Цифровая запись диспетчерских переговоров для горной промышленности

Р.Ю.Подэрни, профессор МГГУ;
А.Б.Шныров, генеральный директор ЗАО «АЛЕКСЭН»,
С.Н.Тюренков, Начальник коммерческого отдела, ЗАО «АЛЕКСЭН»

В журнале «Горная Промышленность» №2'2001 была опубликована статья о возможных способах применения систем компьютерной телефонии на предприятиях горной промышленности. Настоящая статья посвящена одному из направлений – системам цифровой записи диспетчерских переговоров.

При решении задач оперативно-диспетчерского управления встает задача записи и хранения директивных указаний, отдаваемых горным диспетчером, энергодиспетчером или диспетчером транспорта по телефону, радиостанции или системе громкоговорящей связи. Записанная информация должна храниться в течение длительного времени и удаляться автоматически по мере заполнения носителя. Качественная запись переговоров может существенно упростить работу горных спасателей при возникновении аварийных ситуаций в шахтах и рудниках. Отсутствие записи за нужный период, вызванное сбоем в системе записи, или просто из-за того, что в магнитофоне вовремя не заменили кассету, может привести к человеческим жертвам. Аналоговые магнитофоны, используемые сейчас для записи диспетчерских переговоров на большинстве горнодобывающих предприятий, приходят в негодность. Но даже исправная техника не гарантирует надежную запись, только потому, что управляется человеком. Большинство систем начинает запись только после нажатия диспетчером кнопки, и как следствие, о развитии аварийной ситуации можно судить только по записям, сделанным после выдачи целого ряда указаний, а звуковая информация, переданная по каналам связи, исчезает бесследно.

Этих недостатков лишена многоканальная система цифровой записи переговоров ЭХО-плюс http://www.alexen.ru/products/echo, разработанная ЗАО «АЛЕКСЭН» http://www.alexen.ru.

В отличие от аналоговых или специализированных цифровых магнитофонов, использующих в качестве накопителя магнитную ленту, система ЭХО-плюс построена на базе стандартного персонального компьютера. Использование стандартного персонального компьютера дает системе «ЭХО-плюс» целый ряд эксплуатационных преимуществ: легкость наращивания системы, ее интеграции с другими приложениями, доступность и унификация комплектующих. Система ЭХО-плюс проста в эксплуатации и доступна для пользователей, не обладающих профессиональными компьютерными навыками. Поэтому дополнительного обучения персонала для работы с системой не требуется.

Запись производится на жесткий диск компьютера с возможностью последующей перезаписи на любой носитель информации, подключаемый к компьютеру. При заполнении пространства на жестком диске компьютера, выделенного для хранения архива переговоров, самые старые записи автоматически удаляются, что избавляет администратора от необходимости менять или перематывать ленту.

Программное обеспечение системы ЭХО-плюс состоит из двух независимых приложений: Сервер и Клиент (рис.1).

Сервер ЭХО-плюс функционирует самостоятельно в автономном режиме. При этом автоматически производятся все действия по обнаружению входного сигнала, записи, занесению информации в архив и удалению из архива устаревших записей.

Приложение «Клиент» (Рис.2) предназначено для доступа администраторов и пользователей системы к ее ресурсам. Одно приложение может работать с одним или несколькими серверами. Клиент может быть установлен на тот же компьютер, что и сервер, или на любой другой, имеющий связь с сервером по локальной сети. Каждый зарегистрированный в системе пользователь может обращаться к ее ресурсам независимо от того, где установлена программа доступа: на регистрирующем сервере или удаленном компьютере, связанном с сервером локальной вычислительной сетью. Это позволяет руководителям предприятия прослушивать записи из архива переговоров не покидая своего рабочего места, что особенно важно при распределенной структуре горнодобывающих предприятий и удаленности объектов связи и управления друг от друга. Права доступа к каждому серверу определяются администратором.

Удобный, интуитивно понятный графический интерфейс позволяет пользователю производить выборку и сортировку записей из архива, прослушивать выбранные записи, вводить текстовые комментарии к записям, защищать важные записи от автоматического удаления системой, копировать записи на другие носители или отправлять их по электронной почте.

Система «ЭХО-плюс» позволяет осуществлять запись одновременно по нескольким каналам. Запись переговоров может производиться одновременно с нескольких различных источников информации:

•    телефонных линий;

•    выходов диспетчерских пультов;

•    4-х проводных линий связи;

•    радиостанций;

•    линий громкоговорящей связи.

Подключение к линиям связи осуществляется с помощью многоканальных плат, устанавливаемых в ISA или PCI слот компьютера. К одной плате можно подключить от двух до шестнадцати источников информации. На рис. 3 изображена четырехканальная плата EPC04PA, изготовленная в стандарте PCI. Платы выполняют все функции, связанные с обнаружением входного сигнала, оцифровкой и сжатием звуковой информации. Как следствие, диспетчеру не нужно отвлекаться от своих обязанностей для контроля над записью переговоров. Система автоматически определит наличие полезного сигнала в линии, начнет запись и завершит ее по окончании разговора.

Различные алгоритмы сжатия позволяют уменьшать размер звуковых файлов в 3–4 раза. В зависимости от выбранного алгоритма один час переговоров может занимать от 28 до 7?Мб. Аппаратное сжатие звуковой информации снижает загрузку центрального процессора компьютера до 10–20%, что позволяет использовать компьютер для запуска других прикладных программ. Технические характеристики плат полностью соответствуют требованиям, предъявляемым Министерством связи к аппаратуре этого класса.

Дополнительные средства внешней световой индикации позволяют контролировать работоспособность системы, даже если программа доступа к архиву переговоров не загружена.

Оптимизированная архитектура программного обеспечения в сочетании с аппаратной обработкой звуковой информации позволяют существенно снизить требования к компьютеру. Для работы комплекта со средним числом каналов от 4 до 24 достаточно обычного персонального компьютера с процессором Pentium 233MHz и оперативной памятью 64?Мб. Объем жесткого диска рассчитывается исходя из количества записываемых линий, трафика переговоров и времени, в течение которого необходимо сохранять записи на диске. Для работы серверной части программного обеспечения необходима операционная система Windows NT 4.0/Windows 2000. Клиентская часть может работать под любой версией Windows, начиная с Windows 95 и выше.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2001