KOMATSU: новые карьерные автосамосвалы грузоподъемностью от 36.5 до 60 т

М.Н.Котровский, ст. научн. сотр., НПК «Гемос»

Фир­ма KOMATSU пред­ло­жи­ла на рын­ке гор­но-транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния кон­ст­рук­тив­но со­вер­шен­ные ав­то­са­мо­с­ва­лы не толь­ко гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 91–105 т (о ко­то­рых мы пи­са­ли в ГП № 5‘99), но и мень­ше­го клас­са. Мо­дель­ный ряд ка­рь­ер­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов, от­ве­ча­ю­щих са­мым со­вре­мен­ным тре­бо­ва­ни­ям, предъ­яв­ля­е­мым к транс­порт­но­му обо­ру­до­ва­нию ка­рь­е­ров, по­пол­нил­ся ав­то­са­мо­с­ва­ла­ми HD325-6, HD405-6, HD465-5 и HD605-5 гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 36.5; 40; 55 и 60 т со­от­вет­ст­вен­но. HD-325-6 и HD405-6 ос­на­ще­ны мощ­ны­ми эко­ло­ги­че­с­ки ща­дя­щи­ми 6-ци­лин­д­ро­вы­ми ди­зель­ны­ми дви­га­те­ля­ми Komatsu SAA6D140E с ра­бо­чим объ­е­мом ци­лин­д­ров 15.23 л, раз­ви­ва­ю­щи­ми мощ­ность 508 л.с. с пря­мым впры­с­ком топ­ли­ва, тур­бо­над­ду­вом и эле­к­трон­ной си­с­те­мой уп­рав­ле­ния, ав­то­са­мо­с­ва­лы HD465-5 и HD605-5 ос­на­ще­ны так­же эко­ло­ги­че­с­ки ща­дя­щи­ми дви­га­те­ля­ми Komatsu SAA6D170E с ра­бо­чим объ­е­мом ци­лин­д­ров 23.15 л и мощ­но­с­тью 739 л.с.

Вы­пу­с­ком этих мо­де­лей фир­ма KOMATSU про­дол­жа­ет стра­те­ги­че­с­кую ли­нию по со­зда­нию но­вых ав­то­са­мо­с­ва­лов, обес­пе­чи­ва­ю­щих не толь­ко боль­шую про­из­во­ди­тель­ность ка­рь­ер­но­го транс­пор­та, но и вы­со­кую бе­зо­пас­ность, ком­форт­ность и низ­кую се­бе­с­то­и­мость их экс­плу­а­та­ции в лю­бых до­рож­но-экс­плу­а­та­ци­он­ных ус­ло­ви­ях ка­рь­е­ров. За­ло­гом ус­пеш­ной ре­а­ли­за­ции та­кой ли­нии яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние на ав­то­са­мо­с­ва­лах 4-х рас­сма­т­ри­ва­е­мых мо­де­лей та­ко­го же на­бо­ра но­вей­ших кон­ст­рук­тив­но-тех­ни­че­с­ких ре­ше­ний, как и при со­зда­нии ав­то­са­мо­с­ва­лов боль­шой гру­зо­подъ­ем­но­с­ти. Этот на­бор вклю­ча­ет:

  •    пол­но­стью ав­то­ма­ти­че­с­кую 7-ско­ро­ст­ную фир­мен­ную ги­д­ро­ме­ха­ни­че­с­кую транс­мис­сию ти­па K-ATOMiCS, обес­пе­чи­ва­ю­щую бе­зу­дар­ное пе­ре­клю­че­ние пе­ре­дач и вы­бор оп­ти­маль­ной пе­ре­да­чи в лю­бых до­рож­ных ус­ло­ви­ях;
  •    мно­го­ди­с­ко­вый за­мед­ли­тель дви­же­ния ав­то­са­мо­с­ва­ла, вмон­ти­ро­ван­ный в зад­ние ко­ле­са, и до­пол­ни­тель­ный за­мед­ли­тель на прин­ци­пе вы­хлоп­ных га­зов, по­вы­ша­ю­щий эф­фект за­мед­ле­ния на 30%  (толь­ко для мо­де­лей HD405 и HD605), обес­пе­чи­ва­ю­щие бе­зо­пас­ное, с бо­лее вы­со­кой ско­ро­стью дви­же­ние транс­пор­та под ук­лон;
  •    не­за­ви­си­мую под­ве­с­ку пе­ред­них ко­лес ти­па Мак­фер­сон с ги­д­ро­пнев­ма­ти­че­с­ки­ми амор­ти­за­то­ра­ми, обес­пе­чи­ва­ю­щи­ми мяг­кое и ус­той­чи­вое без бо­ко­во­го рас­ка­чи­ва­ния дви­же­ние ав­то­са­мо­с­ва­ла по ка­рь­ер­ным до­ро­гам и ми­ни­маль­ный ра­ди­ус его по­во­ро­та;
  •    ис­клю­чи­тель­но низ­кое рас­по­ло­же­ние цен­т­ра тя­же­с­ти ав­то­са­мо­с­ва­ла при ши­ро­кой ко­лее и сверх­длин­ной ко­лес­ной ба­зе, обес­пе­чи­ва­ю­щие вы­со­кие ско­ро­сти дви­же­ния по ка­рь­ер­ным до­ро­гам;
  •    ре­гу­ли­ру­е­мые те­ле­ско­пи­че­с­кую ру­ле­вую ко­лон­ку и ра­бо­чее крес­ло во­ди­те­ля в ка­би­не с па­но­рам­ным ос­тек­ле­ни­ем, со­зда­ю­щие ус­ло­вия для его ком­форт­ной ра­бо­ты и на­деж­но­го уп­рав­ле­ния все­ми опе­ра­ци­я­ми ав­то­са­мо­с­ва­ла;
  •    ку­зов V-об­раз­ной фор­мы с V-об­раз­ным про­фи­лем дни­ща, ко­то­рый уве­ли­чи­ва­ет его проч­ность и на­деж­но цен­т­ри­ру­ет на­сы­пан­ный груз от­но­си­тель­но про­доль­ной его оси;
  •    при­ме­не­ние но­вой мар­ки ста­ли (со­здан­ной япон­ски­ми ме­тал­лур­га­ми) твер­до­с­тью 500 един. по шка­ле Бри­не­ля для из­го­тов­ле­ния ку­зо­ва ав­то­са­мо­с­ва­лов мо­де­лей HD405-6 и HD605-5, по­вы­ша­ю­щей его из­но­со­стой­кость и срок служ­бы;
  •    мо­ни­тор­ную си­с­те­му, ин­фор­ми­ру­ю­щую во­ди­те­ля о лю­бой не­нор­маль­но­с­ти в двух уров­нях: пре­ду­пре­ди­тель­ный и пре­да­ва­рий­ный (кри­ти­че­с­кий), и де­ла­ю­щую экс­плу­а­та­цию этих мо­де­лей бо­лее на­деж­ной и бе­зо­пас­ной по срав­не­нию с  ав­то­са­мо­с­ва­ла­ми, не обо­ру­до­ван­ны­ми та­кой си­с­те­мой.

Вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные тех­ни­че­с­кие ре­ше­ния ха­рак­те­ри­зу­ют кон­ст­рук­цию ав­то­са­мо­с­ва­лов HD325-6, HD405-6, HD465-5 и HD605-5 стан­дарт­ной ком­плек­та­ции. Од­на­ко в це­лях по­вы­ше­ния экс­плу­а­та­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­с­кой цен­но­с­ти и при­вле­ка­тель­но­с­ти ав­то­са­мо­с­ва­лов всех че­ты­рех мо­де­лей фир­ма KOMATSU пред­ла­га­ет ос­на­щать их по за­ка­зу по­ку­па­те­ля ком­плек­сом до­пол­ни­тель­ных ус­т­ройств, ме­ха­низ­мов и кон­ст­рук­тив­ных ре­ше­ний, вклю­ча­ю­щим:

  •    си­с­те­му за­по­ми­на­ния и счи­ты­ва­ния по­рей­со­во­го и сум­мар­но­го объ­е­ма гру­за, до­став­лен­но­го каж­дым ав­то­са­мо­с­ва­лом, поз­во­ля­ю­щую за­не­с­ти на кар­ту па­мя­ти ин­фор­ма­цию о 2900 его ра­бо­чих рей­сах для по­сле­ду­ю­щей ее об­ра­бот­ки на ком­пью­те­ре;
  •    эле­к­трон­ный дис­плей си­с­те­мы мо­ни­то­рин­го­во­го на­блю­де­ния за со­сто­я­ни­ем ра­бо­чих аг­ре­га­тов и уз­лов ав­то­са­мо­с­ва­лов;
  •   за­мед­ли­тель на прин­ци­пе вы­хлоп­ных га­зов (для мо­де­лей HD325 и HD465), обес­пе­чи­ва­ю­щий по­вы­ше­ние на 30% эф­фек­та за­мед­ле­ния дви­же­ния ав­то­са­мо­с­ва­ла под ук­лон с вы­со­кой и бе­зо­пас­ной ско­ро­стью;
  •    ав­то­ма­ти­че­с­ки под­ст­ра­и­ва­е­мую трех­ре­жим­ную под­ве­с­ку, обес­пе­чи­ва­ю­щую со­от­вет­ст­ву­ю­щую на­груз­ке и со­сто­я­нию до­ро­ги же­ст­кость под­ве­с­ки и ком­форт­ные ус­ло­вия для во­ди­те­ля;
  •    си­с­те­му ав­то­ма­ти­че­с­кой бло­ки­ров­ки тор­мо­зов (ABS), пре­ду­преж­да­ю­щую бло­ки­ро­ва­ние ко­лес и бо­ко­вой за­нос (в ре­жи­ме юза) ав­то­са­мо­с­ва­ла при дви­же­нии его по скольз­кой и из­ви­ли­с­той до­ро­ге (рис. 1).

Эти мо­де­ли ав­то­са­мо­с­ва­лов по­став­ля­ют­ся не толь­ко со стан­дарт­ным ку­зо­вом, вы­пол­нен­ным из сплош­ных ли­с­тов ме­тал­ла (без уси­ле­ния ре­б­ра­ми же­ст­ко­с­ти), но и со спе­ци­аль­ны­ми ку­зо­ва­ми (рис. 2). Стан­дарт­ный ку­зов (рис. 2а) по сво­ей кон­ст­рук­ции пред­наз­на­чен для пе­ре­воз­ки лег­ких, связ­ных и сы­пу­чих гор­ных по­род ти­па глин, пе­с­ков и гра­вия. Для пе­ре­воз­ки бо­лее тя­же­лых и аб­ра­зив­ных ма­те­ри­а­лов — скаль­ных по­род, руд раз­лич­ных ме­тал­лов и т.п., как на гор­но­до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­ти­ях, так и в про­мы­ш­лен­ном и граж­дан­ском стро­и­тель­ст­ве, пред­ла­га­ет­ся скаль­ный ку­зов (рис. 2б). Ку­зов по всей по­верх­но­с­ти, вклю­чая за­щит­ный ко­зы­рек, уси­лен ре­б­ра­ми же­ст­ко­с­ти, из­го­тав­ли­ва­е­мы­ми из ста­ли твер­до­с­тью 200 ед. (по Бри­не­лю). И, на­ко­нец, для пе­ре­воз­ки круп­ных бло­ков штуч­но­го кам­ня от ка­рь­е­ров до пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щих це­хов пред­ла­га­ет­ся ку­зов (рис. 2в), на дни­ще ко­то­ро­го за­креп­ле­на сет­ка из ре­зи­но­вых по­лос,  по­вы­ша­ю­щих ко­эф­фи­ци­ент сцеп­ле­ния ка­мен­но­го бло­ка и пре­дот­вра­ща­ю­щих его пе­ре­ме­ще­ние в ку­зо­ве при пе­ре­воз­ках. Ко­зы­рек и бор­та та­ко­го ку­зо­ва уси­ле­ны ме­тал­ли­че­с­ки­ми ре­б­ра­ми же­ст­ко­с­ти, как в ва­ри­ан­те ку­зо­ва 2б.

Об­щая от­ли­чи­тель­ная осо­бен­ность но­вых мо­де­лей ав­то­са­мо­с­ва­лов KOMATSU со­сто­ит еще в том, что их ку­зо­ва из­го­тав­ли­ва­ют­ся из сталь­но­го ли­с­то­во­го про­ка­та твер­до­с­тью 500 ед. (по Бри­не­лю), на 25% боль­шей, чем у ра­нее вы­пу­щен­ных мо­де­лей. Мар­ка ста­ли та­кой твер­до­с­ти обыч­но ис­поль­зу­ет­ся для из­го­тов­ле­ния ре­жу­щих кро­мок ков­шей и зу­бь­ев зем­ле­рой­ных ма­шин. Та­кое со­вер­шен­ст­во­ва­ние при­ве­ло к уве­ли­че­нию сро­ка экс­плу­а­та­ции ку­зо­ва и сни­же­нию экс­плу­а­та­ци­он­ных рас­хо­дов на транс­порт в це­лом.

По дан­ным срав­ни­тель­ных ис­пы­та­ний фир­мы KOMATSU тех­ни­че­с­кая (ча­со­вая) про­из­во­ди­тель­ность ав­то­са­мо­с­ва­лов мо­де­ли HD605-5 на 16% вы­ше, чем HD465-5, про­из­во­ди­тель­ность HD405-6 на 13% вы­ше, чем HD325-6.

Рас­смо­т­рен­ные мо­де­ли ав­то­са­мо­с­ва­лов име­ют ряд экс­плу­а­та­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­с­ких пре­иму­ществ пе­ред ана­ло­га­ми дру­гих фирм. К ним от­но­сят­ся:

  •    мяг­кое и ус­той­чи­вое, без рас­ка­чи­ва­ний дви­же­ние и на­и­мень­шие ра­ди­у­сы по­во­ро­та, со­став­ля­ю­щие по пе­ред­не­му внеш­не­му ко­ле­су 7.2 м (у HD325-6 и HD405-6) и 8.5 м (у HD465 5 и HD605-5), вслед­ст­вие при­ме­не­ния за­па­тен­то­ван­ной KOMATSU под­ве­с­ки пе­ред­них ко­лес и си­с­те­мы ав­то­ма­ти­че­с­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ре­жи­ма ее экс­плу­а­та­ции;
  •    по­вы­шен­ная на­деж­ность и дол­го­веч­ность транс­мис­сии вслед­ст­вие экс­плу­а­та­ции ав­то­са­мо­с­ва­ла с бе­зу­дар­ным пе­ре­клю­че­ни­ем пе­ре­дач, обес­пе­чи­ва­е­мым со­здан­ной KOMATSU ав­то­ма­ти­че­с­кой си­с­те­мой K-ATOMiCS;
  •    воз­мож­ность ос­на­ще­ния ав­то­са­мо­с­ва­ла ку­зо­ва­ми раз­лич­но­го на­зна­че­ния: стан­дарт­ным для пе­ре­воз­ки лег­ких сы­пу­чих мел­ко­ку­с­ко­вых гор­ных по­род, ку­зо­вом для скаль­ных и тя­же­лых гор­ных по­род и ку­зо­вом для пе­ре­воз­ки бло­ков пиль­но­го и штуч­но­го кам­ня;
  •    ши­ро­кий на­бор до­пол­ни­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния и ус­т­ройств, по­вы­ша­ю­щих экс­плу­а­та­ци­он­ную на­деж­ность ка­рь­ер­но­го ав­то­транс­пор­та и сни­жа­ю­щих в ко­неч­ном ито­ге рас­хо­ды на его со­дер­жа­ние;
  •    при­ме­не­ние для из­го­тов­ле­ния ав­то­са­мо­с­ва­ла сталь­но­го про­ка­та по­вы­шен­ной твер­до­с­ти 500 ед. по шка­ле Бри­не­ля (на 25% вы­ше, чем у ра­нее вы­пу­щен­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов), что обес­пе­чи­ва­ет уве­ли­че­ние сро­ка служ­бы ку­зо­ва и сни­же­ние экс­плу­а­та­ци­он­ных рас­хо­дов на транс­пор­ти­ро­ва­ние гор­ных по­род в ка­рь­е­ре. 

Журнал "Горная Промышленность" №6 1999