KOMATSU HD-785-5 и HD985-5 новый шаг на пути совершенствования карьерных автосамосвалов

Сре­ди из­ве­ст­ных про­из­во­ди­те­лей до­рож­но-стро­и­тель­но­го и горно-транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния фир­ма KOMATSU Ltd. из­ве­ст­на на­и­бо­лее ши­ро­ким ти­по­раз­мер­ным ря­дом ка­рь­ер­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов гру­зо­подъ­ем­но­с­тью от 20 до 290 т, вы­пу­с­ка­е­мых на за­во­дах Япо­нии и США. В числе фирм, про­из­во­дя­щих сто­тон­ные ав­то­са­мо­с­ва­лы, фир­ма KOMATSU яв­ля­ет­ся при­знан­ным ми­ро­вым ли­де­ром, ос­во­ив­шим, в от­вет на стрем­ле­ние ка­рь­е­ров сни­зить экс­плу­а­та­ци­он­ные рас­хо­ды на транс­пор­ти­ро­ва­ние гор­ных по­род, тех­ни­че­с­ки про­грес­сив­ные мо­де­ли HD785-5 и HD985-5 гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 91 и 105 т, со­от­вет­ст­вен­но, с пол­но­стью ги­д­ро­ме­ха­ни­че­с­кой транс­мис­си­ей.

К на­сто­я­ще­му вре­ме­ни до­ля фир­мы KOMATSU в ми­ро­вом объ­е­ме про­даж ка­рь­ер­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов это­го клас­са гру­зо­подъ­ем­но­с­ти со­став­ля­ет бо­лее 25%, а об­щее ко­ли­че­ст­во вы­пу­щен­ных ав­то­са­мо­с­ва­лов этого класса уже пре­вы­си­ло 1000 еди­ниц.

Ав­то­са­мо­с­ва­лы этой мо­ди­фи­ка­ции ос­на­ще­ны вы­со­ко­мощ­н­ыми 12-ци­лин­д­ро­вы­ми ди­зель­ны­ми дви­га­те­ля­ми Komatsu SA 12 V140 с ра­бо­чим объ­е­мом ци­лин­д­ров 30.5 л, раз­ви­ва­ю­щим мощ­ность 1050 л.с. с пря­мым впры­с­ком топ­ли­ва, тур­бо­над­ду­вом и эле­к­трон­ной си­с­те­мой уп­рав­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щи­ми вы­со­чай­шую про­из­во­ди­тель­ность при ма­лом удель­ном рас­хо­де топ­ли­ва. По за­про­су по­тре­би­те­ля дви­га­тель, вме­с­то эле­к­трон­ной, мо­жет ос­на­щать­ся ме­ха­ни­че­с­кой си­с­те­мой уп­рав­ле­ния. До­стиг­ну­тые па­ра­ме­т­ры дви­га­те­ля — на­и­луч­шие для дан­но­го клас­са ав­то­са­мо­с­ва­лов, а в ча­с­ти те­хоб­слу­жи­ва­ния дви­га­те­ля — не име­ют ана­ло­гов, так как про­дол­жи­тель­ность пе­ри­о­да ра­бо­ты дви­га­те­ля меж­ду за­ме­на­ми мо­тор­но­го мас­ла в два ра­за пре­вы­ша­ет по­ка­за­те­ли ана­ло­гич­ных мо­де­лей дру­гих про­из­во­ди­те­лей и со­став­ля­ет 500 мо­то-ча­сов.

В кон­ст­рук­тив­но-тех­ни­че­с­ком от­но­ше­нии HD785-5 и HD985-5 ха­рак­те­ри­зу­ют­ся при­ме­не­ни­ем ря­да про­грес­сив­ных ре­ше­ний:

l пол­но­стью ав­то­ма­ти­че­с­кой 7-ско­ро­ст­ной фир­мен­ной ги­д­ро­ме­ха­ни­че­с­кой транс­мис­си­ей ти­па K-ATOMICS, обес­пе­чи­ва­ю­щей бе­зу­дар­ное пе­ре­клю­че­ние пе­ре­дач и вы­бор оп­ти­маль­ной пе­ре­да­чи в лю­бых до­рож­ных ус­ло­ви­ях;

l мно­го­ди­с­ко­вым за­мед­ли­те­лем дви­же­ния ав­то­са­мо­с­ва­ла, вмон­ти­ро­ван­ным в зад­ние ко­ле­са, и до­пол­ни­тель­ным за­мед­ли­те­лем от вы­хлоп­ных га­зов (по спец­за­ка­зу), обес­пе­чи­ва­ю­щи­ми бе­зо­пас­ное, с боль­шей ско­ро­стью дви­же­ние по за­тяж­ным и кру­тым ка­рь­ер­ным съез­дам без ча­с­то­го вклю­че­ния ра­бо­чих тор­мо­зов;

l не­за­ви­си­мой под­ве­с­кой пе­ред­них ко­лес ти­па Мак­фер­сон с ги­д­ро­пнев­ма­ти­че­с­ки­ми амор­ти­за­то­ра­ми, обес­пе­чи­ва­ю­щи­ми мяг­кое и ус­той­чи­вое без бо­ко­во­го рас­ка­чи­ва­ния дви­же­ние ма­ши­ны по ка­рь­ер­ным до­ро­гам и ми­ни­маль­ный ра­ди­ус по­во­ро­та ав­то­са­мо­с­ва­ла;

l ис­клю­чи­тель­но низ­ким рас­по­ло­же­ни­ем цен­т­ра тя­же­с­ти ав­то­са­мо­с­ва­ла при ши­ро­кой ко­лее (4.23 м) и сверх­длин­ной ба­зе (4.95 м), обес­пе­чи­ва­ю­щим вы­со­кие ско­ро­сти дви­же­ния по ка­рь­ер­ным до­ро­гам;

l ре­гу­ли­ру­е­мы­ми те­ле­ско­пи­че­с­кой ру­ле­вой ко­лон­кой и си­де­нь­ем во­ди­те­ля в ка­би­не с ши­ро­ко­па­но­рам­ным ос­тек­ле­ни­ем, га­ран­ти­ру­ю­щи­ми иде­аль­но ком­форт­ные ус­ло­вия ра­бо­ты во­ди­те­ля;

l ку­зо­вом V-об­раз­ной фор­мы, что уве­ли­чи­ва­ет его проч­ность и поз­во­ля­ет на­деж­но цен­т­ри­ро­вать на­сып­ной груз от­но­си­тель­но про­доль­ной оси са­мо­сва­ла;

l при­бор­ным щи­том ав­то­са­мо­с­ва­лов, име­ю­щим дис­плей­ную па­нель, на ко­то­рую вы­не­се­ны ци­ф­ро­вые и све­то­вые ин­ди­ка­то­ры мо­ни­то­рин­го­вой си­с­те­мы, опе­ра­тив­но сиг­на­ли­зи­ру­ю­щие о со­сто­я­нии си­с­тем ав­то­са­мо­с­ва­ла, о воз­ни­ка­ю­щих не­по­лад­ках и не­об­хо­ди­мых дей­ст­ви­ях во­ди­те­ля по их ус­т­ра­не­нию;

l но­вой си­с­те­мой эле­к­трон­но­го уп­рав­ле­ния ав­то­са­мо­с­ва­лов, пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ю­щей функ­ции бло­ки­ро­вок, на­прав­лен­ных на пре­дот­вра­ще­ние по­ло­мок уз­лов и аг­ре­га­тов при ошиб­ках во­ди­те­ля в про­цес­се уп­рав­ле­ния.

Пе­ре­чис­лен­ные ре­ше­ния ре­а­ли­зо­ва­ны в ав­то­са­мо­с­ва­лах стан­дарт­ной ком­плек­та­ции.

Кро­ме то­го, ав­то­са­мо­с­ва­лы HD785-5 и HD985-5 мо­гут быть ос­на­ще­ны по за­ка­зу по­тре­би­те­ля ря­дом ус­т­ройств и обо­ру­до­ва­ния, на­и­бо­лее цен­ных для ус­ло­вий ка­рь­е­ров:

1. Устройством для ав­то­ма­ти­че­с­ко­го уп­рав­ле­ния за­мед­ли­те­лем ско­ро­сти (ARSC), с по­мо­щью ко­то­ро­го во­ди­тель име­ет воз­мож­ность ус­та­но­вить нуж­ную ско­рость ав­то­са­мо­с­ва­ла при дви­же­нии по съез­дам, ко­то­рая бу­дет ав­то­ма­ти­че­с­ки под­дер­жи­вать­ся; ARSC поз­во­ля­ет на­зна­чать ско­рость дви­же­ния с ша­гом от ±1 до ±5 км/ч.

2. Си­с­те­мой за­по­ми­на­ния и счи­ты­ва­ния объ­е­ма вы­пол­нен­ной ав­то­са­мо­с­ва­лом ра­бо­ты, с по­мо­щью ко­то­рой на кар­ту па­мя­ти за­но­сит­ся ин­фор­ма­ция о 2900 ра­бо­чих цик­лах ав­то­са­мо­с­ва­ла, впос­лед­ст­вии ана­ли­зи­ру­е­мая на ком­пью­те­ре.

3. Си­с­те­мой вы­бо­ра ре­жи­ма экс­плу­а­та­ции дви­га­те­ля:

l ре­жим боль­шой мощ­но­с­ти, ха­рак­те­ри­зу­ю­щий­ся на­и­выс­шей раз­ви­ва­е­мой дви­га­те­лем мощ­но­с­тью, ко­то­рый пред­по­чти­те­лен при по­сто­ян­ной ра­бо­те ав­то­са­мо­с­ва­ла на уча­ст­ках с боль­ши­ми ук­ло­на­ми;

l ре­жим эко­но­мич­но­го ис­поль­зо­ва­ния, отлича­ю­щий­ся ма­лым рас­хо­дом топ­ли­ва и низ­ким уров­нем из­да­ва­е­мо­го шу­ма, ко­то­рый оптима­лен при экс­плу­а­та­ции ав­то­са­мо­с­ва­ла на ров­ных го­ри­зон­таль­ных ра­бо­чих пло­щад­ках или при транс­пор­ти­ро­ва­нии лег­ких гор­ных по­род.

4. За­мед­ли­те­лем на прин­ци­пе вы­хлоп­ных га­зов, уве­ли­чи­ва­ю­щим эф­фект за­мед­ле­ния на 30%, и обес­пе­чи­ва­ю­щим бо­лее бе­зо­пас­ные и вы­со­кие ско­ро­сти дви­же­ния ав­то­са­мо­с­ва­ла под ук­лон, что позволяет увеличить его про­из­во­ди­тель­но­с­ть.

5. Ав­то­ма­ти­че­с­кой трех­ре­жим­ной под­ве­с­кой, обес­пе­чи­ва­ю­щей ком­форт­ные ус­ло­вия для во­ди­те­ля. Си­с­те­ма ав­то­ма­ти­че­с­ки под­ст­ра­и­ва­ет же­ст­кость под­ве­с­ки в за­ви­си­мо­с­ти от на­груз­ки и со­сто­я­нии до­ро­ги.

6. Си­с­те­мой ав­то­ма­ти­че­с­кой бло­ки­ров­ки тор­мо­зов (ABS) (впер­вые ус­та­нов­лена на про­мы­ш­лен­ных ав­то­са­мо­с­ва­лах фир­мой KOMATSU), пре­ду­преж­да­ю­щей бло­ки­ров­ку ко­лес и бо­ко­вой за­нос с раз­во­ро­том (в ре­жим «юза») все­го ав­то­са­мо­с­ва­ла при рез­ком вклю­че­нии ра­бо­чих тор­мо­зов.

7. Объ­е­ди­нен­ной си­с­те­мой все­об­ще­го кон­тро­ля ав­то­са­мо­с­ва­ла (РМС), ко­то­рая от­сле­жи­ва­ет бо­лее 250 по­ка­за­те­лей те­ку­щего со­сто­я­ния аг­ре­га­тов ав­то­са­мо­с­ва­ла на про­тя­же­нии все­го пе­ри­о­да его экс­плу­а­та­ции. Бла­го­да­ря этой си­с­те­ме, пер­со­нал ре­монт­но-тех­ни­че­с­кой и экс­плу­а­та­ци­он­ной служб име­ет до­ступ к цен­ной ин­фор­ма­ции о со­сто­я­нии ав­то­мо­би­ля, бы­с­т­ро пе­ре­гру­жа­е­мой для ана­ли­за с по­мо­щью ком­пью­тер­но­го ин­тер­фей­са, ус­та­нов­лен­но­го на при­бор­ном щи­те ав­то­са­мо­с­ва­ла.

Про­грамм­ное обес­пе­че­ние си­с­те­мы РМС ор­га­ни­зу­ет вы­да­чу ин­фор­ма­ции в удоб­ном для пер­со­на­ла ви­де — таб­лич­но-ци­ф­ро­вом и спра­воч­ном, а опе­ра­то­ры ав­то­са­мо­с­ва­ла мо­гут с ее по­мо­щью бы­с­т­ро ин­спек­ти­ро­вать со­сто­я­ние дви­га­те­ля, транс­мис­сии, ве­со­из­ме­ри­тель­но­го ус­т­рой­ст­ва.

Тех­ни­че­с­кие нов­ше­ст­ва, ис­поль­зо­ван­ные при со­зда­нии мо­де­лей HD785-5 и HD985-5, обес­пе­чи­ва­ют це­лый ряд экс­плу­а­та­ци­он­но-тех­но­ло­ги­че­с­ких пре­иму­ществ ав­то­са­мо­с­ва­лов пе­ред ана­ло­га­ми дру­гих фирм:

l боль­шой вме­с­ти­тель­ный ку­зов объ­е­мом с «шап­кой» 60 и 64 м3 по­ро­ды, со­от­вет­ст­вен­но;

l мяг­кое и ус­той­чи­вое, без рас­ка­чи­ва­ний дви­же­ние и на­и­мень­ший ра­ди­ус по­во­ро­та, со­став­ля­ю­щий по пе­ред­не­му внеш­не­му ко­ле­су 9.9 и 12.5 м, со­от­вет­ст­вен­но, вслед­ст­вие при­ме­не­ния за­па­тен­то­ван­ной KOMATSU под­ве­с­ки пе­ред­них ко­лес и си­с­те­мы ав­то­ма­ти­че­с­ко­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ре­жи­ма ее экс­плу­а­та­ции;

l сни­жен­ный вдвое рас­ход мо­тор­но­го мас­ла и про­пор­ци­о­наль­ное это­му умень­ше­ние экс­плу­а­та­ци­он­ных из­дер­жек на об­слу­жи­ва­ние дви­га­те­ля в це­лом, вслед­ст­вие уве­ли­чен­но­го до 500 мото-часов ре­сур­са ра­бо­ты дви­га­те­ля меж­ду за­ме­ной мас­ла;

l по­вы­шен­ная на­деж­ность и дол­го­веч­ность транс­мис­сии вслед­ст­вие экс­плу­а­та­ции ав­то­мо­би­ля с бе­зу­дар­ным пе­ре­клю­че­ни­ем пе­ре­дач, обес­пе­чи­ва­е­мым со­здан­ной KOMATSU ав­то­ма­ти­че­с­кой си­с­те­мой K-ATOMICS;

l про­сто­та тех­ни­че­с­ко­го об­слу­жи­ва­ния, до­стиг­ну­тая за счет ис­поль­зо­ва­ния ма­шин­ных ма­се­л двух стан­дарт­ных ма­рок, рас­про­ст­ра­нен­ных в Рос­сии и СНГ;

l в ре­зуль­та­те реализации боль­шой пар­тии ав­то­са­мо­с­ва­лов дан­ного класса на­коп­лен зна­чи­тель­ный опыт их по­ста­вок, в том чис­ле в се­вер­ном ис­пол­не­нии. 

Журнал "Горная Промышленность" №5 1999