Самый большой в мире карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 на угольном разрезе Кузбасса

25 сентября 2013 г. БЕЛАЗ во время проведения научно-практической конференции «Карьерный транспорт» впервые представил горной общественности эту уникальную машину – карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъёмностью 450 тонн. БЕЛАЗ-75710 органично воплотил в себе все прогрессивные технические решения, которые позволили его предшественникам – карьерным самосвалам БЕЛАЗ грузоподъемностью от 130 до 360 т, обеспечивать:

  • высокую производительность, надежность за счет применения высокоэффективных двигателей ведущих моторостроительных фирм, электромеханической трансмиссии переменного тока, эффективной системы опрокидывания платформы;
  • хорошую маневренность и высокую плавность хода за счет оптимально подобранных геометрических параметров машин и рулевого управления, использования пневмогидравлической подвески оригинальной конструкции;
  • комфортность и безопасность труда водителя благодаря наличию современной кабины, гидрообъемного рулевого управления, высокоэффективного электродинамического тормоза-замедлителя;
  • высокий ресурс самосвалов благодаря применению совершенных силовых установок, высокому техническому уровню узлов и агрегатов, использованию высокопрочных материалов при изготовлении рамы и платформы;
  • а также завоевать признание и доверие потребителей.

№4 (134) 2017Участники конференции «Карьерный транспорт-2013» знакомятся с карьерным самосвалом БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн

Вместе с тем впервые в мире за счёт комплекса оригинальных новаторских инновационных технических решений БЕЛАЗу удалось создать карьерный самосвал наивысшей грузоподъёмности, который может быть адаптирован к работе в уже действующих карьерах, эксплуатирующих самосвалы грузоподъёмностью 320–360 тонн.

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъёмностью 450 т с электромеханической трансмиссией – это первая модель в новом классе самосвалов особо большой грузоподъемности 450 тонн. При создании данного самосвала конструкторы завода отошли от классической схемы карьерных самосвалов.

За основу при проектировании БЕЛАЗ-75710 принято направление на достижение надежности, компактности, существенного увеличения производительности самосвала в сочетании с выполнением требований международных и европейских стандартов по безопасности. Расчётная производительность нового самосвала на 25% выше существующих карьерных самосвалов наивысшей грузоподъёмности.

Уникальность самосвала нового поколения БЕЛАЗ-75710 обеспечивают новые прогрессивные технические решения по целому ряду систем и узлов:

  • наивысшая грузоподъемность за счет применения восьми шин;
  • высокая маневренность за счет двух поворотных осей и оригинальной кинематики поворота. Радиус поворота составляет 19,8 м (для сравнения радиус поворота карьерного самосвала грузоподъемностью 360 т – 17,2 м);
  • устойчивость без потери плавности хода за счет ноу-хау в системе подвески (применения стоек стабилизаторов поперечной устойчивости);
  • высокая проходимость за счет полного привода на все колеса;
  • динамичная разгрузка за счет самого мощного гидропривода подъема кузова;
  • экономичность за счет оптимального алгоритма работы двухдизельной моторной установки;
  • высокая производительность, надежность и безопасность эксплуатации за счет применения «умной» электромеханической трансмиссии переменного тока с электрическими дифференциалами и противобуксовочной системой.

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т около нового сборочного цеха ОАО «БЕЛАЗ» «Производство сверхтяжелых машин»

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 грузоподъемностью 450 т около нового сборочного цеха ОАО «БЕЛАЗ» «Производство сверхтяжелых машин»

Выпуск карьерного самосвала БЕЛАЗ-75710 стал не только ярким событием в истории БЕЛАЗа, который в сентябре 2013 г. отпраздновал свое 65-летие, но и закономерным результатом постоянно реализуемой технической политики предприятия, направленной:

  • на повышение единичной мощности выпускаемой техники;
  • снижение себестоимости тонны перевозимого груза;
  • повышение степени автоматизации белорусских горных машин;
  • постоянное расширение линейки выпускаемой продукции для максимального удовлетворения нужд потребителей карьерной техники.

Технические характеристики БЕЛАЗ-75710

Грузоподъемность, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .450 (496 кор. т)
Модель двигателей . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . .MTU DD 16V4000
Мощность двигателей, кВт (л.с.) . . . .. . . . . . . .2M1715 (2M2300)
Трансмиссия . .  . . . . . .электромеханическая, переменного тока
Радиус поворота, м . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . .19,8
Габаритный диаметр поворота, м . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .45
Шины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .59/80R63
Объем кузова, м3, геометрический . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157,5
Объем кузова, м3, с «шапкой» 2:1 . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .269,5
Время подъема груженой платформы, с . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Время опускания платформы, с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Масса самосвала без груза, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .360
Полная масса, т . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .810
Максимальная скорость, км/ч . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64

Головной образец БЕЛАЗ-75710 выпущен по заказу одной из российских горнодобывающих компаний. И с 2014 г. продолжает ударно трудиться на перевозке горной массы в разрезе «Черниговец» (входит в состав АО ХК «СДС-Уголь»). Начинался же путь в Кузбасс самого большого в мире карьерного самосвала в экспериментальном цехе БЕЛАЗа, где в августе 2013 г. была завершена сборка исполина. Три месяца длились его обкатка, испытания, диагностика, которые подтвердили, что выбранный конструкторами путь абсолютно правильный и им удалось создать уникальную машину. А в декабре 2013 г. была осуществлена первая загрузка этого гиганта, и он уверенно повез «заложенные» разработчиками 450 т груза.Карьерный самосвал БЕЛАЗ75710 под погрузкой в разрезе «Черниговец» (АО ХК «СДС-Уголь»)

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710 под погрузкой в разрезе «Черниговец» (АО ХК «СДС-Уголь»)

Еще одно подтверждение правильности выбранного конструкторами Белорусского автозавода пути было получено 22 января 2014 г., когда на нашем предприятии состоялась официальная церемония регистрации для Книги рекордов Гиннесса достижения БЕЛАЗ-75710 в грузоподъемности, он взял вес (если пользоваться терминологией тяжелоатлетов) в 503 с половиной тонны.

Весной 2014 г. началась отгрузка 450-тонника потребителю. БЕЛАЗ-75710 в разобранном виде уместился на 25 (!) железнодорожных платформах. Партиями эти платформы были отправлены в Кемеровскую область Российской Федерации. Постепенно они стали прибывать к месту назначения – в разрез «Черниговец», который является крупнейшим угледобывающим предприятием своего холдинга и расположен на севере Кузбасса, в городе Березовский. Там открытым способом ведется добыча высококачественного энергетического и коксующегося угля.

Состоявшийся в конце августа 2014 г. торжественный ввод в эксплуатацию карьерного самосвала БЕЛАЗ-75710 стал одним из наиболее значимых событий в ряду мероприятий, посвященных Дню шахтера в Кузбассе. В торжествах по случаю ввода в эксплуатацию 450-тонника приняли участие руководство Кемеровской области во главе с губернатором Аманом Тулеевым, делегация Белорусского автозавода, возглавляемая генеральным директором Петром Пархомчиком, руководители АО ХК «СДС-Уголь» и др. Вскоре начались трудовые будни уникальной машины.

По результатам эксплуатации головного образца конструкторами завода были внесены коррективы в конструкторскую документацию и в конструкцию как шасси №1, так и в последующие образцы уникальной техники.

По состоянию на начало июня 2017 г. на спидометре гиганта отображался пробег в 105 тыс. км, а наработка каждого из двух его двигателей составляла 15 тыс. моточасов.

Ключевые слова: БЕЛАЗ-75710, Кузбасс, карьерный самосвал

Журнал "Горная Промышленность"№4 (134) 2017, стр.22