РЕЗИНОТРОСОВЫЕ ЛЕНТЫ STOMIL BELCHATOW S.A.

При­ме­не­ние кон­вей­ер­ных лент с вы­со­ко­проч­ны­ми кар­ка­са­ми из сталь­ных тро­сов поз­во­ля­ет транс­пор­ти­ро­вать ма­те­ри­а­лы на зна­чи­тель­ные рас­сто­я­ния с очень боль­шой про­из­во­ди­тель­но­с­тью.

Ре­зи­но­т­ро­со­вые кон­вей­ер­ные лен­ты со­сто­ят из за­щит­ных ре­зи­но­вых об­кла­док и ре­зи­но­во­го бор­та. Си­ло­вым кар­ка­сом лен­ты яв­ля­ет­ся ряд па­рал­лель­но уло­жен­ных оцин­ко­ван­ных ме­тал­ли­че­с­ких тро­сов, за­вул­ка­ни­зи­ро­ван­ных в ре­зи­ну.

В ре­зи­но­т­ро­со­вых лен­тах при­ме­ня­ют­ся два раз­ных ти­па ре­зи­ны для по­лу­че­ния тре­бу­е­мых свойств:

  •     вну­т­рен­ний слой, не­по­сред­ст­вен­но со­при­ка­са­ю­щий­ся с тро­са­ми, из­го­тов­лен из ре­зи­ны с вы­со­кой ад­ге­зи­ей по от­но­ше­нию к тро­сам;
  •     внеш­ние слои, яв­ля­ю­щи­е­ся об­клад­ка­ми лен­ты, про­из­во­дят из ре­зи­ны с со­от­вет­ст­ву­ю­щей стой­ко­с­тью на ис­ти­ра­ние и про­бои и дру­ги­ми па­ра­ме­т­ра­ми, ха­рак­тер­ны­ми для это­го ти­па лент.

Сталь­ной кар­кас мо­жет быть до­пол­ни­тель­но уп­роч­нен за­щит­ны­ми сло­я­ми, за­да­чей ко­то­рых яв­ля­ет­ся уве­ли­че­ние со­про­тив­ля­е­мо­с­ти на про­бо­и­ны и по­ре­зы. Эти за­щит­ные про­клад­ки мо­гут рас­по­ла­гать­ся од­но­сто­рон­не над кар­ка­сом или по обе­им его сто­ро­нам.

Ос­нов­ные пре­иму­ще­ст­ва лент со сталь­ны­ми тро­са­ми (по срав­не­нию с ре­зи­нот­ка­не­вы­ми лен­та­ми):

  •     боль­шая проч­ность при мень­ших до­пу­с­ти­мых ди­а­ме­т­рах ба­ра­ба­нов;
  •     бо­лее низ­кое (при­мер­но в 5 раз) уп­ру­го­ст­ное уд­ли­не­ние, поз­во­ля­ю­щее мон­ти­ра­вать длин­ные кон­вей­е­ры с от­но­си­тель­но ко­рот­ки­ми тя­го­вы­ми пу­тя­ми;
  •     бо­лее низ­кое по­сто­ян­ное уд­ли­не­ние;
  •     воз­мож­ность по­лу­че­ния глу­бо­ко­го же­ло­ба (угол же­ло­ба 60–70 гра­ду­сов);
  •     низ­кие рас­хо­ды на кон­сер­ва­цию и ре­монт;
  •     боль­шая проч­ность лент то­же при ко­рот­ких кон­вей­е­рах;
  •     от­но­си­тель­но лег­кое и эко­но­ми­че­с­ки оп­рав­дан­ное вос­ста­нов­ле­ние, ког­да тро­сы не по­вреж­де­ны;
  •     во­да, про­ни­ка­ю­щая в стер­жень че­рез по­вреж­де­ния об­лож­ки, мо­жет рас­про­ст­ра­нять­ся толь­ко вдоль тро­сов, бла­го­да­ря че­му не про­ис­хо­дит рас­сло­е­ние лен­ты, ха­рак­тер­ное для ре­зи­нот­ка­не­вых лент.

«Сто­миль Бел­ха­тов» при­ме­ня­ет для про­из­вод­ст­ва лент сталь­ные тро­сы из оцин­ко­ван­ной вы­со­ко­уг­ле­ро­ди­с­той сталь­ной про­во­ло­ки проч­но­с­тью до­сти­га­ю­щей 2200 МПа.

За­вод про­из­во­дит лен­ты с тро­са­ми проч­но­с­тью от 800 до 5400 кН/м и ши­ри­ной от 800 до 2400 мм.

В за­ви­си­мо­с­ти от на­зна­че­ния за­во­дом про­из­во­дят­ся сле­ду­ю­щие ви­ды ре­зи­но­т­ро­со­вых лент:

общего назначения:

  •     (ка­те­го­рии X, Y, W) – пред­наз­на­чен­ные для транс­пор­ти­ров­ки сы­пу­чих, гра­ну­ли­ро­ван­ных и вы­со­ко­аб­ра­зив­ных ма­те­ри­а­лов при тем­пе­ра­ту­ре ок­ру­жа­ю­щей сре­ды от –45°С до +60°С.
  • Специального назначения:
  •     труд­но­вос­пла­ме­ня­ю­щи­е­ся, ка­те­го­рия К (DIN 22131 – “K”) – для пе­ре­воз­ки не­го­рю­чих ма­те­ри­а­лов в по­жа­ро­опас­ной и взры­во­опас­ной сре­де;
  •     труд­нос­го­ра­е­мые, ка­те­го­рия TГ (DIN 22131 – “V”) – для пе­ре­воз­ки го­рю­чих ма­те­ри­а­лов в по­жа­ро­опас­ной и взры­во­опас­ной сре­де. В мар­те 2001 го­да «Сто­миль Бел­ха­тов» по­лу­чил раз­ре­ше­ние Гос­гор­тех­над­зо­ра Рос­сии на при­ме­не­ние ре­зи­но­т­ро­со­вых лент в под­зем­ных шах­тах;
  •     теп­ло­стой­кие, ка­те­го­рия Т 120 (DIN 22131 – “T”) – для пе­ре­воз­ки го­ря­чих ма­те­ри­а­лов с тем­пе­ра­ту­рой до 150°С;
  •     мо­ро­зо­стой­кие, ка­те­го­рия R (DIN 22131 – “R”) – для пе­ре­воз­ки ма­те­ри­а­лов при тем­пе­ра­ту­ре ок­ру­жа­ю­щей сре­ды до ми­нус 60°С.

Учи­ты­вая, что во вре­мя транс­пор­ти­ров­ки го­ря­чих ма­те­ри­а­лов рез­ко воз­ра­с­та­ет из­нос кон­вей­ер­ных лент и зна­чи­тель­но со­кра­ща­ет­ся срок их экс­плу­а­та­ции, СТО­МИЛЬ БЕЛ­ХА­ТОВ го­то­вит­ся к вы­пу­с­ку ре­зи­но­т­ро­со­вой лен­ты ка­те­го­рии Т 180 (DIN 22131-T) для транс­пор­ти­ров­ки ма­те­ри­а­лов с тем­пе­ра­ту­рой до 200°С, раз­ра­бот­ка ко­то­рой за­кан­чи­ва­ет­ся на за­во­де в на­сто­я­щее вре­мя.

Как из­ве­ст­но, сте­пень из­ме­не­ния ме­ха­ни­че­с­ких свойств ре­зи­ны от тем­пе­ра­ту­ры от­чет­ли­во ме­ня­ет­ся по тол­щи­не лен­ты. При этом па­ра­ме­т­ры ре­зи­ны зна­чи­тель­но ухуд­ша­ют­ся в по­верх­но­ст­ном слое, а в глу­би­не эти зна­че­ния сни­жа­ют­ся не­зна­чи­тель­но.

Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что сте­пень на­гре­ва лен­ты за­ви­сит от мно­гих фак­то­ров: тем­пе­ра­ту­ры ок­ру­жа­ю­щей сре­ды и ма­те­ри­а­ла, ве­ли­чи­ны ку­с­ков пе­ре­ме­ща­е­мо­го ма­те­ри­а­ла, дли­ны и ско­ро­сти кон­вей­е­ра, ох­лаж­де­ния.

Ра­бо­та­ю­щая в по­вы­шен­ной тем­пе­ра­ту­ре лен­та по­пе­ре­мен­но на­гре­ва­ет­ся и ох­лаж­да­ет­ся, а тем­пе­ра­ту­ра на ее по­верх­но­с­ти по­сте­пен­но рас­тет до до­сти­же­ния рав­но­вес­ной тем­пе­ра­ту­ры, ко­то­рая яв­ля­ет­ся раз­ной на по­верх­но­с­ти и вну­т­ри лен­ты.

Тем­пе­ра­ту­ра кар­ка­са за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры по­верх­но­с­ти лен­ты и сни­жа­ет­ся с рос­том тол­щи­ны об­клад­ки на 20–50°С.

Об­клад­ки за­щи­ща­ют кар­кас лен­ты и та­ким об­ра­зом в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни ре­ша­ет­ся во­прос ее дол­го­веч­но­с­ти. Из про­из­вод­ст­вен­но­го опы­та сле­ду­ет, что чем тол­ще не­су­щая об­клад­ка, тем боль­шее вре­мя она экс­плу­а­ти­ру­ет­ся при транс­пор­ти­ров­ке ма­те­ри­а­лов с по­вы­шен­ной тем­пе­ра­ту­рой. Об этом сле­ду­ет по­мнить при вы­бо­ре лент для оп­ре­де­лен­ных ус­ло­вий ра­бо­ты.

За 22 го­да сво­е­го су­ще­ст­во­ва­ния за­вод «Сто­миль Бэл­ха­тов А.О.» вы­пу­с­тил бо­лее 2000 км кон­вей­ер­ных ре­зи­но­т­ро­со­вых лент.

Ос­нов­ны­ми по­тре­би­те­ля­ми лент, про­из­ве­ден­ных за­во­дом, яв­ля­ют­ся пред­при­я­тия гор­но­руд­но­го ком­плек­са по до­бы­че бу­ро­го уг­ля, эле­к­т­ро­стан­ции, сре­ди ко­то­рых:

  •     раз­ре­зы бу­ро­го уг­ля в Поль­ше, Гер­ма­нии и Че­хии
  •     ка­мен­но­уголь­ные шах­ты и раз­ре­зы в Поль­ше, Рос­сии, Ук­ра­и­не и Ка­зах­ста­не;
  •     руд­ни­ки по до­бы­че же­лез­ных руд в Рос­сии и Ук­ра­и­не;
  •     мед­ные ка­рь­е­ры в Поль­ше;
  •     не­боль­шие пред­при­я­тия, про­из­во­дя­щие ре­зи­но­вые из­де­лия на ос­но­ве за­вод­ских по­лу­про­дук­тов и т.д.

Для пол­но­го удов­ле­тво­ре­ния кли­ен­тов за­вод рас­сма­т­ри­ва­ет каж­дый за­прос за­каз­чи­ка по кон­ст­рук­ции лен­ты, клас­су и тол­щи­не ре­зи­но­вых об­кла­док.

Мы счи­та­ем, что для то­го, что­бы го­то­вое из­де­лие дол­го и хо­ро­шо ра­бо­та­ло у по­тре­би­те­ля, про­из­во­ди­тель дол­жен вы­пол­нить че­ты­ре ус­ло­вия: при­ме­нять вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ное сы­рье, об­ла­дать со­от­вет­ст­ву­ю­щей тех­но­ло­ги­ей, со­вре­мен­ным обо­ру­до­ва­ни­ем и от­вет­ст­вен­ны­ми вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ны­ми ка­д­ра­ми.

Сто­миль Белхатов вы­пол­ня­ет все эти ус­ло­вия.   

Журнал "Горная Промышленность" №3 2001