Новый гидравлический экскаватор серии Super ЕХ фирмы HITACHI

Потапов С.В. Представитель московского бюро Hitachi

Японская фирма HITACHI, давно специализирующаяся в производстве гидравлических мехлопат для работ на карьерах и в строительстве, выпустила новую модель обратной мехлопаты в классе 50 тонн EХ 550, относящуюся к современной серии фирмы Super EХ-3. Масса экскаватора в стандартном исполнении составляет 53.2 т. Из экскаваторов конкурирующих фирм наиболее близкие массо-габаритные параметры имеют модели Н-55 фирмы DEMAG и R964 фирмы LIEBHERR. Новая универсальная машина ЕХ 550 занимает промежуточное положение между ранее выпущенными моделями ЕХ 400 и ЕХ 700, относящихся соответственно к классу 40 и 70 тонн.

Решение о создании новой модели было принято на основе анализа данных об использовании экскаваторов ЕХ 400 и ЕХ 700 на различных работах в Японии. По оценке специалистов фирмы на карьерах строительного сырья средней производительности и в гражданском строительстве крупных объектов существует потребность в мехлопатах с большим радиусом черпания и низким расходом топлива.

С помощью мехлопаты ЕХ 550 производится погрузка автосамосвалов грузоподъемностью 15-20 т. Экскаватор комплектуется ковшами различной вместимости, выбирающихся в соответствии с условиями экскавации, плотностью пород, а также линейными размерами рабочего оборудования. Для различных условий работы существуют четыре модификации экскаватора: стандартная модель, LC — модель повышенной устойчивости с удлиненным (на 550 мм) гусеничным ходом; Н — модель повышенной прочности; ВЕ — модель с повышенным усилием копания и ковшом увеличенной вместимости.

На моделях модификации ВЕ устанавливается моноблочная стрела длиной 6.6 м, на всех остальных модификациях — длиной 7.6 м. Стандартная модель и модель модификации LC могут оборудоваться рукоятями длиной 2.9; 3.5; 4.10 или 5.20 м. По запросу заказчика модели поставляются с гусеничными траками шириной 600, 750 или 900 мм; кроме моделей модификации Н (только 600 мм).

При конструировании экскаватора традиционное внимание фирмы было уделено вопросам экологии, комфорту машиниста и эффективности работы машины. Для увеличения производительности экскаватор ЕХ 550 оснащен турбодизелем мощностью 272 кВт известной фирмы CUMMINS. Двигатель имеет систему прямого впрыска топлива с последующим охлаждением. Оптимальные значения мощности и скорости вращения двигателя в конкретных условиях работы выбираются с помощью модернизированной фирменной системы контроля ЕР «двигатель-насос». В одном из режимов работы скорость может быть быстро уменьшена до скорости холостого хода. Специальные устройства (в том числе система Auto Idle) позволяют снизить расход топлива за счет выбора соответствующих режимов работы (холостой ход и т.п.). На экскаваторе применяется фирменная гидравлическая система OHS (Optimum Hydraulic System), хорошо зарекомендовавшая себя в процессе эксплуатации на машинах HITACHI. Благодаря наличию восстановительного (рекуперационного) контура время цикла уменьшено. 

Рекомендуемые параметры ковшей в зависимости от условий

Сила копания регулируется машинистом нажатием специальной кнопки на пульте управления в результате изменения величины давления в гидросистеме. Максимальное усилие копания может достигать 280 кН у ВЕ — моделей и 260 кН  у Н-моделей.

Мехлопата имеет две скорости движения с автоматическим переключением скоростей: быстрая (4.7 км/ч) и медленная с большой силой тяги.

В зависимости от вида работ может быть выбран один из четырех режимов управления: обычная работа, проведение траншей, выравнивание поверхности, точная работа (например, при подъеме тяжелых грузов). Одна из машин ЕХ 550 ВЕ была приобретена компанией Kat Construction на угольный карьер Job Site в Турции для выполнения вскрышных работ. Обратная мехлопата, оснащенная ковшом вместимостью 3.39 м3, производила выемку из массива и погрузку известняковых пород плотностью 1.8 т/м3 в автосамосвалы Euro Trakker 380 E 42  с объемом кузова 18 м3. В течение года было отгружено 4.08 млн.м3 пород. Работы проводились в две 10-часовых смены в сутки. Средняя часовая производительность экскаватора составила 371 м3/ч, расход топлива — 43 л/ч, время цикла — 15.4 сек; коэффициент технической готовности — 100%. Эксплуатационники отмечают хорошую устойчивость машины и легкость управления. В результате эксплуатации выяснилось, что экскаватор имеет техническую производительность  выше, чем ожидалось. Руководством компании было принято решение об увеличении количества самосвалов с целью снижения организационных простоев погрузочной машины.

Журнал "Горная Промышленность" №1 1996, стр.22