Системы автоматического оповещения в горной промышленности

Во втором и четвертом номерах журнала «Горная Промышленность» за 2001 год мы уже знакомили читателей о возможных способах применения систем компьютерной телефонии на предприятиях горной промышленности.

В этом номере мы подробнее остановимся еще на одном направлении — системах автоматического оповещения.


При использовании телефонных станций с количеством внутренних абонентов свыше 100 администраторы неизбежно сталкиваются с проблемами контроля за соблюдением правил и ограничений, накладываемых на длительность междугородних и международных переговоров. Уведомление сотен абонентов о нарушении действующих ограничений становится для них поистине непосильной задачей.

Перед службами гражданской обороны и безопасности предприятий горнодобывающей отрасли стоит задача оперативного оповещения руководящего состава и персонала предприятия о наступлении чрезвычайных ситуаций: пожаров, сходов ЖД транспорта, обвалов, стихийных бедствий и т.д.

Задача оповещения по телефону десятков, а иногда и сотен человек в кратчайшие сроки под силу только автоматической системе оповещения.

Устаревшие электромеханические средства оповещения могут быть с успехом заменены многоканальными системами, построенными с использованием технологии компьютерной телефонии (КТ) и отвечающими все возрастающим требованиям к надежности, автономности и быстродействию.

Основным компонентом систем КТ являются многоканальные голосовые платы, устанавливаемые в компьютер. Именно они обеспечивают установление соединения по телефонным линиям и голосовое взаимодействие с абонентом, а также воспринимают команды, подаваемые пользователем путем нажатия на клавиши телефонного аппарата с тональным набором. Данные платы обладают возможностью оцифровывать, сжимать, а также проигрывать звуковые файлы и выполнять ряд функций, необходимых для осуществления телефонного соединения (набор номера, мониторинг линии, распознавание окончания разговора). Все эти функции голосовые платы выполняют на аппаратном уровне, без обращения к центральному процессору, и в результате даже достаточно мощные системы могут быть реализованы на основе относительно маломощных компьютеров (модели от i486 и старше). Технической базой для работы этих плат являются специализированные процессоры для обработки сигнала (digital signal processing, DSP), используемые для выполнения всех вышеупомянутых преобразований голосового сигнала. К одной голосовой плате можно подключить от одной до шестнадцати аналоговых телефонных линий или до четырех потоков E1. На рис. 1 изображена четырехканальная голосовая плата. В зависимости от функциональных требований и количества телефонных линий в компьютер устанавливается необходимое количество плат.

Программная часть системы КТ обеспечивает интерфейс пользователя с системой, производит выборку номеров абонентов из базы данных и контролирует процесс формирования и выполнения оповещения.

Специализированная система оповещения «ЗВОНАРЬ» разработана для штабов гражданской обороны, служб безопасности и узлов связи. Функциональная схема системы оповещения «ЗВОНАРЬ» представлена на рис. 2.

Система предназначена для оперативного оповещения руководящего состава и персонала предприятия об наступлении чрезвычайных ситуаций. Система автоматически дозванивается до абонента из списка и проговаривает ему голосовое сообщение. Оповещение производится по нескольким телефонным линиям одновременно, что равнозначно использованию соответствующего количества операторов. Система может быть немедленно запущена в любое время суток, в отличие от человека она никогда не ошибается при наборе телефонного номера и не утомляется, все сообщения проговариваются четко, без искажения. Производительность системы зависит только от количества телефонных линий, подключенных к системе. Возможен запуск нескольких рассылок одновременно. Рассылки с высоким приоритетом имеют преимущество перед рассылками с нормальным приоритетом и выполняются в первую очередь.

В случае необходимости система может записать ответ абонента с подтверждением о получении сообщения. Запись ответа абонента может быть прослушана при анализе результатов рассылки. Перед проигрыванием сообщения система может запрашивать ввод пароля, что необходимо при рассылке конфиденциальной информации.

Голосовое сообщение может быть как простым – в виде одиночного звукового файла, проигрываемого каждому абоненту, так и сложным – динамически формируемым в зависимости от значений в полях базы данных, относящихся к конкретному абоненту. Сложное сообщение может состоять из звуковых файлов, а так же числовых и текстовых значений полей базы данных, проговариваемых системой.

В зависимости от ситуации рассылка сообщений может быть запущена оператором непосредственно с панели компьютера, или удаленно – по телефону. Удаленный запуск рассылки по телефону предусмотрен специально для повышения оперативности доступа к системе, что особенно важно при возникновении аварийных ситуаций в ночное время.

Помимо звуковой информации система может осуществлять рассылку текстовых сообщений по электронной почте, на мобильные телефоны стандарта GSM в виде коротких сообщений (SMS) и на пейджеры.

Система «ЗВОНАРЬ» может быть настроена как на рассылку сообщений, так и на обслуживание входящих звонков. Дозвонившись до системы, абонент может прослушать оперативную информацию, надиктованную администратором системы, или сформированную динамически. Функция может быть полезна для автоматического информирования населения о деталях и последствиях произошедших внештатных ситуаций, что позволяет освободить диспетчеров от ответов на одинаковые вопросы.

Очень важной функцией системы является сбор статистической информации о результатах рассылки. Фиксируется каждая попытка системы дозвониться до абонента. Собранная информация может быть использована для автоматического формирования отчетов как о результатах завершенных, так и ходе текущих рассылок. Встроенный генератор отчетов позволяет формировать отчеты о результатах проведенных рассылок. В отчет может быть помещена информация об успешных и безрезультатных попытках системы дозвониться до абонента. Результаты могут быть представлены как в табличной форме, так и в форме графиков. Подобно запуску, контроль над выполнением запущенных рассылок может производиться как с консоли компьютера, так и удаленно – по телефону.

Система имеет простой, интуитивно понятный графический интерфейс, позволяющий подготавливать рассылку и осуществлять ее запуск пользователям, обладающим только начальными навыками работы с компьютером. Шаблоны рассылок помогут создать новую рассылку в считанные минуты. Все что потребуется для создания и запуска новой рассылки – это записать новое сообщение или выбрать стандартное с диска компьютера. Вид экранного меню системы представлен на рис. 3.   

Журнал "Горная Промышленность" №5 2001