KOMATSU: новые карьерные автосамосвалы грузоподъемностью от 36.5 до 60 т
Фирма KOMATSU предложила на рынке горно-транспортного оборудования конструктивно совершенные автосамосвалы не только грузоподъемностью 91–105 т (о которых мы писали в ГП № 5‘99), но и меньшего класса. Модельный ряд карьерных автосамосвалов, отвечающих самым современным требованиям, предъявляемым к транспортному оборудованию карьеров, пополнился автосамосвалами HD325-6, HD405-6, HD465-5 и HD605-5 грузоподъемностью 36.5; 40; 55 и 60 т соответственно. HD-325-6 и HD405-6 оснащены мощными экологически щадящими 6-цилиндровыми дизельными двигателями Komatsu SAA6D140E с рабочим объемом цилиндров 15.23 л, развивающими мощность 508 л.с. с прямым впрыском топлива, турбонаддувом и электронной системой управления, автосамосвалы HD465-5 и HD605-5 оснащены также экологически щадящими двигателями Komatsu SAA6D170E с рабочим объемом цилиндров 23.15 л и мощностью 739 л.с.
Выпуском этих моделей фирма KOMATSU продолжает стратегическую линию по созданию новых автосамосвалов, обеспечивающих не только большую производительность карьерного транспорта, но и высокую безопасность, комфортность и низкую себестоимость их эксплуатации в любых дорожно-эксплуатационных условиях карьеров. Залогом успешной реализации такой линии является применение на автосамосвалах 4-х рассматриваемых моделей такого же набора новейших конструктивно-технических решений, как и при создании автосамосвалов большой грузоподъемности. Этот набор включает:
- полностью автоматическую 7-скоростную фирменную гидромеханическую трансмиссию типа K-ATOMiCS, обеспечивающую безударное переключение передач и выбор оптимальной передачи в любых дорожных условиях;
- многодисковый замедлитель движения автосамосвала, вмонтированный в задние колеса, и дополнительный замедлитель на принципе выхлопных газов, повышающий эффект замедления на 30% (только для моделей HD405 и HD605), обеспечивающие безопасное, с более высокой скоростью движение транспорта под уклон;
- независимую подвеску передних колес типа Макферсон с гидропневматическими амортизаторами, обеспечивающими мягкое и устойчивое без бокового раскачивания движение автосамосвала по карьерным дорогам и минимальный радиус его поворота;
- исключительно низкое расположение центра тяжести автосамосвала при широкой колее и сверхдлинной колесной базе, обеспечивающие высокие скорости движения по карьерным дорогам;
- регулируемые телескопическую рулевую колонку и рабочее кресло водителя в кабине с панорамным остеклением, создающие условия для его комфортной работы и надежного управления всеми операциями автосамосвала;
- кузов V-образной формы с V-образным профилем днища, который увеличивает его прочность и надежно центрирует насыпанный груз относительно продольной его оси;
- применение новой марки стали (созданной японскими металлургами) твердостью 500 един. по шкале Бринеля для изготовления кузова автосамосвалов моделей HD405-6 и HD605-5, повышающей его износостойкость и срок службы;
- мониторную систему, информирующую водителя о любой ненормальности в двух уровнях: предупредительный и предаварийный (критический), и делающую эксплуатацию этих моделей более надежной и безопасной по сравнению с автосамосвалами, не оборудованными такой системой.
Вышеперечисленные технические решения характеризуют конструкцию автосамосвалов HD325-6, HD405-6, HD465-5 и HD605-5 стандартной комплектации. Однако в целях повышения эксплуатационно-технологической ценности и привлекательности автосамосвалов всех четырех моделей фирма KOMATSU предлагает оснащать их по заказу покупателя комплексом дополнительных устройств, механизмов и конструктивных решений, включающим:
- систему запоминания и считывания порейсового и суммарного объема груза, доставленного каждым автосамосвалом, позволяющую занести на карту памяти информацию о 2900 его рабочих рейсах для последующей ее обработки на компьютере;
- электронный дисплей системы мониторингового наблюдения за состоянием рабочих агрегатов и узлов автосамосвалов;
- замедлитель на принципе выхлопных газов (для моделей HD325 и HD465), обеспечивающий повышение на 30% эффекта замедления движения автосамосвала под уклон с высокой и безопасной скоростью;
- автоматически подстраиваемую трехрежимную подвеску, обеспечивающую соответствующую нагрузке и состоянию дороги жесткость подвески и комфортные условия для водителя;
- систему автоматической блокировки тормозов (ABS), предупреждающую блокирование колес и боковой занос (в режиме юза) автосамосвала при движении его по скользкой и извилистой дороге (рис. 1).
Эти модели автосамосвалов поставляются не только со стандартным кузовом, выполненным из сплошных листов металла (без усиления ребрами жесткости), но и со специальными кузовами (рис. 2). Стандартный кузов (рис. 2а) по своей конструкции предназначен для перевозки легких, связных и сыпучих горных пород типа глин, песков и гравия. Для перевозки более тяжелых и абразивных материалов — скальных пород, руд различных металлов и т.п., как на горнодобывающих предприятиях, так и в промышленном и гражданском строительстве, предлагается скальный кузов (рис. 2б). Кузов по всей поверхности, включая защитный козырек, усилен ребрами жесткости, изготавливаемыми из стали твердостью 200 ед. (по Бринелю). И, наконец, для перевозки крупных блоков штучного камня от карьеров до перерабатывающих цехов предлагается кузов (рис. 2в), на днище которого закреплена сетка из резиновых полос, повышающих коэффициент сцепления каменного блока и предотвращающих его перемещение в кузове при перевозках. Козырек и борта такого кузова усилены металлическими ребрами жесткости, как в варианте кузова 2б.
Общая отличительная особенность новых моделей автосамосвалов KOMATSU состоит еще в том, что их кузова изготавливаются из стального листового проката твердостью 500 ед. (по Бринелю), на 25% большей, чем у ранее выпущенных моделей. Марка стали такой твердости обычно используется для изготовления режущих кромок ковшей и зубьев землеройных машин. Такое совершенствование привело к увеличению срока эксплуатации кузова и снижению эксплуатационных расходов на транспорт в целом.
По данным сравнительных испытаний фирмы KOMATSU техническая (часовая) производительность автосамосвалов модели HD605-5 на 16% выше, чем HD465-5, производительность HD405-6 на 13% выше, чем HD325-6.
Рассмотренные модели автосамосвалов имеют ряд эксплуатационно-технологических преимуществ перед аналогами других фирм. К ним относятся:
- мягкое и устойчивое, без раскачиваний движение и наименьшие радиусы поворота, составляющие по переднему внешнему колесу 7.2 м (у HD325-6 и HD405-6) и 8.5 м (у HD465 5 и HD605-5), вследствие применения запатентованной KOMATSU подвески передних колес и системы автоматического регулирования режима ее эксплуатации;
- повышенная надежность и долговечность трансмиссии вследствие эксплуатации автосамосвала с безударным переключением передач, обеспечиваемым созданной KOMATSU автоматической системой K-ATOMiCS;
- возможность оснащения автосамосвала кузовами различного назначения: стандартным для перевозки легких сыпучих мелкокусковых горных пород, кузовом для скальных и тяжелых горных пород и кузовом для перевозки блоков пильного и штучного камня;
- широкий набор дополнительного оборудования и устройств, повышающих эксплуатационную надежность карьерного автотранспорта и снижающих в конечном итоге расходы на его содержание;
- применение для изготовления автосамосвала стального проката повышенной твердости 500 ед. по шкале Бринеля (на 25% выше, чем у ранее выпущенных автосамосвалов), что обеспечивает увеличение срока службы кузова и снижение эксплуатационных расходов на транспортирование горных пород в карьере.