KOMATSU HD-785-5 и HD985-5 — новый шаг на пути совершенствования карьерных автосамосвалов
Среди известных производителей дорожно-строительного и горно-транспортного оборудования фирма KOMATSU Ltd. известна наиболее широким типоразмерным рядом карьерных автосамосвалов грузоподъемностью от 20 до 290 т, выпускаемых на заводах Японии и США. В числе фирм, производящих стотонные автосамосвалы, фирма KOMATSU является признанным мировым лидером, освоившим, в ответ на стремление карьеров снизить эксплуатационные расходы на транспортирование горных пород, технически прогрессивные модели HD785-5 и HD985-5 грузоподъемностью 91 и 105 т, соответственно, с полностью гидромеханической трансмиссией.
К настоящему времени доля фирмы KOMATSU в мировом объеме продаж карьерных автосамосвалов этого класса грузоподъемности составляет более 25%, а общее количество выпущенных автосамосвалов этого класса уже превысило 1000 единиц.
Автосамосвалы этой модификации оснащены высокомощными 12-цилиндровыми дизельными двигателями Komatsu SA 12 V140 с рабочим объемом цилиндров 30.5 л, развивающим мощность 1050 л.с. с прямым впрыском топлива, турбонаддувом и электронной системой управления, обеспечивающими высочайшую производительность при малом удельном расходе топлива. По запросу потребителя двигатель, вместо электронной, может оснащаться механической системой управления. Достигнутые параметры двигателя — наилучшие для данного класса автосамосвалов, а в части техобслуживания двигателя — не имеют аналогов, так как продолжительность периода работы двигателя между заменами моторного масла в два раза превышает показатели аналогичных моделей других производителей и составляет 500 мото-часов.
В конструктивно-техническом отношении HD785-5 и HD985-5 характеризуются применением ряда прогрессивных решений:
l полностью автоматической 7-скоростной фирменной гидромеханической трансмиссией типа K-ATOMICS, обеспечивающей безударное переключение передач и выбор оптимальной передачи в любых дорожных условиях;
l многодисковым замедлителем движения автосамосвала, вмонтированным в задние колеса, и дополнительным замедлителем от выхлопных газов (по спецзаказу), обеспечивающими безопасное, с большей скоростью движение по затяжным и крутым карьерным съездам без частого включения рабочих тормозов;
l независимой подвеской передних колес типа Макферсон с гидропневматическими амортизаторами, обеспечивающими мягкое и устойчивое без бокового раскачивания движение машины по карьерным дорогам и минимальный радиус поворота автосамосвала;
l исключительно низким расположением центра тяжести автосамосвала при широкой колее (4.23 м) и сверхдлинной базе (4.95 м), обеспечивающим высокие скорости движения по карьерным дорогам;
l регулируемыми телескопической рулевой колонкой и сиденьем водителя в кабине с широкопанорамным остеклением, гарантирующими идеально комфортные условия работы водителя;
l кузовом V-образной формы, что увеличивает его прочность и позволяет надежно центрировать насыпной груз относительно продольной оси самосвала;
l приборным щитом автосамосвалов, имеющим дисплейную панель, на которую вынесены цифровые и световые индикаторы мониторинговой системы, оперативно сигнализирующие о состоянии систем автосамосвала, о возникающих неполадках и необходимых действиях водителя по их устранению;
l новой системой электронного управления автосамосвалов, предусматривающей функции блокировок, направленных на предотвращение поломок узлов и агрегатов при ошибках водителя в процессе управления.
Перечисленные решения реализованы в автосамосвалах стандартной комплектации.
Кроме того, автосамосвалы HD785-5 и HD985-5 могут быть оснащены по заказу потребителя рядом устройств и оборудования, наиболее ценных для условий карьеров:
1. Устройством для автоматического управления замедлителем скорости (ARSC), с помощью которого водитель имеет возможность установить нужную скорость автосамосвала при движении по съездам, которая будет автоматически поддерживаться; ARSC позволяет назначать скорость движения с шагом от ±1 до ±5 км/ч.
2. Системой запоминания и считывания объема выполненной автосамосвалом работы, с помощью которой на карту памяти заносится информация о 2900 рабочих циклах автосамосвала, впоследствии анализируемая на компьютере.
3. Системой выбора режима эксплуатации двигателя:
l режим большой мощности, характеризующийся наивысшей развиваемой двигателем мощностью, который предпочтителен при постоянной работе автосамосвала на участках с большими уклонами;
l режим экономичного использования, отличающийся малым расходом топлива и низким уровнем издаваемого шума, который оптимален при эксплуатации автосамосвала на ровных горизонтальных рабочих площадках или при транспортировании легких горных пород.
4. Замедлителем на принципе выхлопных газов, увеличивающим эффект замедления на 30%, и обеспечивающим более безопасные и высокие скорости движения автосамосвала под уклон, что позволяет увеличить его производительность.
5. Автоматической трехрежимной подвеской, обеспечивающей комфортные условия для водителя. Система автоматически подстраивает жесткость подвески в зависимости от нагрузки и состоянии дороги.
6. Системой автоматической блокировки тормозов (ABS) (впервые установлена на промышленных автосамосвалах фирмой KOMATSU), предупреждающей блокировку колес и боковой занос с разворотом (в режим «юза») всего автосамосвала при резком включении рабочих тормозов.
7. Объединенной системой всеобщего контроля автосамосвала (РМС), которая отслеживает более 250 показателей текущего состояния агрегатов автосамосвала на протяжении всего периода его эксплуатации. Благодаря этой системе, персонал ремонтно-технической и эксплуатационной служб имеет доступ к ценной информации о состоянии автомобиля, быстро перегружаемой для анализа с помощью компьютерного интерфейса, установленного на приборном щите автосамосвала.
Программное обеспечение системы РМС организует выдачу информации в удобном для персонала виде — таблично-цифровом и справочном, а операторы автосамосвала могут с ее помощью быстро инспектировать состояние двигателя, трансмиссии, весоизмерительного устройства.
Технические новшества, использованные при создании моделей HD785-5 и HD985-5, обеспечивают целый ряд эксплуатационно-технологических преимуществ автосамосвалов перед аналогами других фирм:
l большой вместительный кузов объемом с «шапкой» 60 и 64 м3 породы, соответственно;
l мягкое и устойчивое, без раскачиваний движение и наименьший радиус поворота, составляющий по переднему внешнему колесу 9.9 и 12.5 м, соответственно, вследствие применения запатентованной KOMATSU подвески передних колес и системы автоматического регулирования режима ее эксплуатации;
l сниженный вдвое расход моторного масла и пропорциональное этому уменьшение эксплуатационных издержек на обслуживание двигателя в целом, вследствие увеличенного до 500 мото-часов ресурса работы двигателя между заменой масла;
l повышенная надежность и долговечность трансмиссии вследствие эксплуатации автомобиля с безударным переключением передач, обеспечиваемым созданной KOMATSU автоматической системой K-ATOMICS;
l простота технического обслуживания, достигнутая за счет использования машинных масел двух стандартных марок, распространенных в России и СНГ;
l в результате реализации большой партии автосамосвалов данного класса накоплен значительный опыт их поставок, в том числе в северном исполнении.