Совеременные электронные системы повышают эффективность дражных работ

Брюс Гиббинс и Питер Андерсон, компания Trade Link Press

Французская компания ETPO завершила очередной этап дражных работ в мавританском порту Нуадибу в рамках постоянно действующей программы предотвращения заиливания акватории порта. В ходе работ с помощью 120-тонного гидравлического экскаватора 600 СК фирмы POCLAIN, размещенного на барже, со дна акватории было вынуто около 250 тыс. м3 илистых пород.

До начала работ по заказу компании ETPO фирмой S.M.I.E. (Франция) была спроектирована и поставлена система контроля за положением рабочих органов и глубиной нахождения ковша экскаватора при работе под водой.

Фирма S.M.I.E., являющаяся дистрибьютором английской компании PROLEC во Франции, предварительно обсудила проблемы, связанные с реализацией проекта новой системы, со своими британскими компаньонами, а также со специалистами компании DASSAULT SERCEL из г. Нант. Для обеспечения требуемой точности во время дражных работ компания PROLEC предложила свою программу Digmaster Graphical Display, с успехом использовавшуюся на аналогичных дражных работах. На основе системы Prolec с помощью инженеров компании Dassault Sercel была создана система, работающая в реальном времени и совместимая с приборами компании ЕТРО, предназначенными для использования при землеройных работах в системе GPS (глобальная система позиционирования оборудования). С их помощью оператор контролирует местоположение кромки ковша в соответствии с глубиной драгирования, а также определяет точное расположение экскаватора.

Имеющаяся маркшейдерская программа с использованием персонального компьютера способна хранить данные маркшейдерских съемок и на их основе с привлечением данных по глубине выемки, устанавливаемых по программе Digmaster, подсчитывать объемы дражных работ.

Программа Digmaster не только предоставляет оператору возможность увидеть на дисплее изображение выемки в вертикальном разрезе с положением ковша, но также определяет текущий радиус копания экскаватора 600СК. Такая информация позволяет оператору производить точное управление драгой даже при нахождении ковша под водой. Глубина копания может варьироваться в пределах 6-8 м от уровня поверхности воды («нулевого» уровня) в зависимости от глубины посадки баржи и ее высоты.

С помощью кодирующего устройства с угловыми датчиками программа Digmaster определяет углы положения стрелы экскаватора (длиной 10.5 м) и рукояти (длиной 5.8 м) с точностью ±0.1 градус. Положение ковша вычисляется по величине общего потока гидравлической жидкости в цилиндре ковша, что позволяет обойтись без установки датчика на ковше. На основе полученных данных программа Digmaster определяет расположение рабочих органов машины и рассчитывает положение режущей кромки ковша по методу «наименьшего астрономического направления» LAT (Lowest Astromical Tide) в разрезе (по высоте) и в плане относительно центра вращения экскаватора.

Датчик положения, фиксирующий различные вращения и наклоны с помощью спутниковой антенны GPS, позволяет программе Digmaster учесть возникающую разницу в относительной высоте размещения антенны в случае наклона экскаватора или вращения баржи. Изменение расстояния до антенны передается системе Digmaster с помощью ряда последовательных данных, которые позволяют рассчитать положение кромки ковша по отношению к «нулевой» поверхности, а также к глубине выемки.

В зависимости от положения баржи проектная глубина выемки может изменяться. В этом случае руководитель дражных работ имеет возможность ее корректировки. Для сохранения проектной глубины имеется специальное устройство Pin Code.

Таким образом, по информации на дисплее, получаемой от системы Digmaster, машинист экскаватора может точно контролировать расположение ковша при дражных работах, а маркшейдерская служба - сверять полученную информацию с первоначальными маркшейдерскими данными и рассчитывать точные объемы выемки.

Материалы для публикации любезно предоставлены1 компанией Trade Link Press

Журнал "Горная Промышленность" №2 1997