Новейшие транспортные системы для подземных рудников фирмы SCHARF GmbH

Профиль компании ШАРФ ГмбХ

SCHARF принадлежит к группе компаний DBT, одному из самых крупных производителей горного оборудования в мире.

Более 45 лет фирма SCHARF разрабатывает и производит транспортное и доставочное оборудование для горной промышленности и строительства. Заводы фирмы SCHARF, расположенные в центре сосредоточения горной промышленности Германии, помимо выпуска оборудования осуществляют его проектирование с учетом требований заказчика. При этом поставка оборудования заказчику производится после его основательной проверки и испытаний. Компания SCHARF работает с гарантией качества, ее продукция сертифицирована по стандартам ISO 9001.

SCHARF предлагает широкий спектр доставочного и транспортного оборудования для подземной разработки месторождений, которое обеспечивает перевозку людей и материалов, доставку и транспортирование полезного ископаемого.

Выпускаемые фирмой транспортные системы позволяют осуществлять транспортирование руды, людей и материалов как по горизонтальным, так и по наклонным выработкам и включают напочвенную рельсовую дорогу с канатным приводом, подвесную канатно-кресельную дорогу, монорельсовую подвесную дорогу с канатным приводом и с дизелевозом. Кроме того, компанией SCHARF выпускаются для монорельсовых дорог дизелевозы и маневровые тележки для работы на крутых уклонах.

Применение транспортных систем компании ШАРФ ГмбХ на платиновом руднике IMPALA

Впервые монорельсовая транспортная система (EMTS) германской фирмы Maschinenfabrik SCHARF GmbH на крепких рудах использована в Южной Африке на руднике IMPALA Platinum Ltd’s, Wildebeestfontein South Mine в Рустенбурге, где были смонтированы первые 1000 м.

Рудник разрабатывает платиновое месторождение, представленное жилообразными рудными телами, содержащими в качестве полезных компонентов платину, палладий и родий (на одну часть платины приходится 0.4 части палладия и 0.1 части родия), а также незначительные количества индия, золота и серебра. Одна из рудных жил имеет значительное содержание хрома.

Месторождение вскрыто системой вертикальных стволов и наклонных выработок, пройденных под углом 12°. Вскрытие горизонтов с четвертого по десятый осуществляется стволом №1. Более глубокие горизонты соединяются со стволом двойной системой наклонных выработок и вспомогательных стволов.

Порода и руда от места разработки транспортируются системой ленточных конвейеров с 16-го до 7-го горизонта, где формируется рудный штабель и скипом поднимается на поверхность по стволу №1. На стадии подготовительных работ электрическая монорельсовая транспортная система (ЕМТS) использовалась для доставки породы. В настоящее время по проекту порода транспортируется на вышележащий горизонт, оборудованный опрокидом, обеспечивающим перегрузку породы на ленточный конвейер.

Две кресельные дороги с канатным приводом, установленные в уклонах сечением 24 м2 (6 м по ширине и 4 по высоте), обеспечивают доставку людей с 10-го до 16-го горизонта. Угол наклона выработок 11–12°.

Технологическая схема транспортирования материалов на нижние горизонты предусматривает их доставку по стволу до десятого горизонта, по которому перевозится к слепому стволу и затем вниз на нижележащие горизонты с 11–16. Ниже 16-го горизонта запроектировано применение монорельсовой транспортной системы ЕМТS для транспортировки материалов и горной массы в процессе подготовительных и добычных работ. Подвесная кресельная дорога и ленточный конвейер устанавливаются параллельно друг другу в уклонах ниже 16-го горизонта.

С увеличением расстояния до забоев также планируется использовать ЕМТS для доставки рабочих. Контейнеры с донной разгрузкой могут быть легко заменены на пассажирские кабины на 8-10 человек каждая, что обеспечит перевозку одним рейсом 24–30 рабочих.

Монтаж транспортной системы

В соответствии со свойствами вмещающих пород рельсы ЕМТS закрепляются в кровле выработок анкерами. Вертикальные анкера имеют длину 2 м, а боковые — 1,5 м. Шпуры под анкера бурятся ручными пневматическими перфораторами, традиционно применяемыми на южноафриканских шахтах.

Измерения, сделанные независимой компанией, показали, что анкера через 10 мин после их установки имеют несущую способность 25 т. Номинально нагрузки на анкер от ЕМТS поездов не превышают пяти тонн.

Все тесты подвесной системы (цепей) проводились на скорости 4,0 м/с при полной загрузке поезда. Вся транспортная система спроектирована из расчета коэффициента запаса 3 для перемещения горной массы и 5 для перевозки людей.

В случаях необходимости установки монорельса на высоте более 5,5 м, используются специальные монтажные платформы.

Журнал "Горная Промышленность" №4 1999