Охлаждающие жидкости фирмы ТЕХАСО для высокомощных двигателей

В семидесятых годах ХХ века высокомощные двигатели претерпели большие конструктивные изменения. Они заключаются в том, что мощность двигателя возросла, в то время как его вес значительно уменьшился. Была также достигнута значительная экономия топлива, но данные изменения привели к возникновению основной проблемы, связанной с вибрацией гильз цилиндров. По причине этой вибрации гильзы цилиндров подвергались разрушению из-за кавитации и точечной коррозии. Также, повышенной коррозии подвергалась охлаждающая рубашка двигателя.  Наилучшим решением данной проблемы явилась очевидная необходимость разработки принципиально новых антифризов для двигателей с повышенной мощностью.

В первых охлаждающих жидкостях, которые должны были решить проблему кавитации и точечной коррозии гильз, использовалась вода для тепловода, гликоль для понижения температуры замерзания и способность нитритов образовывать пленку. Нитритная пленка защищала гильзу цилиндра, в результате чего уменьшалась кавитационная коррозия. К сожалению, нитриты быстро разрушались, что вынуждало регулярно увеличивать их содержание путем использования веществ, ставших известными как дополнительные присадки к охлаждающим жидкостям (SCA). Следующим шагом было появление в 80-х годах охлаждающих жидкостей без нитритов, которые были заменены карбоксилатами для защиты от кавитации и коррозии.

В последнем десятилетии компания TEXACO была одной из первых в разработке охлаждающих жидкостей. Главной целью ТЕХАСО была разработка охлаждающей жидкости для работы в тяжелых условиях эксплуатации двигателей. Результатом совместных исследовательских разработок лабораторий Европы и США стала система TEXACO Long Life Coolant.

В отличие от традиционных охладителей-антифризов TEXACO Long Life не содержит силикатов, нитритов, солей борной кислоты, фосфатов или аминов, что дает положительный эффект в результате его использования:

  • без силикатов не образуется силикатного геля и не формируется «зеленой вязкой массы»;
  • силикаты не осаждаются на системе охлаждения двигателя;
  • в результате исключения фосфатов из формулы антифриза уменьшается степень жесткости воды;
  • при отсутствии силикатов, нитратов, нитритов, солей борной кислоты сильно сокращается количество твердых абразивных отложений, которые повреждают узлы помпы;
  • отсутствие аминов и нитратов исключает возможность образования нитроаминов;
  • благодаря системе ингибиторов не ухудшаются противокавитационные свойства присадок, в отличие от охладителей, использующих присадки SCA, которые требуют постоянного контроля и обновления.

Охлаждающая жидкость ТЕХАСО Long Life является концентратом, который рекомендуется разводить водой в соотношении 50/50 для обеспечения максимальной защиты от коррозии и замерзания при низких температурах. Концентрация раствора больше 67% не рекомендуется. Пятидесятипроцентная смесь может использоваться как минимум при 640.000 км пробега в обычном режиме или в течение 8.000 часов работы в экстремальных условиях. TEXACO Long Life рекомендован для работающих с повышенными нагрузками двигателей производства CATERPILLAR, CUMMINS, MASK, MTU, DETROIT DIESEL, MERCEDES BENZ, LEYLAND DAF, VOLVO, SCANIA и т.д. TEXACO Long Life соответствует и превосходит по всем параметрам все требования стандарта ASTM D 49859 (по концентрату для работы с повышенными нагрузками) и ASTM D 3306 (по концентрату для работы в обычном режиме), а также соответствует рекомендациям Европейского стандарта ОЕМ по отсутствию нитритов и фосфатов и японского стандарта ОЕМ по отсутствию силикатов.

TEXACO Long Life надежно предохраняет от кавитации и точечной коррозии. При длительном применении антифризов старого поколения уменьшается противокавитационная защитная пленка.

В свою очередь охлаждающая жидкость TEXACO Long Life образует пленку другого типа, формирующуюся карбоксилатами, которые практически не разрушаются со временем и более устойчивы к кавитации и коррозии. В результате TEXACO Long Life может использоваться в 25 раз дольше, чем традиционные охлаждающие жидкости, которые используют нитриты для образования защитной пленки. Технология ТЕХАСО с использованием карбоксилатов была проверена для многих автомобилей с различной степенью нагрузки и различными двигателями, включая двигатели CUMMINS 3000, 3100 и 3400 и двигатели DETROIT DIESEL 149, 60 и 6V92. Общий пробег в течение испытаний по этим тестам составил 80 млн. км.

Несколько двигателей после испытаний были разобраны для исследования состояния деталей. Большое внимание уделялось изучению гильз цилиндров, алюминиевым блокам цилиндров, алюминиевым и медным трубкам радиаторов, крышке водяной помпы и ее крыльчатки, термостату и бронзовым датчикам температур.

На гильзах цилиндров и алюминиевых блоках не было обнаружено коррозии и накипи. Даже после 700.000 километров пробега все детали выглядели как новые, в том числе и водяная помпа. Термостат и бронзовый датчик температур были в отличном состоянии. На стенках тонких трубок радиатора не было накипи и коррозии, что являлось серьезной проблемой при использовании традиционных охлаждающих жидкостей, особенно содержащих силикаты.

Традиционные антифризы не обеспечивают такую степень защиты и качество работы двигателей, как охлаждающая жидкость TEXACO Long Life, дающий следующие преимущества:

  • 640 000 км пробега при начальной заправке или 8 000 часов работы в экстремальных условиях;
  • нет необходимости в дополнительных охлаждающих присадках, что снижает затраты на обслуживание автомобиля;
  • не требуется тестирования ингибиторов;
  • обеспечивает отличную защиту от засорения узких проходов рубашки охлаждения;
  • длительная защита от коррозии алюминиевых, медных, чугунных деталей, стальных и медных припоев;
  • увеличивает срок службы водяной помпы, растворяя твердые отложения и накипь на крыльчатке помпы и рубашке охлаждения, образовавшиеся при первичной эксплуатации с использованием других охладителей;
  • не дает образования накипи и не изменяет свою текучесть при использовании и хранении;
  • обладает отличной теплопроводностью;
  • обеспечивает отличную защиту при высоких рабочих температурах;
  • предотвращает замерзание при низких температурах зимой и минимизирует вероятность закипания в летний период;
  • прекрасно защищает нагревающиеся алюминиевые поверхности;
  • также может использоваться в бензиновых двигателях и двигателях промышленного назначения;
  • не подвержен разложению с течением времени в беспримесной форме.

В дополнение к этим преимуществам охлаждающая жидкость TEXACO Long Life способствует продлению срока службы всех частей двигателя, благодаря прекрасной теплопроводности и практическому отсутствию образования абразивных отложений.

Журнал "Горная Промышленность" №4 1996, стр.55