Какое масло лучше?

Современные спецификации API

Специалист по ГСМ МАДИ (ГТУ), к.т.н., Борис Горбунов рассказывает о преимуществах использования
качественных моторных масел с высоким уровнем эксплуатационных свойств по API

Зачастую приходится сталкиваться с непониманием потребителя выгоды от использования качественных масел с современными спецификациями и высоким уровнем эксплуатационных свойств.

Удивляет и то, что цена на предлагаемый продукт с более высокой позицией по API мало отличается от ранее используемого низкосортного продукта. В чём причина? Может быть в непонимании собственной выгоды!?

Хорошим тоном в управлении технической службой любого предприятия является материальное стимулирование персонала за безотказную работу техники. Иными словами, сервисная служба получает деньги за часы технической готовности обслуживаемых машин. На первый взгляд идеальная схема.

Даже если интервал замены масла остаётся прежним (согласно инструкции по эксплуатации техники), то результат перехода на более качественный продукт всё равно легко прогнозируем – это стабильность работы техники, увеличение часов технической готовности машин и механизмов, увеличение ресурса двигателя при остаточном запасе ресурса моторного масла до 50%, т.е. удвоенный интервал замены масла и фильтра (в зависимости от содержания серы в топливе и режимов работы техники).

На рис.1 изображены клапанные крышки двигателей, работавших в одинаковых условиях на маслах со спецификациями API (по возрастанию уровня эксплуатационных свойств) CF-4, CG-4, CH-4. Для наглядности, клапанная крышка после использования масла СF-4 была снята раньше остальных (через 48 тыс.км). Эксперимент осуществлялся по методу эксплуатационных испытаний Cummins N14 на пробеге 81 тыс.км.

Из иллюстрации, любезно предоставленной Московским представительством корпорации «Лубризол», видно, что требования к маслам групп CH-4 и CG-4 жестче, чем к продуктам группы CF-4.

По количеству шлама на поверхности клапанных крышек можно судить о склонности масла к выработке, окислению, и о количестве сажи, попавшей в масло в процессе работы двигателя.

Говоря о саже, стоит отметить, что современные конструкции дизельных двигателей выдвигают еще более жесткие требования к моторному маслу. Это связано с особенностью конструкции цилиндропоршневой группы и появлению рециркуляционной системы отработавших газов, называемой Exhaust Gas Recirculation (EGR).

Новейшая категория API – CI-4 разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к двигателям, оборудованным системой рециркуляции отработавших газов (EGR). EGR – это система уменьшения эмиссии, принцип действия которой заключается в обратной циркуляции выхлопных газов через камеру сгорания с добавлением новой порции топливовоздушной смеси (рис. 2).

Двигатели с EGR имеют более низкую предельную температуру сгорания топливовоздушной смеси из0за того, что отработавшие газы не участвуют в процессе сгорания, поглощая выделяемое тепло.

EGR обеспечивает максимальную топливную экономичность в любом режиме работы движения за счет уменьшения количества топливовоздушной смеси, попадающей в цилиндр.

Снижение температуры сгорания и уменьшение поступающего в камеру сгорания кислорода препятствуют образованию в отработанных газах вредных примесей (Nox).

При всех перечисленных преимуществах EGR подвергает моторное масло большим нагрузкам:

•    отработавшие газы перед рециркуляцией должны охлаждаться, поэтому система охлаждения двигателя поглощает выделяемое тепло и передает его моторному маслу;

•    охлажденные отработавшие газы реагирует с водой, создавая сильную кислоту. Вода, взаимодействуя с вредными примесями оксидов азота и серы, способствует образованию азотной и серной кислоты, что приводит к коррозии и износу деталей ДВС.

Повышение уровня содержания сажи в масле влечёт за собой значительное увеличение его вязкости и стимулирует образование тромбов в масляных каналах двигателя, что, в свою очередь, приводит к нарушению температурного режима ДВС.

Сегодня двигатели с системой EGR производятся только двумя компаниями CUMMINS и MACK.

Первым в мире спецификацию, называемую CI-4, получил продукт с названием Delo 400 Multigrade. Его производит Chevron Lubricants.

Кроме CI-4 данное масло обладает европейским допуском ACEA-E5, японским JASO DX-1 и всемирной спецификацией для дизельных двигателей Global DHD-1.  

Журнал "Горная Промышленность" №1 2002