Автоматические централизованные системы смазки Lincoln на экскаваторах

А.И. Госманн, к.т.н., генеральный директор ООО «Линкольн Рус»

Е.В. Елисеев, Д.Б. Коновалов, cпециалисты ООО «Линкольн Рус»

Снижение эксплуатационных затрат при использовании мощного карьерного оборудования является одним из путей повышения экономической эффективности его использования и открывает достаточно широкие перспективы по внедрению новой высокопроизводительной техники, в основе изготовления которой лежат современные и достаточно дорогие технологии и материалы. Основной фактор, влияющий на стабильную работу оборудования, – качественное и своевременное техническое обслуживание, большая часть которого включает проведение смазочных работ узлов и механизмов. Как и в любой современной и высокотехнологичной технике своевременная и точно дозированная подача смазки служит залогом безотказной работы механизма.

Lincoln

Решение задачи по своевременности и точности подачи смазки обеспечивается использованием автоматических централизованных систем смазки (АЦСС) производства фирмы Lincoln GmbH (Германия). Применение АЦСС позволяет не только повысить срок службы техники, но и значительно сократить время её обслуживания.

В течение последних нескольких лет фирмой Lincoln совместно с крупнейшими машиностроительными предприятиями («ОМЗ Горное оборудование и технологии» (Россия) и «НКМЗ» (Украина)) разрабатываются и внедряются в производство АЦСС для карьерных экскаваторов.

Lincoln

Например, компанией Lincoln совместно с «ОМЗ Горное оборудование и технологии» и при участии ООО «ГидроЛинк» разработаны АЦСС для экскаваторов типа ЭКГ и, в первую очередь, для ЭКГ-10, где одним из главных требований явилось смазывание ходовой части как во время копания, так и в процессе его передвижения по забою. Проделанная работа по адаптации АЦСС на экскаваторах ЭКГ-10 позволяет в настоящее время позитивно влиять на снижение стоимости эксплуатационных затрат и удовлетворить справедливые требования, предъявляемые потребителями к АЦСС и, как итог, применить приобретённый опыт при разработке АЦСС для экскаваторов нового поколения.

Для ООО «Компания «Востсибуголь» специалисты Lincoln и «ГидроЛинк» провели работу по оснащению АЦСС экскаваторов типа ЭШ. В результате АЦСС обеспечивает смазку 69 точек трения в автоматическом режиме и 102 в полуавтоматическом режиме.

Lincoln

Применение АЦСС позволило более чем в 5 раз сократить общие затраты времени на проведение смазочных работ – с 1 час. 36 мин. до 18 мин. и снизить расход смазки в 4 раза по отношению к рекомендациям завода-изготовителя, без снижения качества смазочного слоя.

Полевые испытания первых карьерных экскаваторов, оснащенных АЦСС, позволили получить следующие результаты от внедрения системы смазки:

- сокращение финансовых и временных затрат на ремонт и обслуживание;

- сокращение затрат на запасные части;

- сокращение затрат на смазочные материалы за счет дозированной подачи смазочного материала точно в точку трения;

- исключение человеческого фактора при выполнении смазочных работ;

- повышение культуры производства;

- снижение степени загрязнения окружающей среды.

В настоящее время АЦСС разработаны для всех типов и моделей карьерных экскаваторов, выпускаемых заводами «ОМЗ» и «НКМЗ» и большинство из выпускаемых экскаваторов серийно оснащаются автоматическими централизованными системами смазки.

Компания Lincoln совместно с производителями экскаваторов регулярно проводит модернизацию АЦСС, что позволяет внедрять передовые методы нанесения и подачи смазочного вещества к точкам трения, и помогает, в свою очередь, заводам-изготовителям повышать надежность, простоту обслуживания и качество выпускаемой продукции.

Lincoln

В 2010 году проведена модернизация узла АЦСС для нанесения смазочного вещества на поворотную шестерню.

В предыдущих исполнениях АЦСС смазка поворотной шестерни производилась с помощью так называемого «смазочного клина». Внедрение смазочного клина позволило увеличить срок службы поворотной шестерни в 5–7 раз по сравнению с ручной смазкой. Недостатком данного метода нанесения является потеря смазочного вещества при прохождении зуба приводной шестерни вдоль поверхности смазочного клина. После проведения ряда испытаний инженеры компании Lincoln предложили заменить смазочный клин на полиуретановую «фальш-шестерню».

Конструкция «фальш-шестерни» спроектирована таким образом, что смазочное вещество подается непосредственно на рабочую поверхность зуба поворотной шестерни. Внедрение данного метода нанесения смазочного вещества позволило исключить потерю смазочного вещества и улучшить распределение смазочного вещества по поверхности зацепления.

В настоящее время уже 10 карьерных экскаваторов ЭКГ-10 оснащены АЦСС с «фальш-шестерней». Эксплуатация данных машин показала, что замена смазочного клина на «фальш-шестерню» позволило увеличить срок служба зубчатой передачи еще в 2–3 раза.

Журнал "Горная Промышленность" №5 (93) 2010, стр.40