Результаты эксплуатации системы вертикального конвеерного транспорта

М.В. Довженко, специалист по конвейерному транспорту компании Metso Minerals

В декабре 2000 года угледобывающая компания White County Coal (США) разместила заказ на поставку системы вертикального транспортирования Pocketlift производства Metso Minerals для своей шахты Pattiki 2. Контракт предусматривал разработку, поставку и монтаж вертикального транспортера Pocketlift. Систему транспортирования необходимо было встроить в шахтный вертикальный ствол диаметром 3.66 м. Планируемая производительность подъемной установки - 1818 т/час при подъеме с глубины 273 м.

Шахта Pattiki 2 расположена недалеко от Карми в южной части штата Иллинойс. Владелец компании White County Coal - фирма Coal LLC, которая эксплуатирует в США еще 7 рудников. Так как запасы угля на действующих предприятиях близки к истощению, компания White County Coal решила углубить две шахты, чтобы прирастить эти запасы и таким образом увеличить срок службы предприятия.

На действующей шахте Pattiki 1 уголь до недавних пор выдавался на поверхность скиповой подъемной установкой производительностью 1000 т/ч. Компания изучила альтернативные варианты механизации подъема угля из шахты. Кроме вертикальной системы подъема специальным конвейером был исследован вариант двойной скиповой подъемной установки, а также вариант конвейерного транспорта в наклонном стволе.

На основе технико-экономических расчетов было отдано предпочтение системе вертикального транспортирования специальным конвейером Pocketlift.

Использование высокопроизводительных вертикальных подъемников в глубоких шахтах - это передовая концепция вертикального шахтного транспорта, эффективность которой была доказана на практике. Разработка конвейерной системы Pocketlift предприятием Metso Minerals сделала возможным встраивание системы вертикального транспортирования в ствол глубокой шахты в 2002 году. Этому результату предшествовали годы разработки и получения практического опыта в шахтах средней глубины, расположенных по всему миру.

Система вертикального транспортирования в новом грузоподъемном стволе шахты состоит из следующих компонентов:

- система Pocketlift производства Metso Minerals,

- частотно регулируемый привод;

- двойной привод с моторами фирмы АВВ (Германия);

- двойная валковая дробилка;

- загрузочное устройство с предварительным грохочением.

Результаты эксплуатации системы Pocketlift

Система транспортирования была принята в опытную эксплуатацию 21 октября 2002 года. За первый год эксплуатации из шахты было поднято на поверхность более 2.2 млн. т каменного угля. В дальнейшем система вышла на проектную мощность - около 12 млн. т в год. Система работает со скоростью движения ленты 3.73 м/с и обеспечивает при этом техническую производительность по подъему материала до 1900 т/ч. Варьирование скорости движения ленты может осуществляться вплоть до 4 м/с.

С момента приема в эксплуатацию системы Pocketlift в нее были внесены изменения, в частности, с целью сокращения объемов просыпи угля были установлены дополнительные улавливающие лотки. Содержание влаги и мелких фракций в транспортируемом угле приводило к его слеживанию, переуплотнению и налипанию на элементы ленты. Для устранения этих недостатков в конструкцию были добавлены ролики ударного действия, через которые на ленту передавались встряхивающие воздействия.

Эксплуатация установки системы Pocketlift в реальных условиях угольной шахты Pattiki 1 позволяет сформулировать преимущества данной системы:

- меньшие затраты на монтаж по сравнению со скиповыми подъемниками;

- сниженные расходы на техническое обслуживание;

- меньший диаметр шахтного ствола, по сравнению с требуемым, при использовании обычных скиповых подъемных установок;

- точное регулирование скорости движения вертикальной ленты в соответствии с темпом подачи добываемого материала; ковши могут наполняться до оптимального уровня при любой скорости движения ленты, что позволяет минимизировать их износ;

- отпадает необходимость в компенсации пиковых нагрузок на электросиловое оборудование, которая обязательна при использовании скиповых подъемников;

- меньший объем капиталовложений по сравнению со скиповыми установками;

- более высокий коэффициент технической готовности оборудования - 0.97-0.99.

 

Журнал "Горная Промышленность" №5 (81) 2008, стр.52