Карьерные самосвалы БелАЗ на ОАО «ГМК «Норильский никель»

М.Ф.Светлов, начальник транспортного управления ОАО «ГМК «Норильский никель»
П.П.Макеев, главный инженер автотранспортного объединения «ЦАТК» ОАО «ГМК «Норильский никель»

Первые карьерные самосвалы БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн, поступили на ОАО «ГМК «Норильский никель» в 1966 году, а спустя 2 года началось освоение более высокопроизводительной модели БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн. Через 20 лет при увеличении объемов перевозок руды, вскрыши и других полезных ископаемых парк карьерных самосвалов пополнился 75 и 110-тонными БелАЗами. В настоящее время в объединении эксплуатируется 65 самосвалов БелАЗ различной грузоподъемности: 48 самосвалов БелАЗ-7548А грузоподъемностью 42 т, 11 – БелАЗ-7540В грузоподъемностью 30 т, 6 – БелАЗ-7549 грузоподъемностью 80 т.

Самосвалы БелАЗ осуществляют транспортировку горной массы в отвалы и на технологические переделы Заполярного филиала, вывоз отвальных шлаков металлургических переделов, производят отсыпку строительных площадок и т.д.


Рис. 1    Динамика производительности среднесписочного самосвала БелАЗ

Эксплуатация этих машин осуществляется в тяжелых дорожных и климатических условиях на руднике «Медвежий ручей», карьерах «Угольный разрез» и «Скалистый», а также на промплощадках металлургических заводов и фабрик. Климатические условия эксплуатации характеризуются низкими температурами до –50°C, иногда и ниже, повышенной скоростью ветра, метелями. Значительно затрудняется работа карьерных автомобилей во время полярной ночи. Кроме того, в карьере, где они эксплуатируются, скальные породы перемежаются с мягкими туфоаргеллитными породами и в летний период, когда грунт не проморожен, автодороги «плывут» под весом автомашины особо большой грузоподъемности. В результате образуются провалы, выбоины, что влияет на производительность перевозок и на техническое состояние машин. Еще одной особенностью эксплуатации является перепад высот, например, при перевозке руды из карьера рудника «Медвежий ручей» он составляет около 200 метров. При этом, на некоторых участках из-за сложных горно-геологических условий уклон достигает 12–14% при допустимых для автомашин БелАЗ – 8%.

Большегрузные карьерные самосвалы БелАЗ по конструкции, весу и габаритам узлов и агрегатов являются уникальными машинами, требующими специально оснащенной производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта. На предприятии создан и эффективно работает авторемонтный цех, состоящий из двух участков. Первый участок осуществляет капитальный ремонт автотранспортных средств, узлов и агрегатов. Второй – производит централизованное обслуживание, текущий ремонт автомобилей, а также занимается изготовлением запасных частей. Для оснащения рабочих мест в цехах обслуживания самосвалов используется специализированное технологическое оборудование, демонтажно-монтажные приспособления и другое гаражное оборудование.

Эффективная работа самосвалов БелАЗ зависит, в первую очередь, от приспособленности конструкций к северным условиям эксплуатации. Для обеспечения работоспособности конструкций автомобиля БелАЗ в условиях низких температур, а также для поддержания высокой надежности и долговечности узлов и агрегатов карьерных самосвалов на предприятии производится подготовка к зимней эксплуатации таких узлов как радиатор, поддон двигателя, шкаф управления электрооборудованием, аккумуляторный ящик и кабина. Это дает возможность плавно изменять температурный режим работы двигателя в процессе эксплуатации, уменьшить количество отказов в работе электрооборудования, а также создать хорошие условия для работы водителя.

При получении новой партии самосвалов БелАЗ в авторемонтном цехе производится усиление рамы, что позволяет уменьшить простои машин и снизить трудоемкость сварочных работ в период эксплуатации.

На объединении своими силами выполняются все виды технического обслуживания, любые виды ремонта, включая капитальный. Ежемесячно с участка капитального ремонта автотранспорта сходят 1–2 большегрузных самосвала БелАЗ, а с участка технического обслуживания автомобилей ежесменно выходят 3–4 машины, прошедшие ТО-1 и ТО-2, готовые к грузоперевозкам. Плановые мероприятия, связанные с выполнением технического обслуживания, выполняются в объединении неукоснительно. Вполне закономерно, что коэффициент технической готовности парка карьерных самосвалов БелАЗ составляет 0.877, а коэффициент использования парка 0.736. Данные показатели указывают на хороший уровень организационных мероприятий, как эксплуатационных, так и ремонтных.

Рис. 3    Динамика затрат по ремонту одного автомобиля БелАЗ

Одним из основных показателей работы карьерного самосвала БелАЗ является коэффициент использования пробега. Значительное влияние на его величину оказывает пробег с грузом и нулевой пробег автомобиля. Для уменьшения нулевого пробега предприятие использует топливозаправщики для заправки автомобилей непосредственно в карьере и прибегает к перевозке щебня в обратном направлении. Поэтому величина коэффициента использования пробега по марке БелАЗ-7548А составляет 0.45, а по марке БелАЗ-7540В – 0.514, что также указывает на хорошую организацию перевозок.

Рис. 4    Динамика затрат и себестоимости перевозок
на один самосвал БелАЗ

Комплексным показателем, учитывающим уровень всех прочих измерителей работы карьерного автотранспорта, является производительность самосвалов БелАЗ (рис. 1). По достигнутому уровню производительности, несмотря на динамику среднего возраста самосвалов (рис. 2) по объединению, можно судить об эффективном уровне организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта карьерных самосвалов.

Именно за счет роста производительности, несмотря на увеличение затрат на ремонт самосвалов, в 2001–2002 гг. (рис. 3) обеспечена себестоимость на уровне 0.15 долл./ткм (рис. 4). Вместе с тем, производительность самосвалов обеспечивается поддержанием технической готовности парка на высоком уровне за счет больших затрат на ремонт машин.

Затраты на ремонт растут в связи со старением парка (рис. 4) при возрастании доли затрат на ремонт в общей структуре себестоимости (рис. 5).

Рис. 5    Динамика затрат на ремонт автомобилей БелАЗ
в общей себестоимости перевозок

Дальнейшая эксплуатация парка самосвалов БелАЗ, без обновления его численности минимум на 25%, в ближайшее время приведет к дальнейшему росту затрат на ремонт до 30% в балансе себестоимости перевозок. Средний возраст самосвалов близок к критическому, поэтому в настоящее время дирекцией по транспорту принято решение о проработке вопроса о частичном обновлении парка карьерных самосвалов в ЗФ ОАО «ГМК «Норильский никель».

Обновление парка приведет удельный вес затрат на ремонт к многолетнему среднему значению – 16–19%.  

Журнал "Горная Промышленность" №6 2002