Не дайте себя обмануть!

С.В.Емельянов, директор по маркетингу компании OmniCOMM


В секторе автотранспортного бизнеса одной из ключевых статей затрат были и остаются по сей день затраты на ГСМ. Вопрос расхода топлива транспортом не решен до конца на многих предприятиях, и, на сегодняшний день, в большинстве случаев, топливо списывается, исходя из норм его расхода на то или иное транспортное средство. Для работников строительных и горнодобывающих предприятий не является секретом тот факт, что установленные нормы расхода топлива «гуляют». Как это выглядит?

Неоднократно вычисленная и проверенная инженерами предприятия норма расхода топлива на какой-то вид техники вдруг оказывается неверной, в конце месяца показывая перерасход. В чем тут дело? Вроде бы на предприятии установлен жесткий контроль, пресекающий хищение топлива, а перерасход получается довольно большой. Может быть, инженеры, которым была поставлена задача провести замеры расхода топлива, недобросовестно отнеслись к своим обязанностям? На самом деле все объясняется просто. По сути, каждый строительный объект это обособленный комплекс условий и особенностей работы. На одном объекте строительная техника перемещается по ровному, плотному грунту – на другом ползает «по брюхо» в грязи, на одном объекте плечо погрузки-разгрузки 50 м – на другом километр и т.д. Перечислять различия можно довольно долго. Но раз условия эксплуатации настолько различны, можно ли говорить о требовании соблюдения жестких норм расхода топлива? Может быть, они вообще не нужны? Может быть, при разработке нового объекта стоит присылать группу инженеров, которые будут проводить замеры на каждый вид техники и устанавливать нормы на отдельно взятый объект? А с ухудшением погоды проводить замеры снова? Это, конечно, неверный путь. И раздувать штат ИТР для ежедневного проведения замеров вам никто не даст.

Кто постоянно находится на объекте? Прораб или начальник участка. Это им каждую минуту видно, в каком режиме эксплуатируется техника, и только они могут подтвердить, что на данном объекте в конкретный промежуток времени условия эксплуатации техники были тяжелыми. А как все это привязать к нормам расхода топлива? Некоторые предприятия вводят коэффициенты загрузки работы техники, однако производить списание топлива по коэффициентам не всегда удобно, существует большая погрешность.

Руководство очень часто не владеет информацией о реальной работе техники. Для контроля работы водителей используются различные методы проверки: сверка данных о количестве загруженных кузовов и реально выгруженных в месте доставки, контроль фактически выполненной работы, выборочные проверки «сомнительных» водителей и другие методы, которые, как правило, изобретаются самим руководством. Однако, когда в автопарке количество техники превышает пять-десять единиц – справиться с контролем работы всей техники порой практически невозможно. В общем объёме сбой в работе той или иной единицы не так заметен, он пропадает в общей массе, руководство часто даже не знает об этом. Водитель может полдня простоять в укромном месте или поехать по своим делам. То же самое касается и «левых» рейсов водителей, разных «шабашек» и работы на стороне в свой карман, расходуя время предприятия и моторесурс автомобиля. Ни для кого не секрет, что нечестные водители сливают топливо, либо приобретают чеки, а потом списывают деньги. Они также могут приобрести чеки, в которых будут указаны заправки по одной цене, а в действительности заправиться некачественным суррогатом на трассе за полцены. Страдать от этого в первую очередь будет техническое состояние автомобиля, а отражаться всё это будет непосредственно на расходах фирмы.

Помимо контроля расхода топлива, снимая показания прибора «FMS», мы можем анализировать эффективность работы техники, видеть простаивала она или работала, просто был заведён двигатель или машина двигалась, а также как именно она передвигалась.

В четвертом квартале 2004 года компанией OmniCOMM, разработчиком систем контроля расхода топлива под названием «FMS», установлена первая партия нового поколения приборов «FMS». Помимо информации о количестве отработанных моточасов, скорости и топлива, теперь руководство предприятий может получать информацию о местоположении транспортных средств с периодичностью один раз в минуту.

Всё это облегчает контроль над транспортом, дисциплинирует водительский персонал и позволяет использовать ресурсы предприятия максимально эффективно.

Вот таким образом можно решить проблему перерасхода топлива и избавить предприятие от ежемесячных выяснений между главным инженером, начальниками участков и машинистами вопроса: «Было ли хищение?» А также посмотреть режим эксплуатации транспортного средства до минуты.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2004