Масла для дизельных двигателей

В.В.Галкина и В.А.Окружнов, специалисты ОАО «ЛУКОЙЛ»


Для современных двигателей тракторов, тяжелых грузовых автомобилей, трайлеров и самосвалов характерны высокие нагрузки, длительное время работы в горячем режиме, применение сернистых дизельных топлив. В связи с чем к моторным маслам для дизелей предъявляются специальные требования:

•    оптимальный уровень кинематической вязкости масла 12-15 сСт при 100°С летом и 6 сСт зимой (класс вязкости 15W-40 по SAE);

•    минимальные значения щелочного числа 6–10 мг КОН/ на 1 г масла (косвенный показатель наличия пакета присадок в масле);

•    низкая склонность к угару (испаряемость по NOAK не выше 16%, температура вспышки в открытом тигле выше 210°С).

При этом должны обеспечиваться высокие моюще-диспергирующие (долгоработающие) и пусковые свойства масел, а уровень сульфатной зольности (несгораемый осадок) не должен превышать 1.65%.

В настоящее время компания «ЛУКОЙЛ» выпускает широкую гамму моторных масел для дизелей автотракторной техники, тяжелых грузовиков и легковых автомобилей, которые отвечают приведенным выше требованиям (таблица).

Двигатели внедорожной техники и, в частности, горных машин, работающие при еще более высоких нагрузках и, зачастую на сернистом топливе, с активным попаданием частиц сажи и несгоревшего топлива в картер, требуют применения масел с более мощным пакетом присадок (с щелочным числом 8.10 мг КОН на 1 г масла).

Из представленных в табл. масел в наибольшей степени этим требованиям отвечают сезонные дизельные масла ЛУКОЙЛ-8-Д(м)/ЛУКОЙЛ-10-Д(м) (соответственно зимняя и летняя марки) и всесезонные универсальные масла серии ЛУКОЙЛ-СУ ПЕР.

Масла ЛУКОЙЛ-8-Д(м)/ЛУКОЙЛ-10-Д(м) имеют щелочное число не менее 8.0 , что обеспечивает достаточные моющие и диспергирующие (предотвращающие выпадение взвешенных частиц износа и продуктов старения из масла на детали) свойства масел на весь их срок службы в двигателе. Высокое содержание диалкил-дитиофосфата цинка в пакете присадок обеспечивает хорошие антиокислительные и противоизносные свойства. Они имеют уровень зольности не более 1.5%. Эти масла соответствуют высшим требованиям отечественного стандарта ГОСТ 8581 на дизельные масла и выгодно отличаются от масел группы Г2 по сочетанию цена-качество. Весь ряд машиностроительных заводов при применении масел группы Д в дизелях с наддувом взамен группы Г2 допускают существенное (в 1.5–2 раза) увеличение сроков их смены.

При работе форсированных дизелей на высокосернистом топливе или в особо тяжелых условиях эксплуатации ведущие производители мощных дизелей Caterpillar, Detroit Diesel, MAN, Mersedes-Benz, VOLVO рекомендуют применять масла с щелочными числом не менее 11-12 мг КОН на 1 г масла по ASTM 2896. Масла ЛУКОЙЛ-СУПЕР SAE 15W-40, API CD+/SF (старое название ВЕЛС Супер) и ЛУКОЙЛ-СУПЕР SAE 15W-40, API CE/SG (ВЕЛС Супер Турбо) отвечают этим требованиям. Они имеют улучшенные вязкостно-температурные характеристики (индекс вязкости 110–120) и более высокие моюще-диспергирующие свойства (щелочное число не менее 9.5, определяемое по методу ASTM 2896). При этом обеспечиваются хорошие пусковые свойства двигателя (температура замерзания масел – минус 30–35°С, температура гарантированного пуска двигателя – минус 20–25°С).

Хотя оба указанных масла являются универсальными и рекомендованы для смазки двигателей смешенного парка грузовых и пассажирских автопредприятий (дизелей и бензиновых двигателей) их главное назначение — смазка дизелей, поскольку высокий уровень сульфатной зольности (1.5%) ограничивает область их применения для бензиновых двигателей и позволяет рекомендовать для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей старых моделей.

Для применения в дизелях с наддувом в зимнее время года и всесезонно в районах Крайнего севера компания «ЛУКОЙЛ» выпускает масла серии ЛУКОЙЛ-СУПЕР CF-4/SG на полусинтетической и глубокоочищенной минеральной основе (старое наименование ЛУКОЙЛ-Арктик-2) классов вязкости 5W-40 с уровнем сульфатной зольности не более 1.4 и щелочным числом не менее 9.5.

Применение высокощелочных масел позволяет минимизировать темп износа основных деталей дизелей, в том числе с наддувом, предотвращает интенсивное нагаро-лакоотложение в поршневых канавках, обеспечивает низкий уровень отложений в картере двигателя, сохраняет длительное время высокие антиокислительные свойства масел в условиях интенсивного образования в масле карбенов, карбоидов, оксикислот и других продуктов неполного сгорания сернистого топлива.

Для эксплуатации мощных дизелей в летнее время года или всесезонно в южных регионах страны вырабатывается высокощелочное масло ЛУКОЙЛ-СУПЕР CF-4/SG ( старое наименование ВЕЛС HD Экстра, щелочное число не менее 11) уровня вязкости 20W-40 с пониженной склонностью к угару масла.

Для современных дизелей легковых автомобилей и бензиновых двигателей с принудительным впрыском топлива, более целесообразно применение масел с зольностью до 1.3% при уровне щелочного числа не ниже 7,0, что подвигает ОАО «ЛУКОЙЛ» выпускать и предлагать потребителю универсальные масла серии ЛУКОЙЛ-СУПЕР CF-4/SG (старое наименование ЛУКОЙЛ СУПЕР) с пониженной зольностью и улучшенными пусковыми свойствами классов вязкости 10W-30, 15W-40 и 10W-40.

Моторные масла серии ЛУКОЙЛ-СУПЕР отвечают по уровню эксплуатационных свойств международным требованиям API и АСЕА. Многие масла из этой серии имеют одобрение фирмы Мерседес-Бенц. Уровень качества масел серии ЛУКОЙЛ-СУПЕР соответствует требованиям к перспективным маслам ОАО «АВТОДИЗЕЛЬ» (ЯМЗ) и ОАО «КАМАЗ». Это позволяет рекомендовать их для смазки дизелей как зарубежного производства, так и перспективных отечественных дизелей.

Для смазки зарубежных форсированных дизельных двигателей легковых автомобилей и бензиновых двигателей с принудительным впрыском, в том числе с наддувом, вырабатываются универсальные масла нового поколения на полусинтетической и глубокоочищенной минеральной основах серии ЛУКОЙЛ-ЛЮКС API SJ/CF классов вязкости по SAE 5W-30, 5W-40, 10W-40 и 15W-40, а также полностью синтетическое моторное масло ЛУКОЙЛ-СИНТЕТИК API SJ/CF класса вязкости по SAE 5W-40.

ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляет контроль качества смазочных материалов в течение всего процесса их изготовления. Вся продукция имеет допуски к производству и применению, а также сертификаты соответствия Госстандарта РФ и гигиенические сертификаты Госсанэпидемнадзора РФ. Компания гарантирует их соответствие объявленным классам качества.

Производство масел серии ЛУКОЙЛ-СУПЕР, ЛУКОЙЛ-ЛЮКС и ЛУКОЙЛ-СИНТЕТИК сертифицировано в рамках международного регистра качества ISO 9000.

В октябре 2000 года на 000 «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» начат выпуск уникального моторного масла «ЛУКОЙЛ-Авангард» высшего уровня качества по API CG-4/SJ для смазывания тяжелонагруженных дизелей нового поколения автотранспортной и внедорожной техники, а также форсированных бензиновых двигателей и дизелей с наддувом легковых автомобилей. Указанное масло рекомендовано фирмами «Мерседес-Бенц» и «Манн» к применению с увеличенными в два раза сроками смены: до 45 тыс.км пробега в дизельных двигателях с турбонаддувом на дизтопливе с содержанием серы 0.05-0.35%; до 60 тыс.км пробега на двигателях без турбонаддува с тем же содержанием серы в топливе.

Увеличенные сроки смены масла рекомендованы для автомобилей, оборудованных системой автоматического контроля качества ASSYST на конкретном автомобиле или системой замены масел по достижении предельного состояния по методикам экспресс-контроля качества масел на предприятии.

Для сохранения высокого качества масел «ЛУКОЙЛ» при транспортировке и хранении их реализация производится, как правило, в крупнолитровой (10, 20 и 50 л.) и мелколитровой (1, 4 и 5 л.) таре. По заявке крупных потребителей масла отпускаются в бочках емкостью 200 л.

В настоящее время ОАО «ЛУКОЙЛ» реализует программу постепенного вытеснения с отечественного рынка дизельных масел зарубежных фирм, поскольку имеет преимущество перед последними по показателю цена-качество.

Для предотвращения подделок дизельные и универсальные масла от ОАО «ЛУКОЙЛ» выпускаются в расфасованном виде (в 10, и 50-литровых канистрах и 200 л бочках — для предприятий; в 1, 4 и 5-литровых канистрах — для индивидуальных потребителей) с единым дизайном этикеток на канистрах и бочках, фирменным товарным знаком и голографическим знаком Компании на этикетке, зарегистрированным в международной голографической ассоциации производителей голограмм.

Для гарантирования качества и идентификации подлинности продукции в универсальные масла с сентября 2001 года вводится биомаркер, а дилеры ОАО?«ЛУКОЙЛ» обеспечиваются приборами для количественного контроля содержания маркера в масле.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2001