Chevron шаг к вечному двигателю!

В беседе с нашим корреспондентом Генеральный директор компании «Петро-Люб» Александр Гарбузов и к.т.н., доцент МАДИ (ГТУ)
Борис Горбунов рассказывают о новшествах в мире смазочных материалов для горной промышленности

Борис Горбунов: Увеличение добычи полезных ископаемых предопределяет возрастание объемов погрузочно-выемочных работ и транспортирования добываемой горной массы. При этом растущий парк техники импортного и отечественного производства требует квалифицированного технического обслуживания.

Повышение надёжности силового агрегата, трансмиссии и гидравлической системы, на которые приходится около 60% всех эксплуатационных жидкостей, находится в руках технической службы комбината, в обязанности которой входит, в том числе, профилактическая замена эксплуатационных жидкостей и материалов.

Использование качественных смазочных материалов и жидкостей увеличивает срок службы агрегатов и систем техники и оборудования.

На рис. 1 изображены клапанные крышки двигателей, работавших в одинаковых условиях на маслах со спецификациями API (по возрастанию уровня эксплуатационных свойств) CF-4, CG-4, CH-4. Для наглядности, клапанная крышка после использования масла CF-4 была снята раньше остальных (через 48 тыс. км). Эксперимент осуществлялся по методу эксплуатационных испытаний Cummins N14 на пробеге 81 тыс. км.

Из иллюстрации, любезно предоставленной Московским представительством «Лубризол» видно, что требования к маслам групп CH-4 жестче, чем к продуктам групп CG-4 и CF-4.

По количеству шлама на поверхности клапанных крышек можно судить о склонности масла к выработке ресурса, окислению и о количестве сажи, попавшей в масло в процессе работы двигателя.

– Какую выгоду приносит эксплуатация техники на маслах Шеврон? И чем масло Шеврон выгодно отличается от других импортных масел?

Александр Гарбузов: Смазочные материалы Chevron признаны производителями техники и оборудования по всему миру, и по своему качеству превосходят эксплуатационные требования международных стандартов, включая ACEA (Европейский Союз), API (США), JASO (Япония) и ГОСТ (Россия).

Наиболее известная в России марка моторного масла Chevron Delo 400 Multigrade является первым маслом для дизельных двигателей, которое соответствует требованиям всемирной спецификации для дизельных масел Global DHD-1 (2000 год). Стандарт Global DHD-1 объединяет требования трех спецификаций: североамериканской (API CH-4), европейской (ASEA E5) и японской (JASO DX-1).

В 2003 году масло Chevron Delo 400 Multigrade получило новые спецификации API CI-4 и Volvo VDS-3.

Обладая превосходной диспергируемостью сажи, антиокислительной способностью и высоким индексом вязкости масла Chevron реально увеличивают ресурс двигателя и снижают затраты на ТО, ремонт и ГСМ.

– Каково отношение к маслам Chevron в России?

Александр Гарбузов: Парк импортной техники горных комбинатов разнообразен. Это карьерные самосвалы, драглайны, колесные погрузчики, бульдозеры таких известных производителей, как Caterpillar, Komatsu, Terex, Liebherr.

Каждый из вышеперечисленных производителей техники рекомендует те или иные масла, ссылаясь на соответствующие листы в своей технической документации.

Масла Chevron эксплуатируются во многих предприятиях России. Среди них предприятия нефти и газодобычи, управления механизации, дорожно-строительные управления и т.п.

– Каким должен быть интервал замены масла Chevron?

Борис Горбунов: Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Эксплуатация импортной техники осложняется тем, что отечественное дизельное топливо отличается повышенным содержанием серы (0.8–1%).

Вместе с тем, хорошо известно, что ресурс двигателя на две трети зависит от содержания серы в топливе. Ее повышенное содержание ведет к образованию отложений (сажи и шлама), что, в свою очередь, уменьшает ресурс двигателя и сокращает интервал замены масла. Сажа – главный враг двигателя, а качественное моторное масло предотвращает образование её отложений.

Увеличивать интервал замены масла относительно требований заводской инструкции по эксплуатации можно, но для этого необходимо периодически контролировать ряд параметров в процессе эксплуатации (вязкость, процент выработки присадок и ряд других параметров). Все это можно делать, как в лабораторных условиях, так и в полевых при помощи экспресс методов (рис. 2).

Затраты на смазочные материалы составляют 1% от эксплуатационных затрат предприятия. Но этот небольшой процент способен существенно влиять на остальные составляющие затрат как позитивно, так и негативно. Прежде чем экономить на качестве масла, стоит вспомнить хорошую русскую пословицу: «Скупой платит дважды». Но применительно к дорогостоящей технике и оборудованию можно скорректировать данное высказывание так: «Скупой платит много крат».

Хорошим тоном в управлении технической службой любого комбината является материальное стимулирование персонала за безотказную работу техники. Иными словами, сервисная служба получает деньги за часы технической готовности обслуживаемых машин.

Даже если интервал замены масла остается прежним (согласно инструкции по эксплуатации техники), то результат перехода на более качественный продукт обеспечивает увеличение часов технической готовности машин и механизмов.

– А кто продает масла Chevron на территории России?

Александр Гарбузов: Компания «Петро-Люб» – официальный дистрибьютор концерна Chevron – осуществляет продажу высококачественных смазочных материалов через сеть уполномоченных дилеров на территории России.

«Петро-Люб» представляет широчайший спектр продукции Chevron – это моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, индустриальные масла, трансмиссионные и гидравлические жидкости, технологические жидкости для металлообработки, густые смазки, смазочные материалы для горнодобывающей, железнодорожной, строительной техники и коммерческого транспорта.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2003, стр.