Обзор рынка одноковшовых колесных погрузчиков

Колесные фронтальные одноковшовые погрузчики занимают второе место в мире по объему рынка основных видов землеройной, строительной и горной техники (без учета малогабаритных мини-экскаваторов, мини-погрузчиков с бортовой схемой поворота). Это подтверждается данными лондонской компании по исследованию торговых связей Off-Highway Research Ltd., исследовавшей рынки сбыта такой техники в Западной Европе. По ее данным рынок за период 2002-2005 гг. ежегодно потреблял от 16.5 до 19.2 тыс. ед. гусеничных гидравлических экскаваторов и от 15.3 до 17.7 тыс. ед. колесных погрузчиков.

По данным журнала Construction Europe (май 2005 г.) структура рынка основных видов строительного оборудования в 2004 г. в Западной Европе составляла: мини-экскаваторы - 37%, гусеничные экскаваторы - 20%, колесные погрузчики - 14%, погрузчики-экскаваторы 10%, погрузчики с бортовой системой поворота - 9%, колесные экскаваторы - 7%, другие виды техники - 3%.

Прогноз на 2007 год, выполненный теми же компаниями применительно к странам Западной Европы, оценивает сбытовой рынок колесных погрузчиков в объеме 18.2-18.4 тыс. единиц.

В силу своей универсальности за счет возможности оснащения погрузчиков различными видами сменного оборудования (ковши различной емкости для различных грунтов и пород, ковши двухчелюстного типа, с боковой разгрузкой, вилочные захваты для работы с длинномерными грузами, крановые насадки и др.), насчитывающих до 20 наименований, этот вид техники получил широкое применение особенно в строительных отраслях, городском хозяйстве. Меньшее распространение колесные погрузчики получили в горной промышленности, в том числе промышленности по добыче строительных материалов.

Основными свойствами, способствующими широкому развитию и применению колесных погрузчиков являются:

-    отношение реальной грузоподъемности погрузчика к его массе в 2-2.5 раза выше, чем у гидравлических экскаваторов;

-    удельная стоимость колесного погрузчика, отнесенная к одному кубическому метру емкости ковша, в 1.5-2 раза ниже, чем у гидравлических экскаваторов;

-    более высокие показатели мобильности и маневренности, позволяющие выполнять одной машиной погрузочные и транспортные работы;

-    сопоставимость величин отрывных усилий на режущей кромке ковша колесного погрузчика и гидравлического экскаватора (при равной емкости ковша); тем не менее, колесный погрузчик уступает гидравлическому экскаватору в реализации усилия отрыва по всей высоте забоя;

-    близость значений коэффициента наполнения ковша у погрузчика и экскаватора, который обычно составляет 0.75-0.8, реже 1.0-1.1.

Как правило, колесные фронтальные одноковшовые погрузчики создаются на базе колесных шасси полноприводного типа тягово-энергетической концепции со всеми колесами одинакового размера с колесной формулой 4x4. Общее компоновочное построение колесного погрузчика отличается от других мобильных и тяговых колесных машин с классической компоновкой с передним расположением моторной установки. Колесные погрузчики скомпонованы по схеме с задним расположением двигателя и передним расположением погрузочного оборудования. Заднее расположение моторной установки служит противовесом.

К распространенным конструктивным решениям следует отнести применение среднеоборотных дизельных двигателей с высоким коэффициентом запаса крутящего момента, оснащенных электронными системами впрыска топлива и отвечающих международным требованиям по экологии выхлопных газов; гидромеханических трансмиссий с 3-4-х диапазонными планетарными коробками передач; гидростатических бесступенчатых трансмиссий (на погрузчиках малых и средних классов); ведущих мостов с системами блокировки дифференциала; планетарных колесных редукторов; шарнирно-сочлененных рам с углом складывания полурам в диапазоне 35-42°; жесткой подвески переднего грузового моста и балансирной подвески заднего моста; шестигранных кабин с круговой обзорностью, оснащенных современными регулируемыми сиденьями; системами обогрева, вентиляции, шумопоглощения и др.

В России производство колесных погрузчиков сосредоточено на предприятиях, ранее относившихся к строительно-дорожному машиностроению и тракторостроению. В настоящее время выпуск погрузчиков осуществляется на следующих заводах: ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Погрузчик», ОАО «Петербургский тракторный завод», ОАО «Донецкий экскаватор», ОАО «Промтрактор». К производству колесного погрузчика приступило ООО «Челябинский тракторный завод - Уралтрак».

В СНГ производство погрузчиков организовано в Республике Беларусь (ПО «Амкодор», ПО «БЕЛАЗ», ПО «Моги-левский автозавод»), в Украине (ОАО «Харьковский тракторный завод»).

Анализ номенклатуры производства колесных погрузчиков, выпускаемых в России и странах СНГ, позволяет провести их структуризацию по трем основным параметрам - мощности, массе и грузоподъемности. Распределения по уровню мощности, массы и грузоподъемности приведено соответственно в (табл. 1, 2, 3).

Таким образом, приведенное распределение показывает, что мощностной диапазон находится в пределах 57-360 кВт, весовой диапазон находится в пределах от 7.3 до 49.6 т с наибольшим количеством моделей массой 10-15 т, а диапазон грузоподъемности находится в пределах 2.2-12 т с наибольшим количеством моделей в диапазонах 2-3 и 3-4 т.

Если признать, что в горной промышленности минимальный типоразмер колесного погрузчика, который может применяться на основных технологических процессах открытых горных работ может иметь грузоподъемность 6 т, массу - свыше 25 т и мощность -свыше 220 кВт, то выбор из отечественных моделей и моделей производства стран СНГ крайне ограничен. К этому числу можно отнести погрузчики ТО40 производства ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ПК 12.02 производства ОАО «Промтрактор», БелАЗ7822 и МоАЗ4048. Условно к их числу можно отнести погрузчики грузоподъемностью 6 т моделей: ПК60.01 ОАО «Промтрактор», В160 ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ПК6 ОАО «Петербургский тракторный завод», 361 и 371 ПО «Амкодор».

В табл. 4 приведены годовые объемы производства колесных погрузчиков ведущими российскими производителями за период 2000-2005 гг.

Что касается годовых объемов производства погрузчиков на предприятиях Республики Беларусь, то наибольшее производство имеет место в ОАО «Ам-кодор», которое за период 2000-2005 гг. выросло почти на 70%, достигнув в 2005 г. уровня более 2200 ед. Среднегодовое производство погрузчиков на ПО «БЕЛАЗ» и ПО «МоАЗ» составляет около 30-50 ед. в год.

Есть основание полагать, что ограниченная номенклатура и малые объемы производства отечественных погрузчиков сдерживают их применение на объектах горной промышленности России.

Значительно шире представлена номенклатура колесных погрузчиков, выпускаемых за рубежом (табл. 5).

За последние годы наметилась тенденция роста импорта колесных погрузчиков из стран дальнего зарубежья, величина которого близка к годовому объему их производства в России.

Анализ объемов импорта колесных фронтальных погрузчиков (исключая малогабаритные погрузчики, погрузчики с бортовой системой поворота) за период 1998-2005 гг. показал, что за этот период закуплено около 3.6 тыс. ед. погрузчиков, из которых около 64% - новые машины и 36% - машины вторичного рынка. Динамика закупок характеризуется ростом объемов с заметным падением в некоторые годы.

На российском рынке погрузчиков ведущие позиции прочно заняли фирмы Caterpillar, Komatsu, Volvo, Dressta и JCB (рис. 1). Суммарная доля первых четырех компаний в общем объеме импорта погрузчиков за период 1998-2005 гг. составила более 50%.

Анализ структуры импорта погрузчиков за этот же период, при условии принятия за основной параметр мощность двигателя, показывает, что наибольшим спросом пользовались погрузчики мощностью до 100 кВт, далее идут погрузчики мощностного диапазона 100-150 кВт и третье место приходится на погрузчики мощностью 150-200 кВт. При этом доля большегрузных погрузчиков высокой единичной мощности, сфера применения которых - горнодобывающие отрасли, промышленность строительных материалов и строительные объекты с большими объемами земляных работ сосредоточенного характера, в общем импорте не велика и оценивается на уровне 5-6% (рис. 2).

Сопоставление объемов производства колесных погрузчиков в России с объемами их импорта из стран дальнего зарубежья за период 2000-2005 гг. представлено на рис. 3.

Таким образом, объемы производства колесных погрузчиков отечественными предприятиями не в полной мере удовлетворяют спрос на этот вид техники, что особенно заметно в последние годы.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2006