Конструктивные и технологические особенности польских проходческих комбайнов производства REMAG

Рената Степка, директор Московского Представительства «Группы BUMAR»

В номенклатурном ряду продукции польского машиностроительного завода REMAG («РЕМАГ») для горнодобывающих отраслей промышленности прочное место занимают проходческие комбайны для подземной разработки угольных месторождений. История завода начинается от 1946 г. как предприятия по ремонту и производству горно-шахтного оборудования. С начала 70-х годов REMAG специализируется в ремонте и аренде горнопроходческой техники и до конца 80-х годов был единственным польским предприятием, владеющим и сдающим в аренду все эксплуатирующиеся в Польше проходческие комбайны советского производства (число которых в отдельные годы доходило до 230 единиц). В 1976 году REMAG начинает выпускать проходческие комбайны по лицензии австрийской фирмы. После окончания срока действия лицензии, в 1985 г., конструкция комбайна была существенно модернизирована за счет внедрения современных новаторских технических решений, учитывающих богатейший опыт эксплуатации проходческой техники во всех основных угледобывающих странах Европы и б.СССР. В результате чего, на сегодняшний день заводом освоено производство целой гаммы модификаций комбайна (см. табл.).

Базовая модель проходческого комбайна REMAG характеризуется следующими конструктивными изменениями, отличающими ее от прототипа: новой монолитной конструкцией головки исполнительного органа; соединением исполнительного органа с валом редуктора L 100V с помощью пальцевой муфты и, в свою очередь, редуктора L 100V с двигателем 100 кВт при помощи муфты скольжения; фасонным разъемным соединением накладки с плугом погрузочного стола комбайна; дополнительным креплением двигателя 100 кВт к монтажному фланцу; модернизированным узлом соединения подвижной части комбайна с шасси; применением воздушной завесы, снизившей концентрацию пыли на рабочем месте оператора примерно на 43%; усиленной рамой шасси комбайна и дополнительным креплением редуктора ходовой части к раме шасси; оснащением редуктора ходового механизма тормозом; разъемным соединением опорной пяты комбайна с седлом и применением шарового соединения для крепления к комбайну перегрузочного конвейера и разъемным соединением опорной пяты с рамой комбайна; применением пятисекционного распределительного блока, предоставляющего возможность подсоединения дополнительных внешних устройств к гидросистеме комбайна; оснащением площадкой и механизмом подъема верхняков, дающими возможность механизации процесса возведения арочного или анкерного крепления проводимой выработки.

В результате изменения конструкции оросительной системы на комбайне стали возможны два варианта орошения: внешнее – низкого давления (1.2–2.2 МПа); внутреннее – высокого давления (10 МПа).

Модернизированный вариант комбайна, наряду с изменениями, присущими базовой модели, дополнительно имеет увеличенную почти на 30% площадь отбойки исполнительного органа за счет встройки вставки между фланцем крепления двигателя и самим двигателем 100 кВт и накладок между рамой комбайна и его поворотной частью, а также уменьшенными почти на 25% удельным давлением на почву и аварийностью механизма передвижения при одновременном повышении тяговых характеристик комбайна за счет применения гусениц шириной 520 мм и механизма передвижения скользящего типа для перемещения рамы комбайна по гусеницам.

Проходческий комбайн версии «Богданка», благодаря оборудованию исполнительного органа шарнирной вставкой, способен проходить выработки высотой 4.8 м и шириной 5.65 м с одного места установки комбайна. Кроме того, вставка дает возможность заглубления исполнительного органа машины на 0.68 м ниже уровня ее стояния и погрузки отбитого материала на стол погрузчика. Комбайн со вставкой дает возможность проведения выработок прямоугольной, арочной, трапециевидной и круглой форм сечения по углю и породе прочностью до 50 МПа.

Проходческий комбайн KR-150z представляет собой самоходную машину стреловидного типа с электроприводом, предназначенную для проведения горных выработок произвольной формы сечения. KR-150z – это машина нового поколения (с полностью польским родоводом), характеризующаяся высокой эксплуатационной надежностью, простотой обслуживания и высокой производительностью при проведении подземных горных выработок.

Гусеничное шасси комбайна состоит из двух гусеничных тележек с индивидуальным гидроприводом с зубчатой передачей, обеспечивающей большую силу тяги (до 160 кН), что позволяет комбайну эффективно работать в наклонных выработках. На стреле исполнительного органа комбайна имеется рабочая площадка с механизмом подъема верхняка крепи для облегчения процесса крепления проводимой выработки.

В гидравлической системе комбайна предусмотрены дополнительные выходы для подключения гайковертов или другого вспомогательного оборудования. Расход воды для нормальной работы комбайна – 120 л/мин. под давлением 2.5 МПа. Вода используется для охлаждения электродвигателя исполнительного органа, охлаждения масла в гидравлической системе и борьбы с пылью путем орошения.

Комбайн KR-150z снабжен системой противопожарной защиты AUG-12, предназначенной для автоматического тушения пожара, возникшего на комбайне. Датчики, установленные в местах наибольшей угрозы возникновения пожара, срабатывают при температуре 166–170°С.

REMAG также ведёт работы по применению своей техники на поверхности. В связи с чем был сконструирован и изготовлен комбайн RО-100К, оборудование которого и основные элементы конструкции предназначены, главным образом, для работы в каменоломнях и в промышленном строительстве. Показателем, характеризующим деятельность REMAG-а по оказанию услуг является выполнение горных работ сторонним организациям на собственном оборудовании и собственным обслуживающим персоналом.

Одним из примеров является строительство подземных гаражей во Франкфурте (Германия) и на Майорке (Испания), где во время ведения земляных работ встретились породы, которые не удалось разрушить при помощи имеющейся строительной техники и в связи с городскими условиями невозможно было использовать взрывные работы. В этих условиях наш комбайн оказался единственно возможным и экономически целесообразным вариантом.

Проходческие комбайны завода REMAG по желанию заказчика могут быть оснащены агрегатом ВМ-505 или ВМ-8 для установки анкерной крепи, лебедкой KG-0000 и гайковертным механизмом.

Сегодня на шахтах Польши, Испании, Колумбии и других стран мира с развитой горнодобывающей промышленностью успешно эксплуатируется большое число комбайнов рассмотренных в статье модификаций.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2003, стр.