Счет на второй миллион. Самосвалы Cat® на практике демонстрируют высокий ресурс

А. Синицкий

Тезис о том, что одной из важнейших характеристик горной техники является ее ресурс, звучит достаточно банально. Однако именно на основе данных о ресурсном сроке службы можно оценить экономику жизненного цикла машины и сделать прогноз, как долго она будет приносить прибыль.

«Мы достигли миллиона километров пробега на первом самосвале Caterpillar®, – сообщил в ходе проведенного «Службой экспертного мнения» в 2005 г. опроса «Оценка эффективности продукции машиностроения в восприятии потребителей» начальник управления транспортом ОАО «Ковдорский ГОК» Владимир Кожевников. – Полагаем, что эта машина пройдет еще полмиллиона километров».

Эксплуатация 136-тонного самосвала Cat-785B на Ковдорском ГОКе началась 10 лет назад – 27 сентября 1995 г. Отметку в 1 млн. км пробега машина преодолела в конце декабря 2004 г. За время эксплуатации на самосвале было проведено три капитальных ремонта, наработка двигателя превысила 67680 часов, масса перевезенной в его кузове горной породы перевалила за 13 млн. т при среднем плече транспортировки около 4.5 км.

Разумеется, для карьерного самосвала важны не столько рекорды, сколько работа по назначению: машина должна как можно дольше приносить прибыль своим хозяевам.

Необходимость в автосамосвалах Caterpillar возникла, когда глубина карьера превысила 400 м, и при вывозе горной массы дизель-электрическими самосвалами Komatsu и БелАЗ для предотвращения их перегрева пришлось применять промежуточную перегрузку, что существенно удорожало стоимость горных работ и, соответственно, себестоимость продукции.

Самосвалы Caterpillar с гидромеханической трансмиссией способны вывозить горную массу и с больших глубин без промежуточной перегрузки. Поскольку у Ковдорского ГОКа не было опыта эксплуатации большегрузных самосвалов подобной конструкции, будущий рекордсмен был приобретен на довольно своеобразных условиях – машина была поставлена без какой-либо предоплаты, а по истечении года Ковдорский ГОК должен был либо выкупить ее, либо вернуть компании Caterpillar. Результаты оказались впечатляющими. Себестоимость перевозок горной массы оказалась на 22% ниже, чем у самосвалов Komatsu и на 29% ниже по сравнению с БелАЗами. Коэффициент технической готовности по первому году эксплуатации составил 0.94 – на то время, как говорят представители ГОКа, эта цифра казалась им нереальной.

Сейчас на Ковдорском ГОКе работает уже девять самосвалов Cat-785B/C, кроме того, уже в этом году намечена покупка трех самосвалов Cat-777 грузоподъемностью 90 тонн. «Мы сознательно идем на уменьшение грузоподъёмности самосвалов, – объясняет Владимир Кожевников, – потому что эти машины будут работать на самых глубоких горизонтах и вывозить горную массу на длинные расстояния в стеснённых по ширине дороги условиях».

Сервисное обслуживание – залог новых рекордов

Достижение высоких ресурсных показателей невозможно без квалифицированной технической поддержки. С 1999 г. компания «Цеппелин Русланд» – официальный дилер Caterpillar – создала при цехе технологического транспорта Ковдорского ГОКа постоянно действующую сервисную службу со складом запасных частей и материалов. Это позволило еще более повысить технико-экономические показатели парка оборудования Caterpillar и сыграло существенную роль в стратегическом выборе руководства комбината по обновлению парка.

В. Кожевников рассказывает: «Первый 120-тонный самосвал Komatsu HD1200 мы купили в 1983 г., в свое время это была лучшая машина. Всего у нас их было 55, но на сегодня осталось 14 машин, остальные отработали свой ресурс и сняты с эксплуатации. Ремонт Komatsu выполняем самостоятельно. Компания Caterpillar продаёт не только самосвалы, но ещё и сервис».

По мнению представителей Ковдорского ГОКа техника Caterpillar дороже, чем отечественная, но она более надёжная, значительно реже возникают неисправности и ресурс у неё, как правило, в 3–4 раза выше. «Надежность, безопасность, комфорт, экология – все в пользу хорошей импортной техники», – говорит Владимир Кожевников.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2005