Новая подземная техника МоАЗ

А.Н.Егоров, директор научно-технического центра (НТЦ), главный конструктор ПО «БЕЛАЗ»
Н.В.Коритко, начальник отдела подземной и строительно-дорожной техники НТЦ ПО «БЕЛАЗ»
В.В.Пеклин, заместитель начальника отдела

Могилевский автомобильный завод им. С.М.Кирова, в 2004 г. вошедший в состав производственного объединения «БЕЛАЗ», имеет богатую историю. Она берет свой отсчет с 9 июля 1935 г., когда состоялся торжественный пуск Государственного авторемонтного завода (ГАРЗ №7). В дальнейшем изменялось название предприятия, менялась и расширялась профильная продукция завода. В 1966 г. предприятие переименовывается в Могилевский автомобильный завод и с этого времени специализируется на выпуске строительно-дорожной, землеройной, подземной и другой специальной техники.

Разработкой и выпуском техники для подземных работ Могилевский автозавод занимается с середины 1960-х гг., когда началось освоение новой технологии добычи руды с применением комплексов самоходного оборудования. По техническому заданию Джезказганского горнометаллургического комбината на заводе в 1968 г. впервые в практике отечественного автомобилестроения была разработана конструкция самосвального автопоезда для подземных работ г/п 20 т с колесной формулой 4x2 (МоАЗ6401). Создание отечественного автопоезда позволило в значительной степени отказаться от дорогостоящих валютных закупок аналогичной техники за рубежом. Внедрение самоходного оборудования в технологии подземных работ способствовало повышению производительности труда, снижению себестоимости добычи и повышению безопасности работ.

За успешную разработку конструкции и освоение производства автопоезда группе работников завода в 1972 г. присуждена Государственная премия БССР.

За период с 1969 г. по 1984 г. было вьпт гцено около 900 автопоездов этой модели. Они составляли основу парка подземных самосвалов в СССР и по своим характеристикам соответствовали для того времени лучшим зарубежным образцам.

Одновременно с производством автопоездов МоА36401 велось совершенствование конструкции, освоение новых технологий при их изготовлении, и с 1984 г. освоено производство модернизированного варианта - подземный автопоезд МоАЗ7405 г/п 22 т, который востребован потребителем до настоящего времени.

В последующем изменения технологии добычи полезных ископаемых подземным способом потребовали существенных изменений техники. Стремясь сохранить свои позиции на рынке подземной техники в СНГ, Могилевский автозавод разработал шахтный самосвал МоАЗ7529 г/п 22 т с колесной формулой 4x4, с дисковыми тормозами и другими усовершенствованиями. С 1999 г. эти машины выпускаются серийно.

Самосвал оснащен малотоксичным двигателем ЯМЗ-238БН мощностью 260 л.с., двухступенчатой системой очистки выхлопных газов, гидромеханической коробкой БелАЗ (6+1) с автоматической блокировкой гидротрансформатора, ведущими мостами МоАЗ с охлаждаемыми дисковыми тормозами, подвеской переднего моста с качаюгцейся балкой и двумя пневмогидравлическими рессорами. Шарнирно-сочлененный самосвал МоАЗ7529 положительно зарекомендовал себя на многих рудниках ближнего зарубежья, а в 2005-2006 гг. завод выполнил большой заказ Республики Куба по поставке 50 самосвалов этой модели.

Существует модификация машины с двигателем Deutz F12 L413 FW мощностью 274 л.с., ГМП БелАЗ и ведущими мостами фирмы Clark с тормозной системой типа Posi Stop.

На базе основных узлов самосвала МоАЗ7529 для рудников с увеличенным сечением выработок завод предлагает шахтный самосвал МоАЗ7508 г/п 35 т с колесной формулой 6x4, с малотоксичным двигателем ЯМ37512.10 (Евро2) мощностью 360 л.с., с радиусом поворота 8900 мм.

В 2002 г. специалисты Могилевского автозавода приступили к разработке погрузочно-доставочной машины г/п 9 т. Была поставлена задача - создать машину на уровне известных аналогов - Toro-400, Wagner ST-6C, Bumar LK-4 и др. Работы проводились по заказу и при финансовом участии компании «Автомаркет Майнинг».

В результате опроса специалистов практически всех рудников России и Казахстана было определено 2 варианта комплектации машины.

Модель МПД-4 была оснащена двигателем Deutz воздушного охлаждения F10 L413FW мощностью 234 л.с., ГМП и мостами Clark с тормозной системой типа Posi Stop. Модель МПД-4А имела двигатель Deutz водяного охлаждения BF6 М1013ЕСР мощностью 239 л.с., мосты и ГМП также Clark и тормозную систему типа LCB.

Все остальные комплектующие (по системам двигателя, гидропривода, электрооборудования и др.) были идентичны для обеих моделей и также иностранного производства.

Приемочные испытания погрузочно-доставочные машины проходили в условиях ОАО «Учалинский ГОК», МПД-4 - с октября 2003 г., МПД-4А - с сентября 2004 г. По состоянию на 1.04.2006 г. общая наработка МПД-4 составила 12900 моточасов, МПД-4А - 7100 моточасов.

В целом машины оценены положительно, особенно рулевое управление, тормозная система, балансир моста. Однако опыт эксплуатации показал, что ряд элементов конструкции требует доработки. В частности, была отмечена не совсем удачная кинематика погрузочного оборудования, недостаточная прочность рычага опрокидывания ковша, пальцев и подшипников шарнирных соединений погрузочного органа, подшипников промопоры. Кроме того, специалисты ГОКа попросили увеличить внутренние габариты кабины (по высоте и ширине), изменить геометрию ковша, исключить гидрозамок в магистрали опрокидывания ковша.

Некоторые вышеуказанные замечания были учтены при изготовлении второго образца (МПД-4А), однако установка на нем двигателя водяного охлаждения вызвала серьезные проблемы в эксплуатации.

По результатам испытаний и дальнейшей эксплуатации МПД-4 и МПД-4А был проведен анализ отзывов и замечаний специалистов, анализ отказов и неисправностей по машинам. Учитывая мнение ряда специалистов рудников, что эксплуатация иностранной техники влечет за собой определенные затраты и проблемы технического характера, а также с целью снижения стоимости, было принято решение о создании погрузочно-доставочной машины г/п 9 т на базе МПД-4 и МПД-4А в варианте отечественной комплектации.

В III-IV кв. 2005 г. конструкторами МоАЗ разработана погрузочно-доставочная машина МоАЗ4055 г/п 9 т. На машине установлен малотоксичный двигатель ЯМЗ238БН с охладителем наддувочного воздуха и 2-х ступенчатой системой нейтрализации отработавших газов. Мощность двигателя - 260 л.с. Гидромеханическая коробка передач БелАЗ имеет по четыре передачи вперед и назад. Гидротрансформатор ЛГ-470 обеспечивает автоматическое регулирование скорости и силы тяги на каждой передаче, благодаря чему оператор больше времени уделяет контролю за движением.

На ПДМ установлены ведущие мосты с многодисковыми тормозами производства МоАЗ. По конструкции мосты полностью соответствуют своим аналогам фирмы Clark, в т.ч. по балансиру заднего моста. Трансмиссия позволяет машине с грузом в ковше преодолевать подъемы до 15-20°.

Подвеска переднего моста - жесткая. Задний мост установлен на балансире с углом качания ±11°. Это обеспечивает плавное движение машины, а также преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от опорной поверхности.

Шарнирно-сочлененная рама коробчатого сечения со сферическими опорами вертикального шарнира с регулируемым натягом имеет устройства для буксировки и стопорения полурам, а также места для зачаливания грузоподъемными средствами. Угол складывания полурам (42°) обеспечивает хорошую маневренность в стесненных условиях.

Гидросистема рулевого управления и погрузочного оборудования позволяет уверенно управлять ПДМ как при челночной схеме движения, так и при погрузочно-разгру-зочных работах. На машине установлены гидроаппараты и шестеренные насосы фирмы Sauer Danfoss. Управление поворотом и рабочим оборудованием осуществляется джойстиками.

Тормозная система - гидравлическая с дисковыми рабочими и колодочным стояночным тормозами. Обеспечивает надежную эксплуатацию в условиях повышенной обводненности. Тормозная система соответствует требованиям ISO 3450.

Кабина расположена сбоку по левой стороне между осями машины. Размещение оператора - перпендикулярно оси машины. Кабина открытого типа с защитой от падающих предметов, обеспечивает хороший обзор и управление при челночной схеме работы, а также при погрузке породы в самосвалы.

Погрузочное оборудование изготавливается из высокопрочных легированных сталей. Нижний и боковые ножи ковша - из стали Hardox или стали 18ХГНМФР, устойчивых к абразивному износу.

На машине установлены топливный и гидравлический баки вместимостью, соответственно, 260 и 400 л. ПДМ оснащена централизованной системой смазки Lincoln.

В результате проработки отказов и неисправностей машин МПД-4 и МПД-4А, а также анализа отзывов и замечаний специалистов-эксплуатационников в конструкцию ПДМ МоАЗ4055 внесены следующие изменения:

-    улучшена кинематика погрузочного органа;

-    в шарнирах вместо подшипников ШСЛ-80 установлены ШСЛ-90;

-    усилены пальцы шарниров;

-    увеличена прочность рычага опрокидывания ковша;

-    увеличены внутренние высота и ширина кабины;

-    упрощена гидросистема погрузочного органа;

-    изменена геометрия ковша.

Предусмотрено исполнение ПДМ МоАЗ4055 с двигателем Deutz F12 L413FW мощностью 274 л.с.

В настоящее время машина проходит испытания на надежность в условиях завода. В 2006 г. планируется проведение презентации ПДМ, на которую будут приглашены специалисты всех подземных рудников СНГ. Для завода очень важны пожелания и замечания эксплуатационников.

Так как производственное объединение «БЕЛАЗ», в состав которого входит Могилевский автозавод, принимает участие практически во всех горно-технических выставках, проходящих в СНГ, мы приглашаем посетить стенды ПО «БЕЛАЗ» и его дистрибьюторов на Международной выставке-ярмарке «Экспо-Уголь' 2006», которая пройдет 19-22 сентября 2006 г. в г. Кемерово, и на Международной выставке MiningWorld Central Asia' 2006, которая состоится 20-22 сентября 2006 г. в г. Алматы, где можно будет ознакомиться со всем типоразмерным рядом техники, выпускаемой БЕЛАЗом и МоАЗом для горнодобывающих отраслей промышленности.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2006