Совершенствование и создание принципиально новых изделий для горнодобывающей и металлургической промышленности

А.А.Яковенко, директор научно-технического центра ЗАО «Курскрезинотехника»


Стратегической целью ЗАО «Курскрезинотехника» является формирование мнения о нашем предприятии у отечественных и зарубежных заказчиков, как о надёжном партнёре, поставляющем конкурентоспособную продукцию и имеющем устойчивое финансовое положение для решения задач своего социально-экономического развития.

Конвейерная лента относится к наиболее важным и дорогостоящим элементам конструкции конвейера, и преждевременный выход её из строя вследствие низкого качества может стать причиной остановки конвейера и нанести большие убытки предприятию. Поэтому, в зависимости от условий эксплуатации, конвейерные ленты должны обладать широким спектром физико-механических и пожаробезопасных свойств, обеспечивающих их эксплуатационную надёжность.

В связи с ростом пожаров по инициативе Госгортехнадзора России совместно с Минэнерго РФ, Минтопэнерго Украины и Госнадзорохрантруда Украины были резко повышены технические требования к пожаробезопасным свойствам конвейерных лент.

Это обязало производителей приступить к разработке принципиально новых конвейерных лент, которые бы обладали способностью самозатухания после удаления источника огня.

Существенным отличием трудносгораемых лент от трудновоспламеняющихся является сохранение пожаробезопасных свойств при практически полном износе резиновых обкладок, но при обязательном сохранении пожаробезопасных прослоек толщиной до 1 мм, обеспечивающих трудносгораемость самого каркаса.

До недавнего времени основными поставщиками трудносгораемых лент в Россию были ведущие европейские производители лент: ContiTech Clouth Transportbandsysteme GmbH (Германия), Bridgestone Hispania S.A. (Испания), Dunlop-Enerka (Англия) и др. Продукция этих фирм, безусловно высокого качества, из-за чрезвычайно высоких цен была недоступна каждому российскому потребителю. Поэтому ЗАО «Курскрезинотехника» поставило перед собой задачу создания конкурентоспособных отечественных трудносгораемых конвейерных лент, которые способны удовлетворять самые разнообразные запросы потребителей. Так, для изготовления силового каркаса резинотканевых лент используются различные типы тканей: ТК, ТЛК, ТЛА, ЕР. Ленты выпускаются прочностью от 630 Н/мм до 2500 Н/мм и шириной от 600 мм до 2000 мм. Для особо тяжёлых условий эксплуатации по требованию потребителей ленты изготавливаются с защитной брекерной прокладкой. Минимальная толщина резиновых обкладок составляет 2 мм.

В результате сертификационных испытаний шахтных конвейерных лент производства ЗАО «Курскрезинотехника», проведенных в ВостНИИ, Госгортехнадзором России выдано Разрешение на изготовление и применение в угольных шахтах, в том числе опасных по газу и пыли, резинотросовых лент типа РТЛШТС (ТГ), резинотканевых конвейерных лент типа 2ШТС (ТГ) и ШТС (ТГ) ПВР. Также успешно прошли сертификационные испытания в Киевском научно-экспертном центре Госгортехнадзорохрантруда Украины резинотканевые и резинотросовые конвейерные ленты для угольных шахт с маркировкой НП, поставляемые в больших количествах (до 30 км в месяц) в Украину.

Разновидностью шахтных трудносгораемых конвейерных лент, выпускаемых на объединении, является лента ШТС (ТГ) ПВР, состоящая из цельнотканого каркаса, пропитанного ПВХ-пластизолем и резиновых обкладок, которые широко применяются на угольных предприятиях Европы, Америки, Австралии, Китая.

Создание этого типа лент сопровождается не только разработкой резиновых смесей для обкладки каркаса и ПВХ-пластизоля с использованием отечественного сырья, но и конструкции самой ткани. Разработка цельнотканого каркаса в настоящее время ведётся совместно с Курской фабрикой технических тканей и Ярославским НИИТТ. На основе первых образцов отечественных тканей изготовлены ленты, которые проходят эксплуатационные испытания на ОАО «Гуковуголь», ОАО «Воркутауголь», ОАО «Южкузбассуголь».

В настоящее время объединение готово приступить к выпуску лент ШТС (ТГ) ПВР прочностью 800, 1000, 1250 Н/мм и шириной 800–1200 мм. Качество лент соответствует нормам европейских стандартов по пожаробезопасности и они имеют высокие физико-механические показатели: относительное удлинение при 10% нагрузке от номинальной прочности – не более 2%. Прочность связи между рабочей обкладкой и каркасом – не менее 6.0 Н/мм, лоткообразование – 0.20–0.30. Благодаря своей оригинальной конструкции, лента обладает способностью принимать повышенную желобчатость при больших усилиях натяжения, развиваемых на приводных станциях, имеет значительную амортизационную способность при взаимодействии с углём и т.д.

Для успешной эксплуатации лент с поливинилхлоридным каркасом необходима высокая культура обслуживания конвейеров и обязательное соблюдение условий эксплуатации в соответствии с требованиями ТУ 2561-246-00149245-99 (угол наклона выработки конвейеров от –12° до +14°, температура окружающего воздуха от +5°C до +60°C) с обязательной футеровкой приводных барабанов резиновой футеровочной пластиной производства ЗАО «Курскрезинотехника». Кроме того, для предупреждения каких-либо повреждений не рекомендуется погрузка, транспортировка и выгрузка лент типа ШТС (ТГ) ПВР при отрицательной температуре. Следует учитывать, что отрицательные температуры могут привести к стеклованию термопластика, поэтому требуется осторожное обращение с лентой во время проведения погрузочно-разгрузочных работ на поверхности и спуска в шахту. После выдержки ленты в течение 3-х суток при температуре окружающей среды плюс 15–20°C, с ней можно проводить любые операции по транспортировке, стыковке, эксплуатации, как с обычными трудносгораемыми или трудновоспламеняющимися многопрокладочными лентами.

Ленты успешно прошли сертификационные испытания, и Госгортехнадзором России было принято решение о выдаче ЗАО «Курскрезинотехника» очередного Разрешения на их изготовление и применение в угольных шахтах, в том числе опасных по газу и пыли.

На объединении освоено производство многопрокладочных конвейерных лент прочностью до 3150 Н/мм длиной до 300 м на основе тяжёлых синтетических тканей типа ТЛК и ЕР.

Техническими специалистами предприятия отработана рецептура и технология изготовления кислотощелочестойких, маслотеплоогнестойких, маслотепломорозостойких, пищевых, пищевых маслостойких резинотканевых конвейерных лент, а также износостойких лент для ГОКов. Последние выпускаются в соответствии с требованиями DIN 22102 класс обкладок «Х», « W» с повышенными показателями по условной прочности – не менее 25.0 МПа и пониженными показателями по износостойкости – потери объёма при истирании по DIN53516 – не более 120 мм3, 90 мм3 .

Объединение приступило к освоению производства двухпрокладочных резинотканевых конвейерных лент прочностью до 2000 Н/мм, которые обладают рядом преимуществ:

-    относительно небольшая масса, позволяющая доставлять в шахту бухты с большой длиной, и тем самым сократить количество стыковых соединений на конвейерах большой протяженностью, а также применять на конвейерах барабаны меньших диаметров;

-    небольшая вытяжка ленты на конвейере (относительное удлинение при рабочих нагрузках двухпрокладочной ленты составляет 1–2%, а лент многопрокладочных с каркасом из полиамидных тканей ТК – до 3.5%.);

-    возможность стыковки лент механическими соединениями и горячей вулканизацией методом пальцевого стыка. При этом расход резины для стыковки горячим способом значительно меньше, чем многопрокладочных тканевых и резинотросовых конвейерных лент.

Применение двухпрокладочных лент позволяет:

-    провести замену дорогостоящих резинотросовых, а также многопрокладочных резинотканевых лент на более дешевые ленты;

-    обеспечить значительную экономию электроэнергии при транспортировке;

-    сократить вынужденные простои конвейера для проведения стыковочных работ;

-    уменьшть расход стыковочных материалов.

На ЗАО «Курскрезинотехника» серийно выпускаются теплостойкие ленты типа 2Т1, 2Т2, 2Т3 по ГОСТ 20-85 для различных условий эксплуатации.

Особое внимание уделяется мерам по совершенствованию качества резинотросовых конвейерных лент.

На предприятии освоено производство конвейерных лент на основе оцинкованного троса, а для особо тяжёлых условий эксплуатации – резинотросовых лент всех типов с защитной тканевой прокладкой. Применение оцинкованного троса позволяет значительно повысить стойкость лент к коррозии, повышенным температурам, агрессивным шахтным водам и т.д. за счет горячего оцинкования стальных тросов, основным поставщиком которого является ОАО «Силур» Харцызск (Украина). Разработаны принципиально новые рецептуры для обкладки тросов конвейерных лент в трудновоспламеняющемся и трудносгораемом исполнении со специальными адгезионными добавками для сохранения адгезии как в самих лентах, так и стыковых соединениях на протяжении всего срока эксплуатации. Резиновые смеси, применяемые для изготовления лент типа РТЛТВ и РТЛШТС (ТГ) на основе оцинкованного троса, в процессе изготовления стыковых соединений горячим способом при навеске лент на конвейер надёжно совмещаются с резиновыми смесями, применяемыми для изготовления лент типа РТЛТВ и РТЛШТС (ТГ) на основе латунированного троса. Резинотросовые ленты прочностью 1500 Н/мм и 2500 Н/мм на основе оцинкованного троса успешно эксплуатируются на шахтах ОАО «Гуковуголь», ОАО «Воркутауголь», ОАО «Ростовуголь», ОАО «Шахтоуправление «Интинская угольная компания», ЗАО «Шахта Распадская». При этом следует подчеркнуть, что стыковка лент ШТС (ТГ) на латунированном и оцинкованном тросах должна осуществляться только резиновой смесью ТСТ производства ЗАО «Курскрезинотехника» для обеспечения прочности стыкового соединения на период работы до критического состояния лент.

В 2003 году объём выпуска резинотросовых лент на оцинкованном тросе составил около 20% от общего количества, а за 1 квартал 2004 г. увеличился до 50% . Переход на 100% выпуск резинотросовых лент на основе оцинкованного троса осложняется тем, что единственным его поставщиком остаётся ОАО «Силур» (Украина). В настоящее время на ЗАО «Уралкорд» (Магнитогорск) ведётся монтаж ванны горячего оцинкования.

Для повышения качества резинотросовых конвейерных лент в 2001 г. была проведена модернизация технологической линии сборки ЛСО РТЛ 2400. Были установлены плавающие закаточно-раскаточные устройства, охлаждающая плита, произведен капитальный ремонт каландра, смонтировано новое технологическое оборудование. Проведенная реконструкция также позволила приступить к серийному выпуску резинотросовых лент с защитной тканевой прокладкой и резинотканевых конвейерных лент повышенной прочности.

Для этого, по нашей заявке ОАО «НИИТТ» (Ярославль) разработана новая, специальная конструкция ткани и выпущена первая промышленная партия резинотросовых трудносгораемых конвейерных лент с защитной тканевой прокладкой на основе оцинкованного троса, которая в настоящее время успешно эксплуатируется в условиях ОАО «Шахтоуправление «Интинская угольная компания» на шахте «Интинская».

В настоящее время основная доля заказов от потребителей приходится на резинотросовые ленты с защитной прокладкой на основе оцинкованного металлотроса типа 1РТЛШТС (ТГ) и 1РТЛТВ. Основными их потребителями стали ОАО «Воркутауголь», ОАО «Шахтоуправление «Интинская угольная компания», ЗАО «Шахта Распадская». Резинотросовые ленты с защитной прокладкой общего назначения успешно эксплуатируются и в Гвинее.

ЗАО «Курскрезинотехника» совместно с предприятиями метизной промышленности проводит работы по расширению типоразмерного ряда тросов и подбору оптимальных конструкций для изготовления резинотросовых конвейерных лент по DIN 22129 в части достижения адгезионных и прочностных показателей лент.

Совместно с предприятиями- поставщиками металлотроса, такими как ЗАО «Уралкорд» (Магнитогорск), разработаны технические спецификации на новые открытые конструкции металлотросов, которые по своему техническому решению не уступают конструкциям ведущих зарубежных производителей металлотросов для конвейерных лент, таких как фирмы «Бекарт», «Густав Вольф» и др.

Применение открытых конструкций обеспечивает максимальное затекание резиновой смеси по всему диаметру троса, тем самым максимально защищает его от коррозии и ведёт к увеличению срока эксплуатации лент.

В конце 2004 г. после завершения на ЗАО «Уралкорд» монтажа ванны горячего оцинкования планируется получение опытной партии оцинкованного металлотроса O4.1 мм открытых конструкций и отправка в адрес потребителей для проведения эксплуатационных испытаний первых промышленных образцов резинотросовых лент, изготовленных на его основе.

Большое внимание на предприятии уделяется сервисному обслуживанию работы конвейерного транспорта в добывающих отраслях промышленности. Для оказания технических консультаций, обучения персонала потребителей методам стыковки и ремонта конвейерных лент нового поколения с использованием отечественных и зарубежных материалов, футерованию барабанов ленточных конвейеров и т.д. создана и функционирует группа сервисного обслуживания конвейерных лент. Техническими специалистами этой группы по просьбе потребителей проводятся работы по выполнению стыковых соединений при навеске ленты на конвейер и оказываются консультативные услуги бесплатно.

Такие совместные работы по стыковке резинотросовых и резинотканевых лент типа ШТС (ТГ) были успешно проведены в ОАО «Воркутауголь» на шахте «Воргашорская», ОАО «Гуковуголь» на шахте «Дальняя», ОАО «Шахтоуправление «Интинская угольная компания» на шахтах «Интинская» и «Восточная».

Для поддержания высокого качества стыковых соединений резинотросовые конвейерные ленты поставляются с комплектом специальных стыковочных резиновых смесей в полном объеме.

По данным НПК «Транстехмаш» потребители на практике нередко используют непредназначенные для данного типа лент стыковочные материалы. Из-за этого резко падает прочность стыковых соединений и срок их службы, безопасность эксплуатации лент, особенно на грузопассажирских конвейерах. Для резинотросовых лент это условие должно соблюдаться на все 100%, так как только в рецептуре ЗАО «Курскрезинотехника» типа ТСТ введены специальные замедлители коррозии, которые работают до критического состояния лент.

Особенно хотелось бы обратить внимание потребителей, что трудносгораемые конвейерные ленты требуют нестандартного подхода при их стыковке. Во-первых, ленты должны стыковаться только рекомендованными для каждого типа стыковочными материалами в строгом соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Недопустимо использование просроченных стыковочных материалов. Применяемые вулканизационные пресса должны обеспечивать заданные изготовителем режимы вулканизации, стыковку должны выполнять обученные квалифицированные специалисты. При выполнении этих условий прочность стыка составит 80 и более процентов от прочности ленты. Во-вторых, перед спуском в шахту для раскристаллизации обкладочной и прослоечной рецептур необходимо провести выдержку ленты и стыковочных резин в отапливаемом помещении при температуре окружающего воздуха не ниже 15°С в течение не менее 72 часов.

Наряду с конвейерными лентами обществом изготавливаются трубы шахтные диаметром от 400 до 1000 мм (метод пошива), имеющие разрешение Госгортехнадзора России. Разнообразен и портфель выпускаемых рукавных изделий, содержащий рукава с внутренним диаметром от 6 до 325 мм.

Большое внимание на ЗАО «Курскрезинотехника» уделяется разработке и усовершенствованию изделий, обеспечивающих безопасную работу конвейерного транспорта, в том числе двухслойной футеровочной пластине, скребкам штыбоочистителя и т. д.

В настоящее время продолжается освоение новых типоразмеров двухслойной футеровочной пластины с контактным слоем для футерования барабанов наземных и подземных конвейеров методом холодной вулканизации.

Объединение имеет возможность серийно поставлять футеровочную пластину для футерования всего спектра длин футеровочных барабанов. Футерование барабанов длиной до 1150 мм производится одной полосой. При длине барабана свыше 1150 мм – комплектом из двух пластин. В 2003 г. освоено производство пластины в общепромышленном исполнении для ГОКов и других предприятий с наземным конвейерным транспортом. На предприятии серийно выпускается техническая пластина трёх видов: трудносгораемая (трудногорючая) – ТГ (ТС), трудновоспламеняющаяся (ТВ) и в общепромышленном исполнении (ОП). Проведенный комплекс работ по отработке рецептуры, конструкции и технологии изготовления позволил не только увеличить длину готовой пластины до 15 метров, но и увеличить прочность связи резины с металлом с 8 до 10 Н/ мм, а также обеспечить показатели износостойкости на уровне лучших мировых аналогов, в частности, фирмы «Тип-Топ».

Заказы на футеровочную пластину поступают от предприятий России и Украины. Работа барабанов, футерованных нашей пластиной в реальных условиях эксплуатации на Лебединском и Полтавском (Украина) ГОКах, ОАО «Сильвинит», ОАО «Северсталь», шахтах ОАО «Воркутауголь», ОАО «Гуковуголь», ЗАО «Химуглемет» подтверждает надёжность конструкции, рецептуры, технологии изготовления пластины. На основании результатов эксплуатационных испытаний и испытаний на соответствие «Временным нормам безопасности…» получено Разрешение Госгортехнадзора России на изготовление и применение в шахтах, в том числе опасных по газу и пыли.

Аналогичные работы по сертификации пластины проходят в научных институтах Украины и в ближайшее время ожидается получение разрешительных документов от Госнадзорохрантруда Украины.

По техническим требованиям ОАО «Михайловский ГОК», ООО «Укрремсервис», ООО «Лебединский ГОК» проводятся НИОКР по разработке футеровочных пластин для рудной промышленности, футеровок обечаек барабанов магнитных сепараторов, футеровок барабанов окомкователей, футеровок разгрузочных втулок мельниц.

В настоящее время совместно с фирмой «Сомекс» (Москва) проводятся работы по созданию комбинированной резинополиуретановой футеровки рудоразмольных мельниц.

Специалистами ЗАО «Курскрезинотехника» и ООО НПК «Транстехмаш» разработана принципиально новая конструкция скребка штыбоочистителей, которая существенно отличается от применяющихся зарубежных аналогов производства фирмы «Тип-Топ Штальгрубер» (Германия). Отличительной особенностью является то, что разработанный трёхпозиционный скребок состоит из отдельных секций длиной 200 мм, что позволяет изготавливать скребок необходимой длины для конвейеров с любой шириной ленты, производить быструю замену отдельных секций при неравномерном износе.

Скребки изготавливаются из высококачественной износостойкой резиновой смеси с высокими показателями прочности крепления к металлу в трудносгораемом, трудновоспламеняющемся и общепромышленном исполнении.

В 2003 г по техническим требованиям ООО «НПК «Транстехмаш» проводились работы по постановке на производство колеса шахтного дизелевоза.

Специалистами ЗАО «Курскрезинотехника» и ООО «НПК «Транстехмаш» разработана конструкция колеса, проведен комплекс работ по разработке рецептуры резиновой смеси, наиболее адаптированной к условиям эксплуатации колес дизелевозов, разработана высокопроизводительная литьевая оснастка, отработан технологический процесс изготовления. Опытная партия колес для шахтного дизелевоза отправлена на испытания в ООО «Сибтехконсалт» (Киселёвск Кемеровской обл.).

Таким образом, работа коллектива нашего предприятия всегда будет направлена на скорейшее решение тех задач, которые ставят перед нами наши потребители.

Следуя этим канонам, ЗАО «Курскрезинотехника» удаётся сохранить ведущие позиции на Российском рынке производителей: наша ниша на рынке конвейерных лент более 45%.

Этим целям и служит утвержденная «Программа технического перевооружения ЗАО «Курскрезинотехника» на 2000–2005 годы». За три года освоено капиталовложений на сумму 104.6 млн.руб.

Постоянный рост требований заказчиков к качеству резинотехнических изделий, повышение их эксплуатационных свойств и конкурентоспособности побуждают заводчан не останавливаться на достигнутом и проводить политику постоянного совершенствования производства.


«Мы работаем для Вас!» – это наш девиз и готовы сотрудничать с Вами и в дальнейшем.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2004