Новый самоходный вагон для ОАО «Уралкалий»

ОАО «Рудгормаш» поставило на ОАО «Уралкалий» для проведения испытаний опытный образец нового самоходного вагона 10ВС15, рассчитанного на работу от сетей с напряжением 1140 В. Внедрение этой разработки позволит значительно улучшить технико-экономические показатели работы калийных рудников России и выйти на мировой уровень по производительности труда и механизации очистной выемки. О новых разработках ОАО «Рудгормаш» и их значении для калийной промышленности России, а также преимуществах использования оборудования с напряжением 1140 В журналисту Виктору Зенину рассказывают специалисты ОАО «Уралкалий», ОАО ВНИИ «Галургия» и ОАО «Рудгормаш».

Иван Александрович ВЕДЕНЕЕВ,
зам. начальника отдела новой техники ОАО «Уралкалий»

Более 30 лет наше предприятие использует на подземных горных работах оборудование, выпускаемое Воронежским заводом. Самоходные вагоны 4ВС-10, 5ВС-15М отлично зарекомендовали себя при работе в комплексе с очистным комбайном «Урал» и способствовали достижению высоких показателей по производительности труда и оборудования при подземной добыче калийных руд. Недавно успешно завершены испытания созданного на ОАО «Рудгормаш» 30-тонного вагона ВС-30, аналога которому нет ни за рубежом, ни в России. Специалисты фирм JOY и Philips, посетившие рудники ОАО «Уралкалий», очень высоко оценили достоинства этого самоходного вагона и были удивлены, что подобная техника могла быть создана в России. Кроме того, прошел приемочные испытания и рекомендован к серийному производству бункер-перегружатель БПС-25 на 25 т, который также выпущен ОАО «Рудгормаш». Комплекс, включающий вагон ВС-30 и бункер-перегружатель БПС-25, позволяет увеличить производительность добычных комбайнов по Уралкалию на 15-20%, что, по нашему мнению, фактически является «прорывом» в механизации очистной выемки и повышении производительности очистного оборудования на наших рудниках.

В настоящее время на ОАО «Рудгормаш» нами осуществляется приемка опытного образца вагона 10ВС15 с напряжением 1140 В, созданного по нашей заявке. Полгода назад мы обратились к главному конструктору ОАО «Рудгормаш» В.С.Литвинову с предложением о создании самоходного вагона на это напряжение, т.к. знали о имевшихся наработках на заводе по этому вопросу. Сегодня «Рудгормаш» оказался пионером в создании такой техники, а мы принимаем нужный нам вагон. Его эксплуатация позволит более эффективно использовать электрооборудование вагонов при наших нагрузках и значительно увеличить длину откатки. Около 10 лет идёт разговор в калийной промышленности о переходе техники на более высокое напряжение. По планам технического развития ОАО «Урал-калий» все оборудование, приобретаемое с 2006 г., должно работать на напряжении 1140 В. Кроме самоходного вагона 10ВС15 планируется использование комбайнов с напряжением 1140 В, над созданием которых почти два года мы сотрудничаем с Копейским машиностроительным заводом.

Мы очень благодарны руководству и коллективу ОАО «Рудгормаш» за внимание к нашим просьбам, за новый самоходный вагон, который я думаю, будет гордостью нашего предприятия.

Опытный образец вагона 10ВС15

Вадим Львович ПИНСКИЙ,
начальник горного отдела ОАО ВНИИ «Галургия»

Калийная промышленность России представлена одним крупным месторождением - Верхнекамским. Сегодня на этом месторождении работают два акционерных общества: «Уралкалий» и «Сильвинит», у каждого из которых по три крупных рудника. Пожалуй, калийная промышленность является наиболее механизированной горнорудной отраслью страны. Практически 100% руды добывается комбайнами, а доставка ее осуществляется самоходными вагонами, изготовленными на ОАО «Рудгормаш».

Сотрудничество с ОАО «Рудгормаш», тогда еще заводом горно-обогатительного оборудования, началось в начале 1960-х годов. Поэтапно для калийных рудников были разработаны вагоны 4ВС-10, 3ВС-15, и, наконец, в начале 1970-х гг. на основе накопленного опыта приступили к разработке вагонов 5ВС-15М, которые ввели в эксплуатацию в середине 1970-х гг. На протяжении послед-

них 30 лет максимальная добыча доходила до 80-85 млн. т, и вся добытая руда вывозилась на самоходном вагоне 5ВС-15М. Сегодня 90% калийной промышленности работает на экспорт. Восстановив первоначальные объемы добычи руды после периода спада в конце прошлого столетия, мы вплотную занялись совершенствованием технологии и меха -низации горных работ. Одним из результатов совершенствования горных работ явился переход, во-первых, на вагоны повышенной грузоподъемности (ВС-30), во-вторых, промежуточная бункеризация, и последний этап, который мы сейчас переживаем - это перевод всего вагонного и комбайнового парка на повышенное напряжение - 1140 В.

Техническая характеристика вагона 10ВС15

Грузоподъемность, т

15

Время разгрузки (не более), с

83

Скорость движения, км/ч, не более

9.0

Наибольший уклон,

преодолеваемый груженым вагоном, град.

15°

Высота разгрузки (регулируемая), мм

450-1465

Габаритные размеры, мм: - длина

8200

- ширина

2500

- высота

1750

Радиус поворота по наружному габариту, м

8.5

Установленная мощность, кВт

127

Ток переменный, напряжение сети, В

1140

Исполнение электрооборудования

рудничное взрывозащищенное

Питающий кабель

3-16 + 1-10 + 1-16 - 1140

Колесная формула

4x4

Привод ведущих колес:

- двигатель

АВТ-15-4/6-12, и=1140 В

- мощность, кВт

22/46/23

Конвейер - скорость движения цепи, м/с

ск0ебковый 0.2-0.4

- разрывное усилие цепи, т

40

- двигатель

АВК 30/15, u=1140 В

- мощность, кВт

30/15

Тормоза

колодочные, с гидроприводом на все колеса

Рулевое управление

с гидроусилителем

Привод кабельного барабана

гидравлический

масса, т

16

Переход на повышенное напряжение позволит решить технологические задачи, которые связаны с эффективной разработкой Верхнекамского месторождения. Применяемая на рудниках камерная система разработки характеризуется отработкой месторождения узкими камерами длиной порядка 200 м. При этом их длина до настоящего времени ограничивалась пониженным питающим напряжением, которое мы применяли - 660 В. Как только будет осуществлен переход на напряжение 1140 В станет возможным увеличение длины камер до 300 м, что, кроме повышения производительности комбайновых комплексов, сократит практически в полтора раза удельный вес горно-подготовительных работ. Для калийных рудников это имеет принципиальное значение, т.к. на некоторых рудниках объем горно-подготовительных работ доходит до 30%, а производительность на горно-подготовительных работах, как правило, в 2 раза меньше, чем на очистных работах и себестоимость руды на подготовительных работах соответственно в 2 раза больше. Мы считаем, что создание 30-тонного вагона и переход на 1140 В - это прорыв в калийной промышленности, и этот результат достигнут благодаря двум заводам -Воронежскому и Копейскому. Этот прорыв достигнут еще и потому, что на протяжении многих лет вопросами совершенствования механизации горных работ занималась группа профессионалов на заводе, в институте, на предприятиях, связанных между собой производственными и многолетними научно-техническими отношениями. Здесь хотелось бы отметить фамилии некоторых людей, вложивших наибольший вклад в развитие и совершенствование горной техники для калийной отрасли: В.С. Литвинов, В.Л. Пинский, С.В. Филиппов, И.А. Веденеев, В.П.Рыбкин и многие другие. Надеемся, что нам на смену придут более молодые специалисты, обладающие объемом новейших знаний в области актуальных и перспективных разработок. На нас же лежит особая ответственность - обеспечить преемственность и передать новому поколению все лучшее из достигнутого.

Бункер-перегружатель БПС 25

Самоходный вагон ВС-30

И.А. Веденеев и С.В. Сколкин знакомятся с электрической частью новой техники

 Что является приоритетом в повышении эффективности в горном производстве: техника, технология или другие факторы?

- В данной ситуации, на мой взгляд, настоящее эффективное решение проблемы достигается тогда, когда в этом учитываются 3 момента: возможности техники, возможности технологии, горно-геологические условия. На нашем месторождении сложилась такая ситуация, при которой нельзя отдать приоритет ни одному из перечисленных факторов. Да, на каком-то этапе превалировала техника, но как только она чуть-чуть шагнула вперед, мы почувствовали недостатки технологии и подтянули нашу технологию к возможностям техники. Теперь мы видим, что технологически мы можем лучше работать, нам не хватает технических решений, появился 30-тонный вагон. Поэтому, я думаю, что в этом симбиозе: техника, технология и их соответствие горно-геологическим условиям - это наиболее эффективный путь решения горных проблем.

Станислав Васильевич СКОЛКИН,
зам. гл. энергетика рудника ОАО «Уралкалий»

С повышением питающего горную технику напряжения многие проблемы будут решены, и с этим мы связываем свою дальнейшую работу и развитие на перспективу.

Сегодня мы получаем первый экземпляр вагона на напряжении 1140 В и надеемся, что он зарекомендует себя только с положительной стороны.

Я думаю, что представители Воронежского завода «Рудгормаш» в лице А.Н.Чекменева, Н.В.Райского, В.С.Литвинова имеют полное право гордиться тем, что возглавляемый ими коллектив оказался лидером в развитии новой техники.

Владимир Степанович ЛИТВИНОВ,
главный конструктор транспортного оборудования ОАО «Рудгормаш»

Основными достоинствами созданного вагона, помимо его повышенного до 1140 В напряжения, по моему мнению, являются:

- универсальность конструкции. Вагон может использоваться как в калийных, так и в угольных шахтах;

- конструкция кузова предусматривает его разборку на отдельные узлы, что облегчает спуск в шахту;

- основные узлы вагона прошли всестороннюю проверку в промышленных условиях.

Но это не значит, что все уже сделано. Впереди предстоит большая и ответственная работа по испытаниям и доводке машины. Однако многолетний опыт нашей совместной работы позволяет надеяться, что эта проблема будет успешно решена.

Хотелось бы особо отметить, что в настоящее время нами завершена работа по созданию модификаций вагона ВС-30 и бункера-перегружателя БПС-25 на напряжение 1140 В. В этом году первые партии этих маши н п ос туп я т н а рудн и к и ОАО «Уралкалий».

Николай Вячеславович РАЙСКИЙ,
директор по производству бурового и транспортного оборудования ОАО «Рудгормаш»

Благодаря конструкторскому бюро, возглавляемому В.С.Литвиновым, в короткие сроки была создана новая машина, на которую мы возлагаем большие надежды.

Впереди большая работа по испытаниям, доводке машины и постановке ее на серию. Но мы полны уверенности, что все проблемы будут нами решены успешно.

Материалы подготовили: В.А.Зенин, М.В.Шмыкова


Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2005