Новые типы резинотканевых конвейерных лент ОАО «РТИ-КАУЧУК» для добывающих и перерабатывающих предприятий горной промышленности

М.И. Лебедев, первый заместитель технического директора ОАО «РТИ-КАУЧУК»,
Ю.И. Григорьев, к.т.н., ведущий специалист ННЦ ГП ИГД им. А.А.Скочинского,
И.А. Сафонов, специалист по маркетингу ОАО «РТИ-КАУЧУК»

Завод «РТИ-КА­У­ЧУК» яв­ля­ет­ся круп­ней­шим про­из­во­ди­те­лем ре­зи­но­тех­ни­че­с­ких из­де­лий в Рос­сии. Ас­сор­ти­мент вы­пу­с­ка­е­мой про­дук­ции ис­поль­зу­ет­ся прак­ти­че­с­ки во всех от­рас­лях про­мы­ш­лен­но­с­ти, стро­и­тель­ст­ва, ме­ди­ци­ны и сель­ско­го хо­зяй­ст­ва стра­ны и со­став­ля­ет сот­ни на­и­ме­но­ва­ний. Это фор­мо­вые и не­фор­мо­вые из­де­лия, ру­ка­ва раз­лич­но­го на­зна­че­ния (в том чис­ле вы­со­ко­го дав­ле­ния), по­руч­ни для эс­ка­ла­то­ров, при­вод­ные рем­ни и т.п. Зна­чи­тель­ную часть вы­пу­с­ка­е­мой про­дук­ции за­во­да за­ни­ма­ют кон­вей­ер­ные лен­ты.

В ас­сор­ти­мент про­из­вод­ст­ва вхо­дят мно­го­про­кла­доч­ные и од­но- двух­про­кла­доч­ные кон­вей­ер­ные ре­зи­нот­ка­не­вые лен­ты с на­руж­ны­ми ре­зи­но­вы­ми об­клад­ка­ми, при­ме­ня­е­мые для транс­пор­ти­ро­ва­ния на­сып­ных, ку­с­ко­вых и штуч­ных гру­зов, а так­же для пе­ре­воз­ки лю­дей по гор­ным вы­ра­бот­кам уголь­ных шахт. По ви­ду ис­пол­не­ния они под­раз­де­ля­ют­ся на шахт­ные, теп­ло­стой­кие, мас­ло­стой­кие, пи­ще­вые, мо­ро­зо­стой­кие и об­ще­го на­зна­че­ния.

По­яв­ле­ние на рос­сий­ском рын­ке вы­со­ко­проч­ных по­ли­эфир/по­ли­амид­ных тка­ней с раз­рыв­ной проч­но­с­тью 800–1600 Н/мм (раз­ра­бот­ка ОАО «НИ­ИТ», г.Яро­славль) поз­во­ли­ло ОАО «РТИ-КА­У­ЧУК» из­го­тав­ли­вать лен­ты с мень­шим ко­ли­че­ст­вом тка­не­вых про­кла­док при со­хра­не­нии проч­но­ст­ных по­ка­за­те­лей (или да­же пре­вы­ша­ю­щих их) са­мой лен­ты. Ис­поль­зо­ва­ние вы­со­ко­проч­ных тка­ней в про­из­вод­ст­ве кон­вей­ер­ных лент по­ка­за­ло не толь­ко тех­но­ло­ги­че­с­кие пре­иму­ще­ст­ва ма­ло­про­кла­доч­ной кон­ст­рук­ции по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ной мно­го­про­кла­доч­ной, но и поз­во­ли­ло сни­зить вес и умень­шить тол­щи­ну лен­ты при тех же про­из­вод­ст­вен­ных ха­рак­те­ри­с­ти­ках. Па­рал­лель­но бы­ла ре­ше­на про­бле­ма, ха­рак­тер­ная для лент ма­ло­про­кла­доч­ной кон­ст­рук­ции, свя­зан­ная с по­пе­реч­ной же­ст­ко­с­тью лен­ты, а имен­но с ее лот­ко­об­ра­зо­ва­ни­ем [1]. Со­зда­ны но­вые кон­ст­рук­ции од­но- и двух­про­кла­доч­ных кон­вей­ер­ных лент [2,3]. Двух­про­кла­доч­ная лен­та со­сто­ит из двух проч­ных син­те­ти­че­с­ких про­кла­док (по­ли­амид­ные или по­ли­эфир-по­ли­амид­ные ни­ти) с до­пол­ни­тель­ным тол­стым про­ме­жу­точ­ным сло­ем про­кла­доч­ной ре­зи­ны со спе­ци­аль­ны­ми ха­рак­те­ри­с­ти­ка­ми. Тя­го­вый кар­кас ус­той­чив, име­ет мень­шее от­но­си­тель­ное уд­ли­не­ние, об­ла­да­ет до­ста­точ­ной же­ст­ко­с­тью в про­доль­ном и по­пе­реч­ном на­прав­ле­ни­ях и хо­ро­шо про­ти­во­сто­ит воз­дей­ст­ви­ям удар­ных на­гру­зок. Тру­до­ем­кость сты­ков­ки двух­слой­ных лент зна­чи­тель­но ни­же мно­го­про­кла­доч­ных. Экс­плу­а­та­ци­он­ные ис­пы­та­ния та­кой лен­ты по­ка­за­ли пре­вос­ход­ст­во лент но­вой кон­ст­рук­ции над тра­ди­ци­он­ны­ми мно­го­про­кла­доч­ны­ми лен­та­ми [4].

Сты­ков­ка лент не пред­став­ля­ет боль­ших слож­но­с­тей — они лег­ко и бы­с­т­ро со­еди­ня­ют­ся с по­мо­щью ме­ха­ни­че­с­ких со­еди­ни­те­лей (не­разъ­ем­ных или разъ­ем­ных-шар­нир­ных), а так­же ме­то­дом го­ря­чей или хо­лод­ной вул­ка­ни­за­ции с ук­лад­кой про­ме­жу­точ­ной тка­не­вой (ара­мид) или ре­зи­но­вой про­клад­ки.

На рис. 1 пред­став­ле­ны не­ко­то­рые ва­ри­ан­ты со­еди­не­ния двух­про­кла­доч­ных лент ме­то­дом го­ря­чей или хо­лод­ной вул­ка­ни­за­ции.

В табл. 1 пред­став­ле­на дли­на пря­мо­уголь­но­го со­еди­не­ния в за­ви­си­мо­с­ти от проч­но­с­ти тка­не­вой про­клад­ки.

Для вул­ка­ни­за­ции не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать толь­ко ма­те­ри­а­лы и клеи, ре­ко­мен­до­ван­ные за­во­дом-из­го­то­ви­те­лем лент. Го­ря­чая вул­ка­ни­за­ция осу­ще­ств­ля­ет­ся се­рий­ны­ми вул­ка­ни­за­ци­о­ны­ми прес­са­ми, обес­пе­чи­ва­ю­щи­ми рав­но­мер­ное дав­ле­ние по­ряд­ка 0,8–1,0 МПа по ра­бо­чей по­верх­но­с­ти сты­ка и тем­пе­ра­ту­ру вул­ка­ни­за­ции 145±5°С. Не­об­хо­ди­мое вре­мя вул­ка­ни­за­ции лен­ты при­ни­ма­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с гра­фи­ком, пред­став­лен­ным на рис. 2

В на­сто­я­щее вре­мя на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми кон­вей­ер­ны­ми лен­та­ми вы­пу­с­ка­ют­ся од­но­про­кла­доч­ные проч­но­с­тью до 1600 кН/м и двух­про­кла­доч­ные — до 3200 кН/м.

Осо­бое ме­с­то в ас­сор­ти­мент­ном ря­ду про­из­во­ди­мых кон­вей­ер­ных лент за­ни­ма­ют лен­ты, пред­наз­на­чен­ные для экс­плу­а­та­ции в под­зем­ных ус­ло­ви­ях уголь­ных шахт опас­ных по га­зу и пы­ли. Яв­ля­ясь тра­ди­ци­он­ным про­из­во­ди­те­лем шахт­ных труд­но­вос­пла­ме­ня­ю­щих­ся лент, за­вод впер­вые в Рос­сии вы­пу­с­тил шахт­ную кон­вей­ер­ную лен­ту в труд­нос­го­ра­е­мом ис­пол­не­нии. Уро­вень со­от­вет­ст­вия шахт­ных труд­нос­го­ра­е­мых кон­вей­ер­ных лент тре­бо­ва­ни­ям бе­зо­пас­но­с­ти дей­ст­ву­ю­щих нор­ма­тив­ных до­ку­мен­тов под­тверж­ден раз­ре­ше­ни­ем Гос­гор­тех­над­зо­ра Рос­сии на при­ме­не­ние в уголь­ных шах­тах на се­рий­ное про­из­вод­ст­во (№1053-ПУ от 01.06.1998 г.) и сер­ти­фи­ка­том со­от­вет­ст­вия Гос­стан­дар­та Рос­сии (№РОСС RU. АЯ 02.Н 15864 от 05.08.1999 г.). Экс­плу­а­та­ци­он­ные ис­пы­та­ния шахт­ных труд­нос­го­ра­е­мых двух­про­кла­доч­ных кон­вей­ер­ных лент про­шли на шах­тах Куз­бас­са. Лен­ты сты­ко­ва­лись ме­то­дом го­ря­чей вул­ка­ни­за­ции с ар­мид­ной про­ме­жу­точ­ной про­клад­кой проч­но­с­тью 1000 кН/м с при­ме­не­ни­ем шахт­но­го взры­во­бе­зо­пас­но­го прес­са ти­па ПСШ1 (ОАО «По­ли­мер­маш» г.Бо­ро­ви­чи Нов­го­род­ской обл.). Сты­ко­вое со­еди­не­ние бы­ло вы­пол­не­но за 9,5 ча­сов (раз­дел­ка двух кон­цов лен­ты, ук­лад­ка про­ме­жу­точ­ной про­клад­ки и сты­ко­воч­ной сы­рой ре­зи­ны, мон­таж прес­са, ра­зо­грев, вул­ка­ни­за­ция, ох­лаж­де­ние и де­мон­таж прес­са). Сты­ко­вые со­еди­не­ния ис­пы­ты­ва­лись на го­ри­зон­таль­ной 20-тон­ной раз­рыв­ной ма­ши­не в ин­сти­ту­те бе­зо­пас­но­с­ти Вост­НИИ, г.Ке­ме­ро­во. Проч­ность сты­ко­во­го со­еди­не­ния со­ста­ви­ла бо­лее 70% от фак­ти­че­с­кой раз­рыв­ной проч­но­с­ти лен­ты. Кро­ме то­го, про­во­ди­лись стен­до­вые ис­пы­та­ния двух­про­кла­доч­ных лент с ме­ха­ни­че­с­ки­ми разъ­ем­ны­ми со­еди­не­ни­я­ми, вы­пол­нен­ны­ми ско­ба­ми «Ан­кер Флек­со» (ООО «НТК-Транс­белт», г. Лю­бер­цы, Мос­ков­ская обл.). Проч­ность ме­ха­ни­че­с­ко­го со­еди­не­ния со­ста­ви­ла бо­лее 50%.

Ре­зуль­та­ты стен­до­вых ис­пы­та­ний по­ка­за­ли, что на уча­ст­ко­вых лен­точ­ных кон­вей­е­рах боль­шой про­тя­жен­но­с­ти лен­ту це­ле­со­об­раз­но сты­ко­вать ме­то­дом го­ря­чей вул­ка­ни­за­ции, а для за­клю­чи­тель­но­го сты­ка мож­но ис­поль­зо­вать ме­ха­ни­че­с­кие со­еди­ни­те­ли. Те­ле­ско­пи­че­с­кие кон­вей­е­ры с ча­с­ты­ми пе­ри­о­ди­че­с­ки­ми со­кра­ще­ни­я­ми и уд­ли­не­ни­я­ми по тех­но­ло­ги­че­с­ко­му цик­лу це­ле­со­об­раз­но ос­на­щать лен­той с ме­ха­ни­че­с­ки­ми разъ­ем­ны­ми сты­ка­ми. Вре­мя из­го­тов­ле­ния од­но­го сты­ка лен­ты ши­ри­ной 1000 мм дву­мя ра­бо­чи­ми со­став­ля­ет око­ло 3,5 ча­сов.

Кон­вей­ер­ные лен­ты по­став­ля­ют­ся со сты­ко­воч­ным ма­те­ри­а­лом для го­ря­чей вул­ка­ни­за­ции. По за­ка­зу по­тре­би­те­лей за­вод го­тов по­ста­вить лен­ты с ме­ха­ни­че­с­ки­ми разъ­ем­ны­ми со­еди­ни­те­ля­ми (в на­сто­я­щее вре­мя по­ку­па­е­мы­ми за ру­бе­жом), а так­же ку­с­ки лент для те­ле­ско­пи­че­с­ких кон­вей­е­ров дли­ной 50-70 м с за­де­лан­ны­ми ме­ха­ни­че­с­ки­ми ско­ба­ми по кон­цам, ко­то­рые при на­ве­с­ке под­тя­ги­ва­ют­ся ус­т­рой­ст­ва­ми и про­сто со­еди­ня­ют­ся спе­ци­аль­ным со­еди­ни­тель­ным стерж­нем.

Важ­ное ме­с­то в про­из­вод­ст­вен­ной про­грам­ме от­ве­де­но теп­ло­стой­ким кон­вей­ер­ным лен­там, по­тре­би­те­ля­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся ме­тал­лур­ги­че­с­кая, хи­ми­че­с­кая про­мы­ш­лен­ность, кок­со­хи­ми­че­с­кие и це­мент­ные за­во­ды, а так­же про­мы­ш­лен­ность стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов.

ОАО «РТИ-КА­У­ЧУК» на про­тя­же­нии де­сят­ков лет яв­ля­ет­ся про­из­во­ди­те­лем лент ви­дов 2Т1 и 2Т2 по ГОСТ 20-85 «Лен­ты кон­вей­ер­ные ре­зи­нот­ка­не­вые. Тех­ни­че­с­кие ус­ло­вия». Эти лен­ты ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся, од­на­ко их тех­ни­че­с­кие воз­мож­но­с­ти ог­ра­ни­че­ны по тем­пе­ра­ту­ре транс­пор­ти­ру­е­мо­го гру­за со­от­вет­ст­вен­но +100° С и +150° С. Учи­ты­вая сло­жив­ший­ся де­фи­цит в кон­вей­ер­ных лен­тах по­вы­шен­ной теп­ло­стой­ко­с­ти из-за от­сут­ст­вия про­из­вод­ст­ва по­доб­ных в Рос­сии, на за­во­де бы­ла раз­ра­бо­та­на кон­вей­ер­ная лен­та ви­да 2Т3 для транс­пор­ти­ро­ва­ния гру­за с тем­пе­ра­ту­рой +200° С [5]. В на­сто­я­щее вре­мя этот вид лен­ты про­хо­дит экс­плу­а­та­ци­он­ные ис­пы­та­ния на од­ном из за­во­дов по из­го­тов­ле­нию ог­не­упор­ных ма­те­ри­а­лов в Нов­го­род­ской об­ла­с­ти. В слу­чае по­ло­жи­тель­но­го за­вер­ше­ния ис­пы­та­ний она бу­дет по­став­ле­на на се­рий­ное про­из­вод­ст­во.

Про­во­дит­ся под­го­тов­ка к про­из­вод­ст­ву стой­кой к про­жи­гу лен­ты ма­ло­про­кла­доч­ной кон­ст­рук­ции для транс­пор­ти­ро­ва­ния гру­зов с тем­пе­ра­ту­рой +2500° С, с ку­с­ка­ми крас­но­го ка­ле­ния [6].

Теп­ло­стой­кость лен­ты обыч­но оп­ре­де­ля­ет­ся не тем­пе­ра­ту­рой транс­пор­ти­ру­е­мо­го ма­те­ри­а­ла, а спо­соб­но­с­тью вос­при­я­тия тем­пе­ра­ту­ры ре­зи­но­вым об­кла­доч­ным сло­ем. По­это­му при вы­бо­ре ка­че­ст­ва за­щит­ной об­клад­ки оп­ре­де­ля­ю­щим яв­ля­ет­ся ожи­да­е­мый на­грев лен­ты, а не тем­пе­ра­ту­ра ма­те­ри­а­ла. При вы­бо­ре со­от­вет­ст­ву­ю­щей лен­ты не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать все вли­я­ю­щие на тем­пе­ра­ту­ру лен­ты фак­то­ры, т.е. ско­рость ее на­гре­ва, тем­пе­ра­ту­ру на­сып­но­го ма­те­ри­а­ла, тем­пе­ра­ту­ру ок­ру­жа­ю­щей сре­ды, ско­рость дви­же­ния воз­ду­ха, про­тя­жен­ность кон­вей­е­ра и воз­мож­ность до­пол­ни­тель­но­го ох­лаж­де­ния, на­при­мер, оро­ше­ние по­верх­но­с­ти лен­ты во­дой. Теп­ло­стой­кие кон­вей­ер­ные лен­ты про­из­во­дят­ся по со­вре­мен­ной тех­но­ло­гии из вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ных оте­че­ст­вен­ных ма­те­ри­а­лов и сы­рья. Тех­ни­че­с­кие по­ка­за­те­ли теп­ло­стой­ких лент пред­став­лен­ы в табл. 2.

Фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­с­кие по­ка­за­те­ли ре­зин для на­руж­ных об­кла­док лент при­ве­де­ны в табл. 3.

Теп­ло­стой­кие кон­вей­ер­ные лен­ты ре­ко­мен­ду­ет­ся со­еди­нять ме­то­дом го­ря­чей вул­ка­ни­за­ции с ис­поль­зо­ва­ни­ем сты­ко­воч­ных ма­те­ри­а­лов за­вод­ско­го из­го­тов­ле­ния.

Тен­ден­ция раз­ви­тия циклично-по­точ­ной тех­но­ло­гии при до­бы­че по­лез­ных ис­ко­па­е­мых от­кры­тым спо­со­бом под­ра­зу­ме­ва­ет рас­ши­ре­ние ис­поль­зо­ва­ния кон­вей­ер­но­го транс­пор­та и, сле­до­ва­тель­но, уве­ли­че­ния по­треб­ле­ния со­от­вет­ст­ву­ю­щих кон­вей­ер­ных лент. За­вод про­из­во­дит весь спектр ре­зи­нот­ка­не­вых кон­вей­ер­ных лент ши­ри­ной до 1400 мм по ГОСТ 20-85, при­ме­ня­е­мых на от­кры­тых ра­бо­тах. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев лен­ты по ГОСТ 20-85 удов­ле­тво­ря­ют тре­бо­ва­ни­ям по­тре­би­те­лей, од­на­ко про­бле­ма по­вы­ше­ния из­но­со­стой­ко­с­ти и стой­ко­с­ти к ат­мо­сфер­ным воз­дей­ст­ви­ям во мно­гом не ре­ше­на пол­но­стью.

 В свя­зи с этим на­ми про­во­дят­ся ра­бо­ты по со­зда­нию и со­вер­шен­ст­во­ва­нию кон­вей­ер­ных лент, от­ве­ча­ю­щих по­вы­шен­ным экс­плу­а­та­ци­он­ным ха­рак­те­ри­с­ти­кам. В ре­зуль­та­те про­дол­жи­тель­ных ис­сле­до­ва­ний бы­ла раз­ра­бо­та­на лен­та с по­вы­шен­ной из­но­со­стой­ко­с­тью и мо­ро­зо­стой­ко­с­тью до –60° С [7]. По кон­ст­рук­ции лен­та мо­жет быть мно­го­про­кла­доч­ной или двух­про­кла­доч­ной. По на­ше­му мне­нию, вы­ше­наз­ван­ные лен­ты, из­го­тов­лен­ные с ис­поль­зо­ва­ни­ем вы­со­ко­проч­ных тка­не­вых про­кла­док на ос­но­ве по­ли­эфир-по­ли­амид­ных ни­тей, мо­гут с ус­пе­хом со­пер­ни­чать с ре­зи­но­т­ро­со­вы­ми лен­та­ми, а в от­дель­ных слу­ча­ях про­сто за­ме­нить их.

Все но­вые ре­зи­нот­ка­не­вые кон­вей­ер­ные лен­ты ОАО «РТИ-КА­У­ЧУК», раз­ра­бо­та­ные с уче­том ис­поль­зо­ва­ния толь­ко оте­че­ст­вен­ной сы­рь­е­вой ба­зы, яв­ля­ют­ся кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми как к оте­че­ст­вен­ным, так и к за­ру­беж­ным про­из­во­ди­те­лям не толь­ко в пла­не экс­плу­а­та­ци­он­ных ха­рак­те­ри­с­тик, но и по сто­и­мо­ст­ным по­ка­за­те­лям. Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что мо­дер­ни­за­ция про­из­вод­ст­ва, со­вер­шен­ст­во­ва­ние тех­но­ло­гии и про­цесс со­зда­ния но­вой про­дук­ции про­во­дят­ся на за­во­де по­сто­ян­но.

Ос­нов­ной на­шей за­да­чей яв­ля­ет­ся пол­ная ре­а­ли­за­ция тре­бо­ва­ний за­каз­чи­ка — по­тре­би­те­ля кон­вей­ер­ных лент. n

Литература

1. Ле­о­нов И.И., Кар­ба­сов О.Г., Мах­лис Ф.А., Ни­ки­тин В.В. –Кон­вей­ер­ные лен­ты- М. : Хи­мия, 1991.-184с.

2. Пат. РФ № 2136567. Кон­вей­ер­ная лен­та. Ба­та­шо­ва Л.С., Зво­нец­кий Ю.В., Ле­бе­дев М.И. Ма­ла­хов В.И., Яма­лут­ди­нов Р.Г., Б.И. №25 от 10.09.99.

3. Пат. РФ № 2116949. Кон­вей­ер­ная лен­та. Бар­дин М.В., Зво­нец­кий Ю.В., Ле­бе­дев М.И., Фе­до­то­ва Е.С., Ша­ва­нов П.Б., Б.И. № 25 от 10.08.98.

4. Ле­бе­дев М.И., Яма­лут­ди­нов Р.Г., Гри­го­рь­ев Ю.И. Глю­ка­уф на рус­ском язы­ке, 1998, Спец­вы­пуск (4), с. 53-54.

5. Пат. РФ № 2116231. Теп­ло­стой­кая кон­вей­ер­ная лен­та. Бар­дин М.В., Зво­нец­кий Ю.В., Ле­бе­дев М.И., Фе­до­то­ва Е.С., Ша­ва­нов П.Б., Б.И. № 21 от 27.07.98.

6. Пат. РФ № 2103214. Кон­вей­ер­ная лен­та. Ле­бе­дев М.И., Б.И. № 3 от 27.01.98.

7. Пат. РФ № 2131839. Кон­вей­ер­ная лен­та. Ле­бе­дев М.И., Б.И. № 17 от 20.06.99.

Журнал "Горная Промышленность" №6 1999