Безрельсовые средства транспортировки людей и материалов в угольных шахтах

Уже более 20 лет фирма Hermann Paus Maschinenfabrik

GmbH (PAUS) (Эмсбюрен, Германия) известна как производитель инновационных шахтных пневмоко-лесных транспортных машин. В частности, в угольные шахты Рура в ходе инициированной в начале 1980-х гг. механизации вспомогательных горных работ были поставлены транспортные машины для всех возможных транспортных задач. Основной задачей при этом была, естественно, перевозка людей в качестве более мобильной альтернативы перевозкам при помощи ленточных конвейеров и в кабинах подвесных монорельсовых дорог.

Дальнейшее развитие пневмоколесных дизельных машин для угольной промышленности с конца 1980-х гг. несколько приостановилось. Это было вызвано, во-первых, отсутствием подходящих для этой цели двигателей искробезопасного исполнения, а во-вторых, значительным сокращением инвестиций в угольную промышленность, особенно в Германии.

Переиздание Директивы Европейского Союза АТЕХ (Требования к безопасности оборудования, работающего во взрывоопасных средах) с более жесткими нормами также замедлило разработку подходящих приводов.

Поэтому фирма PAUS в прошедшие годы в большей мере сконцентрировала свои усилия не на угольных шахтах, а на производстве машин для рудников и тоннелей, и смогла реализовать ряд интересных проектов в горнорудной, калийной и тоннелестроительной промышленности. Сегодня фирма PAUS представляет диапазон самоходных пневмоколесных погрузочно-транспортных машин с рабочей нагрузкой от 1.5 до 6 т (с новым стратегическим партнером - фирмой SCHOPF - до 17 т), две платформы, на которых монтируются машины для доставки материалов (с шарнирным сочленением до 10 т и с шарнирной осью до 4 т), а также самосвалы с рабочей нагрузкой от 15 до 25 т. Наряду со стандартным модельным рядом фирмой PAUS было найдено и реализовано большое количество решений для специальных задач, о которых уже неоднократно сообщалось. Так, фирмой была разработана машина для зачистки водоотливных канавок KRF40, прекрасно зарекомендовавшая себя в процессе эксплуатации. Эта машина была создана для совместной работы с машиной для очистки рельс KRF 40 E (индекс «Е» - электро). Данная модель предлагается также и во взрывозащищенном исполнении.
Сегодня на основе платформы Мтса (Mining Car) представлена совершенно новая машина Мтса 18S. Мтса представляет собой транспортную машину
для работы в тяжелых условиях, комплектуется мостами Clarc-Hurth, а также по желанию заказчика управлением только передними или всеми четырьмя колесами (для уменьшения радиуса поворота), гидростатической или гидромеханической трансмиссией, пневматической подвеской (для более комфортного перемещения), а также закрытым или открытым пассажирским отсеком. В рудничном исполнении привод обычно осуществляется от двигателя Deutz, для шахт опасных по газу и пыли используется двигатель Perkins. Во взрывозащищенном исполнении машина предлагается в вариантах на 5 и 17 (16+1) человек.
В течении многих лет машины серии Minca известны как надежные, универсальные машины для транспортировки людей и материалов. Оснащенная приводом на 4 колеса (4WD), она может быть использована для решения самых разных задач: например, как ножничный или стреловой подъемник с люлькой, в качестве рабочего полка, крана или с пассажирским отсеком (до 16 мест). Теперь эта хорошо зарекомендовавшая себя на практике машина соответствует недавно принятым европейским Требованиям по безопасности оборудования, работающего во взрывоопасных средах (Директива ЕС - АТЕХ). Само собой разумеется, что при этом были использованы новейшие технологии.

Привод осуществляется от нового двигателя Perkins 1104C-44T (71 кВт/2300 об/мин, Euro II). Средства взрыво-защиты контролируются электросистемой. При отказе двигатель автоматически отключается. Стартер также является электрическим, благодаря чему отпадает необходимость в воздушном компрессоре (который требуется для взрывоза-щиты и вызывает постоянный риск перегрева или проникновения СН4). Разумеется, что все электрические компоненты находятся во взрывозащищенной оболочке.

При охлаждении отходящих газов речь идет о проверенной системе, которую фирма PAUS использует уже около 20 лет. Ее преимущества состоят в том, что не надо удалять используемую для охлаждения воду, система не нуждается в обслуживании. В систему охлаждения встроен катализатор, обеспечивающий снижение вредных веществ в выхлопных газах. Система охлаждения гарантирует, что температура выхлопных газов на выходе будет ниже 70°С: это означает дополнительную безопасность для обслуживающего персонала. Пламегасители со стороны впуска и выхлопа предотвращают опасность выброса пламени из двигателя. При проникновении газа в двигатель через воздушный фильтр система взрывозащиты сразу же автоматически закрывает воздушный клапан и отключает двигатель.
Для перевозки грузов в подземных выработках фирма PAUS выпускает самосвалы серии PMKT, которые отличаются компактными размерами, особенно по ширине при грузоподъемности 15, 20 и 25 т. Во взрывобезопасном исполнении самосвалы комплектуются новым двигателем Caterpillar C7 (186 кВт). Сиденье водителя сделано поворотным на 180°, так что самосвал может без проблем применяться в особо стесненных пространствах, а также в выработках и туннелях с двусторонним движением.

Для перевозки секций крепи в угольных шахтах PAUS предлагает тягачи серии PST c грузоподъемностью 12 и 20 т.
Фирма PAUS обладает многолетним опытом производства специальных машин и хорошо подготовлена к выходу на перспективные рынки мировой угольной промышленности, что подтверждает постоянно увеличивающийся портфель заказов фирмы. С 05 по 08 июня 2007 г. фирма PAUS примет участие в выставке «Уголь России и Майнинг 2007» в г. Новокузнецк, стенд №42.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2007