КАРЬЕРНЫЕ АВТОСАМОСВАЛЫ

За­вод «UNIT RIG», ос­но­ван­ный в 1935 го­ду, рас­по­ло­жен в г. Тул­се (штат Ок­ла­хо­ма, США) и вхо­дит в со­став от­де­ле­ния «Terex Mining» кор­по­ра­ции «TEREX».

Кор­по­ра­ция «TEREX», пред­став­лен­ная на Нью-йорк­ской фон­до­вой бир­же па­ке­том ак­ций об­щей сто­и­мо­с­тью 800 млн. долл., име­ет го­до­вой до­ход (вме­с­те с от­де­ле­ни­ем «О&К Mining»), пре­вы­ша­ю­щий 1.2 млрд. долл. Сто­и­мость ее ак­ций толь­ко за 1997 год воз­рос­ла бо­лее чем в два ра­за.

В на­ча­ле сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния за­вод «UNIT RIG» вы­пу­с­кал бу­ро­вые ус­та­нов­ки, дро­бил­ки, ле­бед­ки и дру­гое обо­ру­до­ва­ние для неф­те- и гор­но­до­бы­ва­ю­щих от­рас­лей про­мы­ш­лен­но­с­ти. С 1941 го­да пред­при­я­тие на­ча­ло ре­кон­ст­ру­и­ро­вать­ся в свя­зи с из­ме­не­ни­ем но­мен­к­ла­ту­ры вы­пу­с­ка­е­мой про­дук­ции.

Пер­вые про­мы­ш­лен­ные ав­то­са­мо­с­ва­лы фир­ма «UNIT RIG» вы­пу­с­ти­ла в 1960 го­ду и с тех пор, очень бы­с­т­ро по­лу­чив при­зна­ние, за­ня­ла проч­ное ме­с­то на ми­ро­вом рын­ке ка­рь­ер­но­го ав­то­транс­пор­та. В по­след­ние го­ды ушед­ше­го ты­ся­че­ле­тия фир­ма по­ста­ви­ла на гор­но­до­бы­ва­ю­щие пред­при­я­тия ми­ра 233 ав­то­са­мо­с­ва­ла гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 120–170 тонн. К те­ку­ще­му пе­ри­о­ду за­во­дом вы­пу­ще­но бо­лее 3500 ав­то­са­мо­с­ва­лов и 400 по­груз­чи­ков Dart. Рын­ка­ми сбы­та для ма­шин «UNIT RIG» ста­ли мед­но­руд­ные и уголь­ные, зо­ло­то­руд­ные и же­ле­зо­руд­ные ка­рь­е­ры пя­ти кон­ти­нен­тов. На­деж­ность и вы­со­кое ка­че­ст­во вы­пу­с­ка­е­мых ав­то­са­мо­с­ва­лов поз­во­ли­ли фир­ме «UNIT RIG» по­лу­чить от гор­ных пред­при­я­тий Ин­дии са­мый боль­шой в ис­то­рии еди­но­вре­мен­ный за­каз на 160 ав­то­са­мо­с­ва­лов.

Про­из­вод­ст­во ав­то­са­мо­с­ва­лов «UNIT RIG» и ка­рь­ер­ных экс­ка­ва­то­ров мар­ки «О&К» об­ра­зу­ет со­бой от­де­ле­ние «TEREX Mining» кор­по­ра­ции «TEREX» которое в ком­плек­се с по­сле­про­даж­ным сер­ви­сом и под­держ­кой обес­пе­чивает на­и­луч­шее функ­ци­о­ни­ро­ва­ние гор­но­го обо­ру­до­ва­ния на гор­но­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­ти­ях.

В ры­нок XXI ве­ка и III ты­ся­че­ле­тия фир­ма «UNIT RIG» во­шла с дву­мя прин­ци­пи­аль­но но­вы­ми мо­де­ля­ми ав­то­са­мо­с­ва­лов: МТ5500АС и МТ3300АС, у ко­то­рых дви­га­те­ли мо­тор-ко­лес ра­бо­та­ют на пе­ре­мен­ном то­ке.

Ав­то­са­мо­с­ва­лы «UNIT RIG» име­ют це­лый ряд пре­иму­ществ и от­ли­чи­тель­ных черт.

Кон­ст­рук­ция глав­ной ра­мы ав­то­са­мо­с­ва­лов се­рии МТ раз­ра­бо­та­на с ис­поль­зо­ва­ни­ем спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ком­пью­тер­ных про­грамм, что поз­во­ли­ло до­бить­ся ми­ни­маль­но­го уров­ня на­пря­же­ний в ра­ме, по­лу­чить очень низ­кий уро­вень на­коп­ле­ния ус­та­ло­с­ти ме­тал­ла и, в ко­неч­ном ито­ге, обес­пе­чи­ть ее на­деж­ную и дол­го­веч­ную экс­плу­а­та­цию. В кон­ст­рук­ции ра­мы ис­поль­зо­ва­ны си­с­те­ма пря­мых про­доль­ных ба­лок и по­пе­реч­ных ба­лок ци­лин­д­ри­че­с­ко­го (труб­ча­то­го) се­че­ния. Сфе­ри­че­с­кий бук­со­вой под­шип­ник яв­ля­ет­ся ча­с­тью цен­т­раль­ной по­пе­реч­ной бал­ки. Фи­зи­че­с­кие раз­ме­ры этих ком­по­нен­тов бы­ли зна­чи­тель­но уве­ли­че­ны по срав­не­нию с ис­поль­зу­е­мы­ми на мо­де­лях пре­ды­ду­щей се­рии МК, что све­ло до ми­ни­му­ма по­треб­ность в об­слу­жи­ва­нии. На­деж­ность кон­ст­рук­ции ра­мы МТ поз­во­ли­ла за­во­ду «UNIT RIG» обес­пе­чить га­ран­тию ее экс­плу­а­та­ции в те­че­ние не ме­нее 40 тыс. мо­то­ча­сов.

Кон­ст­рук­ция пе­ред­не­го мос­та ав­то­са­мо­с­ва­лов се­рии МТ, яв­ля­ет­ся фир­мен­ной за­па­тен­то­ван­ной раз­ра­бот­кой ин­же­не­ров за­во­да, поз­во­ля­ю­щей га­сить уси­лия уп­рав­ле­ния (в дру­гих ва­ри­ан­тах они пе­ре­да­ют­ся на ра­му ав­то­са­мо­с­ва­ла). При та­кой кон­ст­рук­ции мос­та вли­я­ние ди­на­ми­че­с­ких на­гру­зок от ве­са ав­то­са­мо­с­ва­ла во вре­мя дви­же­ния на ви­ра­жах на 83% ни­же по срав­не­нию с на­груз­ка­ми, ис­пы­ты­ва­е­мы­ми под­ве­с­кой ти­па «сколь­зя­щая стой­ка», при­ме­ня­е­мой в кон­ст­рук­ции ма­шин дру­гих про­из­во­ди­те­лей. Все ком­по­нен­ты ру­ле­во­го уп­рав­ле­ния смон­ти­ро­ва­ны не­по­сред­ст­вен­но на не­раз­рез­ном мос­ту, что поз­во­ли­ло до ми­ни­му­ма сни­зить ко­ли­че­ст­во дви­жу­щих­ся ча­с­тей. На мос­то­вой бал­ке, ко­то­рой обо­ру­до­ван са­мо­свал, сов­ме­ще­ние пе­ред­них шин ос­та­ет­ся по­сто­ян­ным и не­за­ви­сящим от тем­пе­ра­тур­но­го рас­ши­ре­ния или сжа­тия под­ве­с­ки. Этот фак­тор яв­ля­ет­ся очень су­ще­ст­вен­ным для дол­го­веч­но­с­ти пе­ред­них шин: срок их служ­бы на са­мо­сва­лах се­рии МТ, ис­поль­зу­ю­щих та­кую си­с­те­му, уве­ли­чи­ва­ет­ся на 15% по срав­не­нию с си­с­те­ма­ми под­ве­сок ти­па «сколь­зя­щая стой­ка».

Зад­ний мост ав­то­са­мо­с­ва­лов ос­на­щен боль­шим под­шип­ни­ком с ко­ни­че­с­ки­ми ро­ли­ка­ми, так­же за­па­тен­то­ван­ной фир­мен­ной кон­ст­рук­ции, что поз­во­ля­ет со­кра­тить объ­ем тех­ни­че­с­ко­го об­слу­жи­ва­ния и про­длить срок служ­бы уз­ла. Воз­ду­хо­за­бор­ник, рас­по­ло­жен­ный у верх­ней ча­с­ти осе­вой бук­сы, поз­во­ля­ет луч­ше ох­лаж­дать ко­ле­са. Ку­зов, из­го­тов­лен­ный из спе­ци­аль­ной ста­ли по удач­но раз­ра­бо­тан­но­му (с по­мо­щью ком­пью­те­ра) про­ек­ту, име­ет за­па­тен­то­ван­ную кон­ст­рук­цию дни­ща, что поз­во­ли­ло сни­зить ко­ли­че­ст­во кон­цен­т­ра­то­ров на­пря­же­ния и, в ко­неч­ном ито­ге, уве­ли­чить срок его служ­бы.

Ка­би­на ав­то­са­мо­с­ва­ла смон­ти­ро­ва­на на энер­го­по­гло­ща­ю­щих бал­ках, так­же за­па­тен­то­ван­ной кон­ст­рук­ции. Удач­ная кон­ст­рук­ция и на­деж­ное уп­лот­не­ние сни­жа­ют по­па­да­ние гря­зи, га­за и пы­ли на при­бо­ры и в ат­мо­сфе­ру ка­би­ны. Встро­ен­ная за­щи­та во­ди­те­ля в слу­чае оп­ро­ки­ды­ва­ния ма­ши­ны и уни­каль­ное ус­т­рой­ст­во при столк­но­ве­нии с дви­жу­щим­ся впе­ре­ди ав­то­са­мо­с­ва­лом — это бе­зо­пас­ность во­ди­те­ля. Те­ле­ско­пи­че­с­кая ру­ле­вая ко­лон­ка, ре­гу­ли­ру­е­мая по уг­лу на­кло­на и вы­со­те, со­зда­ет ком­форт­ные ус­ло­вия ра­бо­ты опе­ра­то­ра. А зву­ко­изо­ля­ция и гер­ме­ти­за­ция ка­би­ны поз­во­ля­ют за­щи­тить во­ди­те­ля от про­ник­но­ве­ния га­за и сни­зить уро­вень шу­ма (ни­же 80 дБ). Ка­би­на, обо­ру­до­ван­ная ROPS, сер­ти­фи­ци­ро­ва­на и от­ве­ча­ет са­мым стро­жай­шим тре­бо­ва­ни­ем SAE-1040 и Стан­дар­том Ев­ро­пей­ско­го Со­об­ще­ст­ва.

Ав­то­са­мо­с­вал мо­жет быть обо­ру­до­ван ди­зель­ным дви­га­те­лем «Cummins» или «Detroit Dizel» с ре­сур­сом до ка­пи­таль­но­го ре­мон­та 20000 мо­то­ча­сов. Ге­не­ра­тор GTA-25, ус­та­нав­ли­ва­е­мый на ав­то­са­мо­с­ва­лах, име­ет срок служ­бы до ка­пи­таль­но­го ре­мон­та 20000 мо­то­ча­сов – син­хро­ни­зи­ро­ван­ный со сро­ком служ­бы ди­зель­но­го дви­га­те­ля.

Воз­душ­ные по­то­ки для ох­лаж­де­ния ко­лес и ге­не­ра­то­ра на ав­то­са­мо­с­ва­лах раз­де­ле­ны.

Ре­сур­сы дви­га­те­лей мо­тор-ко­лес GE 791 (со сред­ней на­ра­бот­кой до ка­пи­таль­но­го ре­мон­та 20000 ча­сов), ди­зе­ля и ге­не­ра­то­ра, прак­ти­че­с­ки оди­на­ко­вые, что обес­пе­чи­ва­ет со­кра­ще­ние про­сто­ев на пла­но­вых ре­мон­тах. Про­ве­рен­ная вре­ме­нем си­с­те­ма уп­рав­ле­ния Statex III способствует сни­же­нию рас­хо­да топ­ли­ва на 8%.

Си­с­те­ма ди­на­ми­че­с­ко­го тор­мо­же­ния General Electric ра­бо­та­ет на­деж­но, а за­тра­ты на ее об­слу­жи­ва­ние на по­ря­док ни­же, чем при ис­поль­зо­ва­нии ги­д­ро­ме­ха­ни­че­с­кой транс­мис­сии.

Кон­тро­ли­ру­е­мая во­ди­те­лем си­с­те­ма экс­трен­но­го тор­мо­же­ния обес­пе­чи­ва­ет на­деж­ную экс­плу­а­та­цию ав­то­са­мо­с­ва­ла в слож­ных ус­ло­ви­ях ка­рь­е­ров. Ги­д­рав­ли­че­с­кая си­с­те­ма подъ­е­ма ку­зо­ва, уп­рав­ля­е­мая с ме­с­та во­ди­те­ля, обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­но дли­тель­ный срок служ­бы ци­лин­д­ров. Си­с­те­ма уп­рав­ле­ния пе­ред­ни­ми (ру­ле­вы­ми) ко­ле­са­ми со­сто­ит из за­мк­ну­то­го ги­д­рав­ли­че­с­ко­го кон­ту­ра бы­с­т­ро­го сра­ба­ты­ва­ния вне за­ви­си­мо­с­ти от обо­ро­тов ди­зель­но­го дви­га­те­ля. Сво­бод­ный до­ступ ко всем ком­по­нен­там ги­д­ро­си­с­те­мы об­лег­ча­ет про­ве­де­ние тех­ни­че­с­ко­го об­слу­жи­ва­ния.

Воз­душ­ная си­с­те­ма за­пу­с­ка ди­зель­но­го дви­га­те­ля за­ме­не­на на эле­к­т­ри­че­с­кую, со­сто­я­щую из стар­те­ра и кон­так­тор­но­го уп­рав­ле­ния, что поз­во­ли­ло сни­зить вре­мя и за­тра­ты на тех­ни­че­с­кое об­слу­жи­ва­ние.

Мо­де­ли ка­рь­ер­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов за­во­да «UNIT RIG» впи­сы­ва­ют­ся в су­ще­ст­ву­ю­щую клас­си­фи­ка­цию по гру­зо­подъ­ем­но­с­ти. Ти­­пораз­мер­ный ряд со­вре­мен­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов «UNIT RIG» се­рии МТ пред­став­лен в таб­ли­це.

Но­вые мо­де­ли ав­то­са­мо­с­ва­лов с при­во­дом на пе­ре­мен­ном то­ке МТ 3300 АС и МТ 5500 АС бы­ли пред­став­ле­ны вни­ма­нию спе­ци­а­ли­с­тов и по­се­ти­те­лей меж­ду­на­род­ной вы­став­ки гор­но­го обо­ру­до­ва­ния «MINExpo 2000» в Лас Ве­гасе, США (9–12 ок­тя­б­ря 2000 г.). Здесь спе­ци­а­ли­с­ты с боль­шим ин­те­ре­сом изу­ча­ли кон­ст­рук­цию но­вых ав­то­са­мо­с­ва­лов «UNIT RIG» (см. фото).

На­чи­ная с ян­ва­ря 2001 го­да, пер­вые ав­то­са­мо­с­ва­лы МТ 3300 АС ста­ли ра­бо­тать в шта­те Ала­ба­ма на ка­рь­е­ре с кру­ты­ми (80‰ и бо­лее) и за­тяж­ны­ми подъ­е­ма­ми и спу­с­ка­ми. Ма­ши­на МТ 3300 АС бы­ла спе­ци­аль­но со­зда­на для экс­плу­а­та­ции в слож­ных гор­но­-геологиче­с­ких ус­ло­ви­ях с пер­спек­тив­ной це­лью пол­но­стью за­ме­нить ав­то­са­мо­с­ва­лы с тра­ди­ци­он­ным ги­д­ро­ме­ха­ни­че­с­ким при­во­дом. Пер­вые ре­зуль­та­ты, по­лу­чен­ные в пе­ри­од экс­плу­а­та­ции МТ 3300 АС в слож­ных гор­но­тех­ни­че­с­ких ус­ло­ви­ях, уже под­твер­ди­ли, что ав­то­са­мо­с­ва­лам с ди­зель-эле­к­т­ри­че­с­ким при­во­дом мо­тор-ко­лес на пе­ре­мен­ном то­ке при­над­ле­жит бу­ду­щее ка­рь­ер­но­го транс­пор­та осо­бо боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­с­ти.

Ис­поль­зо­ва­ние ав­то­са­мо­с­ва­лов с при­во­дом мо­тор-ко­лес на пе­ре­мен­ном то­ке поз­во­ля­ет зна­чи­тель­но улуч­шить эко­ло­ги­че­с­кую об­ста­нов­ку на пред­при­я­тии, так как рез­ко умень­ша­ет­ся рас­ход ма­сел для ох­лаж­де­ния и за­щи­ты от из­но­са ме­ха­ни­че­с­ких пе­ре­дач транс­мис­сии. По­ми­мо все­го ком­плек­са из­ве­ст­ных пре­иму­ществ ав­то­са­мо­с­ва­лов се­рии МТ на по­сто­ян­ном то­ке, в кон­ст­рук­ции МТ 3300 АС и МТ 5500 АС от­па­да­ет не­об­хо­ди­мость в та­ких бы­с­т­ро­из­на­ши­ва­е­мых де­та­лях, как щет­ки, кол­лек­тор, вы­пря­ми­те­ли и др. Вслед­ст­вие по­след­не­го, экс­плу­а­та­ция ав­то­са­мо­с­ва­лов с при­во­дом на пе­ре­мен­ном то­ке при­во­дит к зна­чи­тель­но­му сни­же­нию за­трат на их со­дер­жа­ние, об­слу­жи­ва­ние и ре­мон­ты; од­но­вре­мен­но воз­ра­с­та­ет удель­ная мощ­ность ав­то­са­мо­с­ва­ла.

Спе­ци­а­ли­с­ты, име­ю­щие опыт экс­плу­а­та­ции за­ру­беж­ной и оте­че­ст­вен­ной тех­ни­ки в са­мых раз­ных гор­но-тех­ни­че­с­ких и кли­ма­ти­че­с­ких ус­ло­ви­ях без осо­бо­го тру­да мо­гут про­ве­с­ти срав­не­ния до­сто­инств и не­до­стат­ков ка­рь­ер­ных са­мо­сва­лов и вы­брать не­об­хо­ди­мый вид транс­пор­та для кон­крет­ных ус­ло­вий сво­е­го гор­но­до­бы­ва­ю­ще­го пред­при­я­тия. Пре­иму­ще­ст­ва ав­то­са­мо­с­ва­лов на пе­ре­мен­ном то­ке яв­ля­ют­ся не­о­спо­ри­мым фак­то­ром их на­деж­но­с­ти, главным аргументом, используемым специалистами при вы­бо­ре ти­па ав­то­са­мо­с­ва­ла.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2001