­тор Caterpillar - Cat 5130

Одной из последних разработок фирмы Caterpillar является карьерная гидравлическая мехлопата Cat 5130. Мехлопата имеет массу 170 т и двигатель мощностью 563 кВт. Машина оснащена ковшами вместимостью 8.5-14.5 м3 для загрузки автосамосвалов грузоподъемностью 54-90 т.

Одна из главных отличительных черт экскаватора — модульное исполнение. Мехлопата имеет девять модулей: раму с шестерней поворота, левую и правую гусеницы, противовес, рабочее оборудование (стрелу, рукоять и ковш), кабину, левый и правый модули верхнего строения, основание верхнего строения. Модульная компоновка позволяет значительно облегчить обслуживание, транспортировку, монтаж и демонтаж машины.

Благодаря модульной конструкции увеличивается надежность мехлопаты. Единый модуль рамы с шестерней поворота позволяет устанавливать подшипник в заводских условиях, а не на карьере, тем самым отпадает необходимость в сварном основании для подшипника, являющимся одним из основных источников концентрации усталостного напряжения по месту сварки.

К мехлопате выпускается набор из семи сменных ковшей, в том числе для оборудования прямой мехлопаты (общего назначения, общего назначения с защитой режущей кромки, скальный, для материала повышенной плотности) и оборудования обратной мехлопаты (общего назначения, скальный, для угля и других легких пород).

На ковшах применяются три типа съемных зубьев, также могут использоваться насадки на режущие и боковые части. Ковш имеет высокую степень наполнения, что обеспечивается благодаря конструктивному исполнению и высоким усилиям копания. Силы внедрения и отрыва мехлопаты 5130 превышают аналогичные усилия машин конкурирующих фирм.

Работа навесного оборудования осуществляется оператором через гидросистему с приоритетным распределением маслопотока и силовым регулированием (РРРС). Эта система работает в двух режимах: пропорциональной подачи жидкости и подачи в соответствии с потребностями. В случае отсутствия потребностей подача жидкости уменьшается до минимума. В результате снижаются тепловые потери и уровень шума при более эффективном использовании топлива.

В режиме пропорциональной подачи жидкости на основе действия оператора устанавливаются оптимальные маслопотоки в гидросистеме. При выполнении двух задач одновременно (например, подъем стрелы и выдвижение рукояти) система определяет потребности по каждой операции и обеспечивает объемы потоков жидкости пропорционально потребностям гидросистемы. Система РРРС позволяет обеспечить плавность и скоординированность работы машины при минимальном расходе топлива.

Вентиляторы радиатора двигателя и охладителя масла гидросистемы с термостатическим регулированием скорости вращения включаются только в случае необходимости, что также повышает топливную экономичность.

В своем классе экскаватор Cat 5130 имеет самую широкую колею, что повышает устойчивость машины.

В качестве двигателя используется турбодизель Cat 3508 ТА с системой впрыска топлива с электронно-управляемыми насос-форсунками (HJEI). Электронный контроль времени впрыска уменьшает расход топлива и снижает стоимость обслуживания, ввиду малого механического износа. Обслуживающий персонал имеет доступ к производственным показателям двигателя, которые хранятся в памяти бортового компьютера. С помощью этого компьютера оператор имеет возможность защитить двигатель от преждевременного износа и повреждений при его включении в условиях низких температур, автоматически регулировать обороты при изменении высоты над уровнем моря и прекращать подачу воздуха при засоренных воздушных фильтрах.

 

Топливный бак вместимостью 2600 л рассчитан на работу в течение 23 ч. Экскаватор оборудован комфортной кабиной, уровень шума в которой не превышает 72 дБ(А). Кабина имеет избыточное давление и систему вентиляции.

Экскаватор оснащен электронной системой диагностики важнейших параметров (VIMS), позволяющей следить за исправностью машины и сводить к минимуму время простоев. С помощью системы VIMS ведется наблюдение за четырьмя основными показателями: температурой охлаждающей жидкости двигателя, температурой гидравлической жидкости, давлением воздуха и уровнем масла. Данные высвечиваются на мониторе, установленном в кабине оператора. 5

Журнал "Горная Промышленность" №4 1995, стр.57