Первые самосвалы БелАЗ-7555 в Республике Казахстан

П.А.Долженков, директор ТОО «Белаз-Сервис-Балхаш»
И.В.Безуглых, главный инженер ТОО «Белаз-Сервис-Балхаш»

Казахстан является одним из крупнейших в мире поставщиков минерального сырья и, отсюда, одним из наиболее крупных потребителей горнодобывающей техники, в том числе и карьерных самосвалов. ТОО «Белаз-Сервис-Балхаш» – совместное белорусско-казахстанское предприятие, занимающееся техническим сервисом продукции производства Белорусского производственного объединения «Белорусский автомобильный завод» (БелАЗ), поддерживает в Казахстане партнерские отношения с 36 горнорудными предприятиями, использующими более 1000 карьерных самосвалов. В задачу фирмы, наряду с сервисным обеспечением, входит проведение эксплуатационных испытаний новой техники и внедрение ее на рынке Казахстана.

В настоящее время ТОО «Белаз-Сервис-Балхаш» внедряет на рынок Казахстана одну из наиболее совершенных моделей, выпускаемых Белорусским автомобильным заводом, – 55-тонный самосвал БелАЗ-7555. До сих пор эта модель не приобрела на территории СНГ большой популярности, хотя из последних 68 выпущенных самосвалов этой модели в дальнем зарубежье успешно работают 45. Одной из причин этого, на наш взгляд, является недостаточность рекламной информации о практических результатах работы машины и, как следствие, нежелание потребителя приобретать «кота в мешке». Кроме того, время создания самосвала совпало со временем пересмотра основополагающих принципов разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом, что объясняется стремлением разрабатывающих компаний минимизировать затраты с целью извлечения максимальной прибыли. Внедрение же самосвала БелАЗ-7555 влечет за собой необходимость хоть и незначительной, но все же перестройки уже отлаженной технологии в автохозяйствах, использующих обычно 42 и 45-тонные самосвалы.

В настоящей статье дается краткий анализ первых опытов применения самосвалов БелАЗ-7555, поскольку именно через нашу фирму прошли оба из имеющихся в Казахстане 55-тонных самосвала.

Первый опыт эксплутационных испытаний карьерного самосвала БелАЗ-7555, проведенный на Акжальском руднике и Коунраде, вызвал отрицательную реакцию потенциальных потребителей, прежде всего, из-за выявленных недостатков в конструкции отдельных узлов машины. При этом работа в Коунрадском руднике из-за частых поломок была очень непродолжительной (менее месяца), после чего последовал отказ арендаторов. На Акжальском руднике работа была более длительной, но из-за разбросанности отказов признана неудовлетворительной.

ПО «БелАЗ» очень серьезно отнеслось к первым неудачным опытам внедрения машины и значительно модернизировало ее, полностью заменив гидромеханическую передачу (5+2 на 6+1), управление опрокидывающего механизма и добавило автоматику.

В конце 2001 года ТОО «Белаз-Сервис-Балхаш» заключило договор c МХК «Востокказмедь» корпорации «Казахмыс» о промышленном испытании самосвала путем его аренды сроком на два месяца. Подобная форма внедрения объясняется тем, что реальные возможности предлагаемого самосвала в Казахстане были совершенно неизвестны. Карьерный самосвал БелАЗ-7555 (заводской номер 13) с двигателем ЯМЗ-845.10 в соответствии с договором использовался для транспортировки горной массы на Николаевском карьере МХК, где по договоренности сторон применялся только на участках, отвечающим инструктивным требованиям руководства по эксплуатации самосвалов. Это несколько снизило объективность прямого сравнения с применяемыми там 42 и 45-тонными машинами, поскольку по параметрам транспортирования (плечо перевозки и, особенно, удельный вес перевозимой породы) самосвал БелАЗ-7555 оказался в менее выгодном положении. Тем не менее, анализ выполненных работ свидетельствует о значительном преимуществе новой модели самосвала над используемыми и, прежде всего, по объёмам перевозок (табл. 1).

Приведенные данные показывают, что самосвал БелАЗ –7555 имеет превосходство над сравниваемыми 42 и 45 тонными машинами по перевезённому объёму – в 1.47 раза и по перевезенному тоннажу – в 1.2 раза. В то же время по величине транспортной работы (показателю ткм) он несколько уступает 45-тонным самосвалам 2001 года выпуска, что объясняется более коротким плечом перевозки (в 1.55 раза) и меньшим удельным весом перевозимых пород (в 1.23 раза). Заметим, что по этому показателю в табл. 1 приведены данные планового отдела, а реальное же выполнение составило 146264 ткм. По расходу топлива БелАЗ-7555 оказался экономичнее (128.10 г/ткм) БелАЗа-7547 (163.55 г/ткм). Необходимо отметить, что экономичность 55-тонного самосвала четко проявилась еще при испытаниях в Коунраде (табл. 2), где тестируемый самосвал расходовал топлива меньше в 0.82 раза, демонстрируя при этом большую (в 1.81 раза) производительность и двигаясь с большей (в 1.27 раза) скоростью, чем сравниваемые 42-тонные машины.

Количество аварийных простоев  БелАЗ-7555 при проведении тестирования на Николаевском руднике было достаточно велико и составило в среднем 60 час. Основная причина – недостаточная прочность упругой муфты стандартного изготовления. За время испытаний муфту ремонтировали 4 раза, на что было затрачено 42 часа. Своевременное вмешательство ПО «БелАЗ» – оперативная доставка и замена упругой муфты на «Cepter» – сразу сняло проблему: количество аварийных ремонтов не стало превышать среднестатистического для иных, используемых автохозяйством МХК марок.

Дополнительными плюсами модели БелАЗ-7555, о которых говорят все принимавшие участие в испытаниях машины водители, является большая комфортность в управлении (прекрасная устойчивость, отличная маневренность, практически полное отсутствие вибрации и шума в кабине) и удобство в ремонте (доступность к основным узлам и агрегатам значительно свободнее, чем у 42- и 45-тонных машин).

Хотелось бы поблагодарить принимавших участие во всех испытаниях водителей, которые своей самоотверженной работой, своими наблюдениями и советами немало способствовали успешному завершению промышленных испытаний: Слесаренко Юрия Александровича, Слесаренко Александра Юрьевича, Кузьменко Константина Николаевича.

В настоящее время на Акжальском руднике СП «Nova-цинк» работает серийный БелАЗ-7555В, оснащенный двигателем фирмы Cummins KTTA-19C и оборудованный системой многодисковых маслоохлаждаемых тормозов (ММОТ). Машина показывает стабильную и надежную работу, более подробные данные о которой будут представлены в дальнейшем на страницах журнала.

Выполненные для условий Акжальского рудника проектные проработки на 2008 год показывают целесообразность использования на транспорте карьерных самосвалов модели БелАЗ-7555 (табл. 3). Принятые исходные данные для расчета: на предприятии используется 41 карьерный самосвал, в том числе девять самосвалов грузоподъемностью 30 т, восемнадцать – 40 т и четырнадцать – 42 т. По возрасту: 7 самосвалов изготовлены в 2000 году, все остальные ранее. К 2008 году планируется достижение следующих годовых показателей: вскрыша – 11200 тыс. м3, руда – 5000 тыс. м3. Суточные нормы соответственно 30684.9 и 13698.6 м3. Для выполнения планируемого объема к 2008 году потребуется полное обновление парка самосвалов. Как видно из приведенных данных, переход на использование самосвалов модели БелАЗ-7555 обеспечит экономию на закупке машин более 800 тыс.долл.США, при этом ежегодная ожидаемая экономия на расходе шин и топлива составит, соответственно, 160 и 500 тыс. долл. США.

Подводя итоги проведенных промышленных испытаний карьерного самосвала БелАЗ-7555, можно с уверенностью рекомендовать его всем предприятиям, использующим 42-х и 45-тонные машины.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2003, стр.