Конвейерные ленты DUNLOP для предприятий горной промышленности

Кон­вей­ер­ные лен­ты на се­го­дняш­ний день яв­ля­ют­ся од­ной из глав­ных по­зи­ций ка­пи­та­ло­вло­же­ний пред­при­я­тий гор­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти, ис­поль­зу­ю­щих на транс­пор­те и до­став­ке гор­ной мас­сы кон­вей­ер­ные ус­та­нов­ки. По­это­му пра­виль­но вы­бран­ная для кон­крет­ных ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции лен­та яв­ля­ет­ся га­ран­ти­ей эф­фек­тив­ной ра­бо­ты кон­вей­е­ра и все­го пред­при­я­тия в це­лом.

 «Дан­лоп-Енер­ка» (да­лее DUNLOP) — ми­ро­вой ли­дер про­из­вод­ст­ва кон­вей­ер­ных лент. Осу­ще­ств­ляя ру­ко­вод­ст­во хол­дин­гом Уни­по­ли Енер­ка, DUNLOP име­ет про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­с­ти в Гол­лан­дии (го­ло­вной офис), Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, США и Ав­ст­ра­лии. При этом, по объ­е­мам вы­пу­с­ка кон­вей­ер­ных лент в США хол­динг за­ни­ма­ет вто­рое ме­с­то, а в Ав­ст­ра­лии — пер­вое ме­с­то.

На рын­ке стран СНГ DUNLOP пред­ла­га­ет гам­му лент прак­ти­че­с­ки для всех ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции:

1. Мно­го­про­кла­доч­ные лен­ты с тка­не­вым кар­ка­сом проч­но­с­тью до 3500 Н/мм. Дан­ные лен­ты груп­па про­из­во­дит в Гол­лан­дии, США и Ав­ст­ра­лии. Гол­ланд­ская фа­б­ри­ка «Дан­лоп-Енер­ка», яв­ля­ясь ос­нов­ным по­став­щи­ком по­доб­ных лент на ры­нок стран Со­дру­же­ст­ва, про­из­во­дит лен­ты на ос­но­ве про­грес­сив­но­го кар­ка­са: по­ли­эстр — ней­лон. По­ли­эстр по ос­но­ве обес­пе­чи­ва­ет не­зна­чи­тель­ное уд­ли­не­ние лент, ко­то­рое в 2 ра­за ни­же, чем у лент с тра­ди­ци­он­ны­ми кар­ка­са­ми ти­па БКНЛ, ТК, ТА, ТЛА и т.п. Ней­лон же, в свою оче­редь, обес­пе­чи­ва­ет хо­ро­шую же­лоб­ча­тость.

Для ма­ги­с­т­раль­ных кон­вей­е­ров DUNLOP пред­ла­га­ет спе­ци­аль­ные уси­лен­ные кон­ст­рук­ции лент, раз­ра­бо­тан­ные по тре­бо­ва­ни­ям За­каз­чи­ков. Для ря­да ГО­Ков по­став­ля­ют­ся лен­ты с по­вы­шен­ной проч­но­с­тью свя­зи (ад­ге­зи­ей), в 2 ра­за пре­вы­ша­ю­щие по­ка­за­те­ли норм ДИН, а так­же спе­ци­аль­ные сты­ко­воч­ные ма­те­ри­а­лы. Раз­ра­бо­тан­ная спе­ци­а­ли­с­та­ми DUNLOP тех­но­ло­гия сты­ков­ки вы­пу­с­ка­е­мых фир­мой лент про­ста и на­деж­на и пре­до­став­ля­ет­ся За­каз­чи­ку.

DUNLOP вы­пу­с­ка­ет лен­ты с тка­не­вым кар­ка­сом из­но­со­стой­ко­го, теп­ло­стой­ко­го, мас­ло-жи­ро­стой­ко­го, труд­но­вос­пла­ме­ня­ю­ще­го­ся и труд­но­го­рю­че­го ис­пол­не­ния, со­от­вет­ст­ву­ю­щие тре­бо­ва­ни­ям меж­ду­на­род­ных стан­дар­тов, вклю­чая рос­сий­ские. Каж­дое из вы­ше­ука­зан­ных ис­пол­не­ний име­ет от 3 до 8 ви­дов.

2. Ма­ло­из­ве­ст­ные в Рос­сии лен­ты с цель­нот­кан­ным мо­но­кар­ка­сом. Эти лен­ты име­ют боль­шой по­тен­ци­аль­ный ры­нок, т.к. они раз­ра­бо­та­ны спе­ци­аль­но для гор­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти и мо­гут при­ме­нять­ся как на от­кры­тых, так и на под­зем­ных гор­ных ра­бо­тах.

Кар­кас лен­ты про­из­вод­ст­ва бель­гий­ско­го за­во­да груп­пы из­го­тав­ли­ва­ет­ся в рай­о­не лиль­ских тка­чей по осо­бой тех­но­ло­гии и мо­жет до­сти­гать тол­щи­ны до 15 мм. Пре­иму­ще­ст­ва та­ких лент — по­вы­шен­ная амор­ти­за­ция удар­ным на­груз­кам; бо­лее вы­со­кое, по срав­не­нию со все­ми дру­ги­ми ви­да­ми лент, со­про­тив­ле­ние по­ре­зам; очень низ­кое от­но­си­тель­ное уд­ли­не­ние под ра­бо­чей на­груз­кой, что очень важ­но для ус­ло­вий шахт, в свя­зи с ог­ра­ни­че­ни­ем хо­да на­тяж­ных стан­ций. По­след­нее поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать эти лен­ты на не­ко­то­рых шах­тах как гру­зо-люд­ские. Лен­ты об­ла­да­ют от­лич­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми по труд­но­го­рю­че­с­ти и на­шли ши­ро­кое при­ме­не­ние на уголь­ных и слан­це­вых шах­тах.

Сты­ков­ка та­ких лент мо­жет быть вы­пол­не­на ско­ба­ми или го­ря­чим спо­со­бом для тя­же­ло­на­гру­жен­ных, на­при­мер, ма­ги­с­т­раль­ных кон­вей­е­ров. При сты­ков­ке лен­та с двух кон­цов на­ре­за­ет­ся елоч­кой на всю тол­щи­ну, раз­де­лан­ные кон­цы со­еди­ня­ют­ся друг с дру­гом и за­тем вул­ка­ни­зи­ру­ют­ся прес­сом, при­ме­ня­е­мым для сты­ков­ки обыч­ных мно­го­про­кла­доч­ных лент. Сты­ков­ка и обу­че­ние пер­со­на­ла пред­при­я­тия про­во­дят­ся спе­ци­а­ли­с­та­ми фир­мы на ме­с­те.

Пред­при­я­тия, име­ю­щие опыт экс­плу­а­та­ции та­ких лент в Рос­сии, по­сте­пен­но ме­ня­ют парк мно­го­про­кла­доч­ных лент на тя­же­лых уча­ст­ках на лен­ты дан­но­го ти­па. Кар­кас та­кой лен­ты из по­ли­эстр-ней­ло­на уси­лен свер­ху и сни­зу хлоп­ча­то­бу­маж­ны­ми ни­тя­ми-бре­ке­ра­ми, сот­кан­ны­ми сов­ме­ст­но с кар­ка­сом, и про­пи­ты­ва­ет­ся по­ли­ви­нилх­ло­ри­дом (ПВХ). По­след­нее при­да­ет лен­те вы­со­кие ме­ха­ни­че­с­кие свой­ст­ва и обес­пе­чи­ва­ет дли­тель­ный срок служ­бы. На про­пи­тан­ный кар­кас на­но­сят­ся об­клад­ки и бор­та ли­бо из ПВХ тре­бу­е­мо­го ка­че­ст­ва (ВИ­НИ­ПЛАСТ), ли­бо из ре­зи­ны (ВИ­НИ­ГУМ), при­ме­ня­е­мой так­же для мно­го­про­кла­доч­ных лент. По­доб­ные лен­ты мо­гут ис­поль­зо­вать­ся при тем­пе­ра­ту­рах от -10° С до +80 °С.

Дан­ная лен­та от­лич­но за­ре­ко­мен­до­ва­ла се­бя в эле­ва­тор­ном ис­пол­не­нии.

3. Ре­зи­но­т­ро­со­вые лен­ты проч­но­с­тью до 7000 Н/мм, вы­пу­с­ка­е­мые на ан­г­лий­ском за­во­де ком­па­нии, об­ла­да­ют все­ми ка­че­ст­ва­ми ре­зи­но­вых об­кла­док, ко­то­рые бы­ли ука­за­ны вы­ше.

Груп­па мо­жет из­го­то­вить лен­ты с по­пе­реч­ным ме­тал­ло- или тек­с­тиль­ным бре­ке­ром. Мо­биль­ная Си­с­те­ма «Ай-Ку» ан­г­лий­ско­го про­из­вод­ст­ва поз­во­ля­ет ав­то­ма­ти­че­с­ки ос­та­нав­ли­вать кон­вей­ер во вре­мя по­вреж­де­ния, а так­же вы­да­вать опе­ра­то­ру ин­фор­ма­цию о со­сто­я­нии тро­сов в лен­те и сты­ке.

4. Шахт­ные двух­про­кла­доч­ные лен­ты «Майн стар» гол­ланд­ско­го про­из­вод­ст­ва, хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­шие се­бя в уголь­ном бас­сей­не Ру­ра и на мно­гих ев­ро­пей­ских шах­тах. В Рос­сии этот тип лен­ты из­ве­с­тен как лен­та Фау. Лен­та про­ста в сты­ков­ке и экс­плу­а­та­ции.

5. Про­филь­ные лен­ты ти­па «Ше­в­рон» и «Вы­со­кий Ше­в­рон» раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций, име­ю­щие про­филь, при­вул­ка­ни­зи­ро­ван­ный к лен­те во вре­мя ее про­из­вод­ст­ва. Лен­ты пред­наз­на­че­ны для кон­вей­е­ров, ра­бо­та­ю­щих на ук­ло­нах с уг­ла­ми транс­пор­ти­ров­ки по­ро­ды до 40 гра­ду­сов.

6. Лен­ты «Фер­ро­флекс» гол­ланд­ско­го про­из­вод­ст­ва с кар­ка­сом из ла­ту­ни­ро­ван­ных тро­си­ков ма­ло­го ди­а­ме­т­ра, пе­ре­пле­тен­ных в ви­де ры­ба­чь­ей се­ти. Этот тип лент об­ла­да­ет проч­но­с­тью до 2000 Н/мм и не­за­ме­ним на сверх­про­тя­жен­ных кон­вей­е­рах с тя­же­лы­ми ус­ло­ви­я­ми за­груз­ки. Они мо­гут слу­жить аль­тер­на­ти­вой всем вы­ше­пе­ре­чис­лен­ным лен­там. Уни­каль­ной осо­бен­но­с­тью этих лент яв­ля­ет­ся по­вы­шен­ная стой­кость кар­ка­са к вы­со­ким тем­пе­ра­ту­рам. Да­же при по­вреж­де­нии ра­бо­чей об­клад­ки (про­жо­ге) транс­пор­ти­ру­е­мый ма­те­ри­ал по­па­да­ет на мел­ко­яче­и­с­тую сет­ку ме­тал­ло­кар­ка­са, а лен­та мо­жет про­дол­жать ра­бо­ту до ре­мон­та.

Все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные лен­ты име­ют шахт­ные мо­ди­фи­ка­ции и до­ста­точ­но ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся на шах­тах Рос­сии и Ук­ра­и­ны.

Для пред­при­я­тий гор­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти, осу­ще­ств­ля­ю­щих тех­но­ло­ги­че­с­кие про­цес­сы по тер­ми­че­с­кой об­ра­бот­ке ма­те­ри­а­ла (на­при­мер, про­из­вод­ст­во ока­ты­шей), DUNLOP по­став­ля­ет по­ми­мо лен­ты «Фер­ро­флекс» ре­зи­нот­ка­не­вые и ре­зи­но­т­ро­со­вые лен­ты с теп­ло­стой­ки­ми об­клад­ка­ми трех ви­дов: БЕ­ТА­ХИТ, СТАР­ХИТ и ДЕЛ­ТА­ХИТ. Обо­зна­че­ние об­кла­док при­ве­де­но в по­сле­до­ва­тель­но­с­ти уве­ли­че­ния теп­ло­стой­ко­с­ти. Так БЕ­ТА­ХИТ мо­жет ис­поль­зо­вать­ся при пи­ко­вых тем­пе­ра­ту­рах ма­те­ри­а­ла до 170° С, а СТАР­ХИТ со­от­вет­ст­вен­но до 200° С. Эти лен­ты так­же об­ла­да­ют хо­ро­шей стой­ко­с­тью к аг­рес­сив­ным сре­дам. В ча­ст­но­с­ти, мо­гут транс­пор­ти­ро­вать­ся ма­те­ри­а­лы, об­ра­бо­тан­ные сер­ной кис­ло­той или ее со­дер­жа­щие.

Осо­бое ме­с­то в ря­ду теп­ло­стой­ких лент за­ни­ма­ет лен­та ДЕЛ­ТА­ХИТ. Эти сверх­теп­ло­стой­кие об­клад­ки яв­ля­ют­ся уни­каль­ны­ми и пре­вос­хо­дят тре­бо­ва­ния всех су­ще­ст­ву­ю­щих стан­дар­тов. Лен­ты на ос­но­ве ДЕЛ­ТА­ХИТ спо­соб­ны транс­пор­ти­ро­вать ма­те­ри­ал с ку­с­ка­ми крас­но­го ка­ле­ния с пи­ко­вой тем­пе­ра­ту­рой до + 400° С и вы­ше. Дан­ные лен­ты хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­ва­ли се­бя на ме­тал­лур­ги­че­с­ких ком­би­на­тах (на­при­мер, НЛМК).

Как и по­ло­же­но ли­де­ру, DUNLOP про­из­во­дит лен­ты для всех ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции и по­став­ля­ет их на мно­гие пред­при­я­тия ми­ра и Рос­сии. Цель и по­ли­ти­ка, про­во­ди­мая DUNLOP, — это не толь­ко про­да­жа лент, а, точ­нее, не столь­ко про­да­жа лент. На­ша по­ли­ти­ка на­прав­ле­на на ин­тен­сив­ное об­слу­жи­ва­ние За­каз­чи­ков.

По­лу­чая за­прос от За­каз­чи­ка, мы хо­те­ли бы знать тех­ни­че­с­кие ха­рак­те­ри­с­ти­ки кон­вей­е­ров, на ко­то­рые пред­по­ла­га­ет­ся на­ве­сить на­шу лен­ту, что­бы про­из­ве­с­ти не­об­хо­ди­мые рас­че­ты и вы­дать За­каз­чи­ку на­ши ре­ко­мен­да­ции, при не­об­хо­ди­мо­с­ти по­се­тить пред­при­я­тие. Кон­вей­ер — это не толь­ко лен­та, это ком­плекс, свя­зы­ва­ю­щий во­еди­но при­вод, очи­ст­ное обо­ру­до­ва­ние и т.д.

DUNLOP — это преж­де все­го ка­че­ст­во. По­это­му для нас ва­жен про­цесс экс­плу­а­та­ции по­став­лен­ной лен­ты. Мы ста­ра­ем­ся не те­рять кон­так­та с За­каз­чи­ком и от­сле­жи­вать ра­бо­ту лент, при­ни­мать во вни­ма­ние мне­ние и за­ме­ча­ния экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков.

Сум­ми­руя вы­ше­из­ло­жен­ное, мож­но ска­зать, что как ре­корд­с­мен ми­ра — го­ноч­ный ав­то­мо­биль «Траст» со­про­из­вод­ст­ва од­ной из фирм ком­па­нии DUNLOP, раз­ви­ва­ю­щий ско­рость 1140 км/час, лен­ты «Dunlop» смо­т­рят в бу­ду­щее.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2000