Особенности конструкции самосвалов БелАЗ нового поколения грузоподъемностью 130–136 тонн

П.Л.Мариев, д.т.н., генеральный директор ПО «БелАЗ»
А.Н.Егоров, главный конструктор ПО «БелАЗ»

Производственное объединение «Белорусский автомобильный завод» входит в число семи крупнейших мировых производителей технологического карьерного транспорта. Продукция предприятия: карьерные самосвалы грузоподъемностью от 30 до 220 тонн; техника для обеспечения производственных процессов в карьере: фронтальные погрузчики, колесные бульдозеры, поливооросительные машины, тягачи-эвакуаторы, колесные манипуляторы; техника для подземных работ: шахтные вагоны, механические крепи для лавовых комплексов; тяжеловозы и шлаковозы для металлургических предприятий, аэродромные тягачи. Выпускаемая заводом техника широко востребована предприятиями горнодобывающей промышленности.

В соответствии с пожеланиями этих потребителей с целью повышения производительности и снижения себестоимости горных работ коллектив БелАЗа и сегодня работает над повышением технического уровня и надежности выпускаемых машин.

Одновременно с доработкой конструкции деталей и узлов серийно выпускаемых машин и совершенствованием технологии их изготовления создается новая, более совершенная высокопроизводительная техника.

Одной из последних разработок заводских специалистов является серия карьерных самосвалов БелАЗ-7513 грузоподъемностью 130–136 тонн. Первоначально самосвалы этой серии выпускались на шинах 33.00-51 диагональной конструкции, поэтому их грузоподъемность ограничивалась 130 тоннами. Переход на комплектацию самосвалов этой серии шинами радиальной конструкции, имеющими более высокие технические параметры, в том числе и допустимую нагрузку, позволило заводу увеличить грузоподъемность самосвала до 136 тонн.

Новое поколение карьерных самосвалов серии БелАЗ-7513 предназначено для постепенной замены в производственной гамме предприятия самосвалов грузоподъемностью 120 тонн и организации выпуска современного, конкурентоспособного с лучшими мировыми аналогами, карьерного самосвала в классе грузоподъемности 120–140 тонн.

При создании БелАЗ-7513 использованы новые технические решения:

•    применена новая электромеханическая трансмиссия переменно-постоянного тока с пускорегулирующей аппаратурой на базе микроэлектроники, значительно повышающая эффективность электропривода и облегчающая управление самосвалом, позволяющая за счет электродинамического торможения замедлять движение самосвала вплоть до полной остановки; упростились обнаружение и устранение неисправностей трансмиссии;

•    применены более мощные и надежные дизельные двигатели и тяговые электромашины;

•    применена система автоматической смазки Lincoln, что позволило значительно повысить надежность ходовой части и рулевого управления, уменьшить трудоемкость технического обслуживания самосвала;

•    обеспечено значительное улучшение условий труда водителя в кабине за счет снижения уровней вибрации и шума, использования эффективных систем обогрева и кондиционирования;

•    использованы другие новые технические решения, обеспечивающие значительное улучшение технико-экономических показателей работы самосвалов в постоянно усложняющихся горнотехнических условиях эксплуатации, связанных с углублением карьеров, увеличением плеча перевозок и уклонов дорог.

Все модели самосвалов серии БелАЗ-7513 комплектуются системой контроля загрузки.

По требованию заказчика самосвалы БЕЛАЗ-7513 могут выпускаться в различных климатических исполнениях, комплектоваться платформами для перевозки пород различной плотности.

Испытания опытных образцов БелАЗ-75131 проводились в ГМК «Печенганикель» и ОАО «Олкон» (Мурманская область).

Выбор региона для проведения таких испытаний был не случайным. Во-первых, карьеры горнодобывающих предприятий Кольского полуострова уже почти три десятилетия являются своеобразным испытательным полигоном для техники ПО «БелАЗ»: здесь проходили испытания первые образцы 75-тонных, а затем – 110-тонных самосвалов. Во-вторых, проверка нового самосвала на жизнеспособность в тяжелых условиях глубоких карьеров Заполярного круга могла стать для будущих потребителей этой техники гарантией их безотказной работы в более «мягких» климатических и горнотехнических условиях.

В целом испытания доказали правильность примененных технических решений и позволили определить основные преимущества БелАЗ-75131 перед серийными 120-тонными машинами: производительность увеличена на 13.3%, удельный расход топлива был снижен на 19%, а себестоимость перевозок – на 12%, трудоемкость технического обслуживания уменьшена на 9%. Уже в ходе испытаний было отмечено, что самосвал имеет прекрасные характеристики по плавности хода, одинаково уверенно чувствует себя на крутых поворотах как в груженом, так и в порожнем состоянии. Примененные силовые агрегаты обеспечивали большую удельную мощность, что очень важно при эксплуатации самосвалов в глубоких карьерах, так как обеспечивают высокую скорость на подъеме, следовательно, и большую производительность.

Обширна современная география эксплуатации самосвалов серии БелАЗ-7513. Они работают на ОАО «Олкон», ОАО «Кольская ГМК», ОАО «Ковдорский ГОК», ОАО «Апатит», ОАО «Карельский Окатыш», ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Разрез Кедровский», ОАО «Разрез Красный Брод», ОАО «Вахрушевразрезуголь», ОАО «Разрез Талдинский», ЗАО «Черниговец», ОАО «Разрез Камышанский», ОАО «Разрез Осинниковский», Томусинская автобаза, ЗАО «Междуречье», АК «АЛРОСА», в автохозяйствах других предприятий. По информации, поступившей на предприятие из автохозяйств, коэффициент технической готовности машин этой серии за 2002 год, работающих в ОАО «Ковдорский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Разрез Красный Брод», составил 0.92–0.98.

А заводские специалисты продолжают планомерную работу, направленную на повышение надежности и эффективности эксплуатации карьерных самосвалов серии БелАЗ-7513.

Предусмотрено по заказу потребителя оснащение самосвала системами компьютерной диагностики, которые позволяют ему работать в системах централизованной диспетчеризации карьера, разрабатываемых как отечественными, так и зарубежными компаниями.

Разработанная специалистами предприятия новая кабина для карьерных самосвалов грузоподъемностью 130–136 тонн оснащена электронной панелью приборов и отличается улучшенным интерьером.

Кроме того, создаются новые модификации самосвалов данной серии: с гидромеханической трансмиссией номинальной мощностью 1500 л.с., с дизельным двигателем фирмы Deutz, а также перспективным дизелем новой серии фирмы Cummins QSK-45С.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2003