Горюче-смазочные материалы для карьерных самосвалов БЕЛАЗ

В.Н.Шевчук, инженер-конструктор УГК БелАЗ

Тяжелые условия работы карьерных самосвалов предъявляют повышенные требования к используемым при эксплуатации горюче-смазочным материалам. Работоспособность, надежность и безопасность эксплуатации карьерных самосвалов в значительной степени определяются качеством и свойствами применяемых смазочных материалов. Марки горюче-смазочных материалов выбираются исходя из условий работы конкретного узла или системы, температурного режима его работы и совместимости с уплотнителями, а также опыта эксплуатации карьерных самосвалов. Периодичность замены масел и смазок устанавливается так, чтобы исключалось применение горюче-смазочных материалов со сниженными показателями, при которых они перестают выполнять свои функции. Перечень моторных масел, охлаждающих жидкостей и периодичность их замены устанавливаются изготовителями двигателей. Трансмиссионные, гидравлические, амортизационные масла и пластичные смазки применяются различных марок в зависимости от климатических условий эксплуатации карьерных самосвалов. Потребителям рекомендуется применять отечественные марки масел и смазок и их зарубежные аналоги.

Главная функция моторного масла – уменьшение трения и износа деталей двигателя. Кроме того, моторные масла должны обеспечивать выполнение ряда других требований, не менее важных для работоспособности двигателей:

•    предотвращение прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечение их подвижности;

•    охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей;

•    защита двигателя от коррозии при работе и во время длительной стоянки;

•    предотвращение образования нагара и лакообразных отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец;

•    нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива;

•    обеспечение быстрого поступления масла в смазываемые узлы при холодном пуске двигателя.

На карьерных самосвалах БелАЗ устанавливаются двигатели как российского производства, так и зарубежных фирм. При эксплуатации российских двигателей применяются отечественные масла и их зарубежные аналоги в соответствии с рекомендациями изготовителей.

Для зарубежных двигателей фирмы-изготовители разрешают применять масла, соответствующие определенным классам вязкости по SAE и классификациям по эксплуатационным свойствам по API.

Трансмиссионные масла применяются в главных передачах заднего моста, колесных передачах, редукторах мотор-колес, коробке отбора мощности, гидромеханических передачах, где вращающий момент передается либо зубчатыми парами (масло выполняет только функции смазки), либо посредством самого масла, как, например, в гидромеханических передачах (масло является рабочим телом).

Поэтому к трансмиссионным маслам предъявляются довольно жесткие требования.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссии смазочные масла должны обладать следующими свойствами:

•    иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопитинговые свойства;

•    обладать высокой антиокислительной стабильностью;

•    иметь хорошие вязкостно-температурные свойства;

•    не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии;

•    иметь хорошие защитные свойства при контакте

с водой;

•    обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнителями;

•    иметь хорошие антипенные свойства;

•    иметь высокую физическую стабильность в условиях длительного хранения.

К маслам, работающим в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, поскольку автоматические коробки включают в себя гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач, гидродинамический тормоз-замедлитель, сложную систему управления. Масло в них одновременно выполняет несколько функций: смазывает, охлаждает, передает крутящий момент. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в их основу вводят различные присадки: противозадирные, вязкостные, противокоррозионные, антипенные, защитные и др.

На карьерных самосвалах грузоподъемностью 30–55 тонн в главной передаче заднего моста, колесных передачах, а на самосвалах грузоподъемностью 80–220 тонн в редукторах мотор-колес, коробке отбора мощности при температуре окружающего воздуха до –25°C применяется масло ТАП-15В, до –30°C – ТСп-15к, до –55°C – ТСз-9гип.

В гидромеханической передаче самосвалов грузоподъемностью 30–55 тонн всесезонно используются масла марки «A» или «МГТ».

С целью повышения ходимости узлов и увеличения периодичности замены масла ПО «БелАЗ» проводится работа по применению масел с повышенными качественными показателями. Так, применение в редукторах мотор-колес масел зарубежных фирм Shell и Mobil вместо ТАП-15В, ТСп-15к и ТСз-9гип повышает надежность работы и увеличивает периодичность замены масел.

В трансмиссии самосвалов рекомендуется применять также зарубежные заменители отечественных масел: фирмы Shell – Dentax G80W/90, Spirax GSX 75W/80; фирмы Mobil – Mobilube GX 85W/90A,

Mobilube SCH 75W/90LS и др.

Жидкости для гидравлических систем должны обеспечивать надежную и долговременную работу всех гидромеханизмов, не изменяя при этом заметно свои свойства в процессе работы. Они должны отвечать следующим основным требованиям:

•    иметь определенную вязкость и индекс вязкости, которые обеспечивали бы ее хорошую прокачиваемость и надежную смазку деталей узлов и механизмов гидравлических систем при резко изменяющихся нагрузках и температурах;

•    иметь низкую температуру замерзания (на 5...10°C ниже температуры окружающего воздуха), которая обеспечивала бы нормальную работу жидкости при низких отрицательных температурах;

•    обладать высокими противокоррозионными свойствами и не вызывать набухания или разрушения резинотехнических уплотнительных устройств;

•    обладать высокой химической и физической стабильностью; не окисляться в процессе работы и не изменять своих первоначальных характеристик;

•    не содержать механических примесей, воды и коррозионно-активных веществ.

Для улучшения показателей гидравлических масел в них добавляют различные присадки.

В гидросистеме карьерных самосвалов грузоподъемностью 30–220 тонн применяется при температуре окружающего воздуха до –10°C масло МГЕ-46В, до –30°C – «А», до –55°C – ВМГЗ, до –60°C – ВМГЗ-С.

В пневмогидравлических цилиндрах подвески самосвалов грузоподъемностью 30–220 т применяются всесезонные масла МГП-10 или АЖ-12Т, а самосвалов грузоподъемностью 30–45 т также масло АУ.

Пластичные смазки занимают промежуточное положение между маслами и твердыми смазочными материалами. Особенностью их является присущая им пластичность. Пластичные смазки готовят загущением нефтяных или синтетических масел различного рода загустителями, под действием которых жидкое масло становится малоподвижным. Несмотря на сравнительно небольшую концентрацию загустителя, именно от него зависят основные эксплуатационные свойства смазки. Как правило, современные пластичные смазки имеют сложный состав, для придания соответствующих эксплуатационных свойств в них вводят кроме загустителя еще целый ряд присадок.

На самосвалах различные узлы трения подвески, рулевого управления, опрокидывающего механизма и др. смазываются пластичной смазкой «Литол-24», «Фиол-2», «Лита». В узлах трения применяются пластичные смазки при температуре окружающего воздуха до –40°С – «Литол-24», «Фиол-2», до –50°С – «Лита». Для смазывания различных узлов рекомендуется использовать и зарубежные смазки: Alvania ЕР2 (Shell), Mobilux EP2 (Mobil) и др. 

Журнал "Горная Промышленность" №6 2002