Новый гидравлический экскаватор фирмы HITACHI

Среди экспонатов выставки Conexpo’96 привлекла внимание одна из последних разработок фирмы HITACHI – мощная гидравлическая мехлопата Super EX-2500. В результате исследования рынка тяжелой землеройной техники фирма решила расширить ряд своих карьерных мехлопат за счет выпуска в серии Super машины типоразмером 200-250 тонн. Масса нового экскаватора составляет 238.5 т. Он занимает промежуточное положение между двумя моделями HITACHI серии «Super»: EX-1800 (массой 175 т) и EX-3500 (массой 328 т), выпускаемых фирмой с 1987 г. Опыт, накопленный в процессе производства и эксплуатации этих машин, был использован фирмой при проектировании и изготовлении нового экскаватора. Наиболее близкие конструктивные параметры из экскаваторов конкурирующих фирм имеют модели H-185S DEMAG, PH 1550 HARNISCHFEGER, R 994 LIEBHERR и RH-120 C ORENSTEIN UND KOPPEL.


Экскаватор EX-2500 был создан специально для работы в комплексе с самосвалом грузоподъемностью 135 т, имеющим наибольшее распространение на карьерах мира. Его загрузка производится за 6 циклов. Экскаватор также может загружать самосвал грузоподъемностью 85 т за 3/4 цикла.

Отличительной чертой новой модели является то, что фирма впервые предусмотрела возможность использования на своих экскаваторах не только дизельного двигателя, но и электропривода. В качестве дизеля  на мехлопате ЕХ-2500 применяется двигатель CUMMINS KTA-50 мощностью на маховике 935 кВт. Топливный бак емкостью 3600 л позволяет экскаватору работать без перезаправки в течение 20 час. Мощность электрического мотора HITACHI TFOA-KK составляет 860 кВт.

Экскаватор Super EX-2500 выпускается с рабочим оборудованием «прямая мехлопата» и «обратная мехлопата» при комплектации ковшами вместимостью 14 и 13.8 м3 соответственно. Экскаватор  обладает мощным усилием копания 832-918 кН, которое позволяет разрабатывать трещиноватые крепкие породы из массива.


Новая мехлопата оснащена современными техническими устройствами и фирменными электронными системами управления и контроля. Гидросистема с оптимальным режимом OHS (Optimum Hydraulic System) обеспечивает высокую степень независимости работы силовых приводов, что позволяет максимально совместить рабочие операции (поворот  и движение вперед; поворот и черпание; черпание и движение вперед).

Электронная система контроля «двигатель-насос» Е-Р (Computer-Aided Engine Pump) в зависимости от условий работы оптимизирует мощность и обороты двигателя, регулируя рабочий режим двигателя с помощью изменения давления в гидросистеме. Система Е-Р позволяет снизить расход топлива.

Система двухскоростного передвижения экскаватора (Two-Speed Travel) варьирует скорость передвижения машины в двух диапазонах: верхний от 0 до 2.3 км/час и нижний (например, при перемещении в стесненных условиях) от 0 до 1.6 км/час.

Система горизонтирования (выравнивания) груженого ковша (Auto-bucket-level) обеспечивает малый объем просыпей, облегчает копание и уменьшает износ траков. Эта система устанавливается по требованию заказчика.


Патентованная система подачи ковша в горизонтальном направлении на уровне стояния экскаватора Auto Leveling Crowd позволяет значительно повысить наполнение ковша.

Для осуществления плавного поворота используются трехрядный роликовый подшипник, прошедший длительную апробацию на экскаваторе ЕХ-3500. Подшипник рассчитан на большие вертикальные и горизонтальные нагрузки.

В траках гусеничной ходовой системы применяются башмаки с тройным грунтозацепом, оправдавшие себя на экскаваторе ЕХ-3500.

От одной из американских горнодобывающих компаний уже получен заказ на первую машину EX-2500.

Испытания опытного образца прямой мехлопаты Super EX-2500 с электроприводом были проведены на одном из строительных карьеров. По данным фирмы время цикла мехлопаты в зависимости от условий экскавации составляет 25-40 с, коэффициент технической готовности – 0.9. Часовая производительность экскаватора, оснащенного ковшом вместимостью 14 м3, превышает 2255 тонн. 

Журнал "Горная Промышленность" №4 1996, стр.7