О значении транспортной составляющей в реализации мероприятий Программы развития угольной отрасли на период до 2030 года

О.Ю. Карасев, к.э.н., начальник отдела развития рынка угля Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ;

А.Г. Морева, к.т.н., зам. начальника отдела развития рынка угля Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ

В настоящее время доля угля в мировом энергобалансе составляет 42%, и по прогнозам Международного энергетического агентства в ближайшие 20–25 лет он останется вторым по значимости топливно-энергетическим ресурсом. Рост годового объема мирового потребления угля за указанный период оценивается в 0,8–1,3% (1,3–3 млрд т/год). Для экономики России угольная промышленность является одним из наиболее значимых звеньев топливно-энергетического комплекса. При этом конкурентные преимущества угольной отрасли в части обеспечения энергетической безопасности России заключаются прежде всего в наличии огромных (второе место в мире) запасов угля, а также в значительном опыте его использования, в том числе в угольной генерации.

№5 (117) 2014

При этом в развитии внутреннего рынка угля существуют серьезные проблемы, обусловленные перераспределением топливного баланса в пользу более дешевого газового топлива, стабилизацией спроса на уголь в промышленности, падением спроса на него в коммунально-бытовом хозяйстве вследствие газификации регионов. Данная ситуация способствовала переориентации поставок угля с внутреннего рынка на внешние рынки. За 5 лет экспорт российского угля вырос на 30%. Отмеченная тенденция наблюдается и в 2014 г. Сегодня Россия экспортирует уголь на рынки 50 стран. Заметно увеличилась доля российских поставок на рынки таких европейских стран, как Болгария, Великобритания, Финляндия, Дания, Польша, Греция, где российский уголь занимает от 1/3 до 2/3 всех объемов поставок, а экспорт угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (далее – АТР) и Китай вырос практически в 2 раза. Так, по сведениям ФТС России российскими угольными компаниями в 2013 г. на экспорт было поставлено 140045,95 тыс. т угольной продукции на общую сумму 11826702,91 тыс. долл. США, а за 6 месяцев 2014 г. соответственно: 75736,80 тыс. т на 6035792,25 тыс. долл. США.

При этом объем поставок угля в 2013 г. только в Китай достиг 26 млн т, в том числе 6,8 млн т – доставлено по железной дороге. Объемы экспортных поставок железнодорожным транспортом росли наиболее динамично и достигли пика в 4 квартале 2013 г. (2,1 млн т), а декабрь стал рекордным месяцем за всю историю сотрудничества в этой области (860 тыс. т). В первом полугодии 2014 г. поставки российского угля в Китай увеличились на 17,8% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. и составили 15,2 млн т. При этом средняя стоимость поставки 1 т угля в Китай была нестабильной от 76,02 (февраль) до 89, 88 (март) долл. США за т.

В то же время на внешних рынках отмечено затяжное снижение мировых цен на уголь. При этом существующая ценовая конкуренция предложения на рынках угля, а также действующие тарифы на услуги ОАО «РЖД» в России, учитывая протяженное транспортное плечо для угольщиков Кузбасса и некоторых других регионов, значительно снижают уровень финансовой эффективности поставок угля на экспорт для российских компаний.

Потенциальные ресурсно-технические возможности угольной промышленности позволяют увеличить добычу в 1,5–2 раза, однако этому препятствует системная проблема, заключающаяся в отставании развития транспортной инфраструктуры по основным направлениям доставки угля к потребителям. Особенно это актуально для восточного направления. По оценкам экспертов железнодорожной отрасли пропускная способность железных дорог по основным угольным направлениям либо уже достигла предельных значений, либо достигнет их в ближайшие несколько лет. Дополнительное увеличение грузопотока в транспортную сеть на 10–20 млн. тонн угля может привести к ее остановке и не позволит реализовывать угольную продукцию в направлении Китая и стран АТР в требуемых объемах и в необходимые сроки.

Особенностью изменения транспортной инфраструктуры за последние годы явился существенный рост вагонного парка частных операторов. Однако либерализация железнодорожной отрасли привела к значительному ухудшению показателей эффективности использования вагонного парка, что также негативно сказалось на пропускной способности действующей железнодорожной инфраструктуры.

Справочно:

В связи с этим даже такие крупные угольные компании, как «Кузбассразрезуголь» (УГМК), «Южкузбассуголь» (Евраз), «СУЭК-Кузбасс» и «Якутуголь» (Мечел) имели значительные убытки по результатам работы в 2013 г. при больших кредитных обязательствах банковским структурам.

По прогнозам международных агентств к 2030 г. угольный рынок АТР вырастет в 1,5 раза. В связи с чем, в Программе развития угольной отрасли до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1099-р (далее – Программа), поставлена задача не только сохранить позиции на этом рынке, но и увеличить долю России с 6% до 15%.

Динамика объемов добычи и поставок российского угля на экспорт за январь-июнь 2014 г.

Дальнейшее развитие и модернизация железнодорожной и портовой инфраструктур позволят дополнительно направить из Кузбасса на Восток – порядка 30 млн т. Еще 50 млн т в страны АТР будет экспортироваться из новых российских дальневосточных проектов. В 2030 г. поставки российского угля на рынок стран АТР вырастут с 59 (2013 г.) до 110 млн т по минимальному варианту развития и до 160 млн т по оптимистическому.

В связи с этим Минэнерго России при подготовке Программы особое внимание уделило в том числе решению проблемных вопросов в части повышения привлекательности восточного региона за счет создания разветвленной железнодорожной и портовой инфраструктуры с целью обеспечения существующих объективных возможностей для раскрытия потенциала угольной отрасли России. Правительством Российской Федерации утверждена новая редакция Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., в подготовке и согласовании которой Минэнерго России приняло непосредственное участие.

Мероприятия по реализации указанной стратегии направлены на опережающее развитие транспортной и портовой инфраструктур; обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок, включая уголь; интеграцию в мировое транспортное пространство, в том числе в восточном направлении; реализацию транзитного потенциала России; повышение уровня безопасности транспортной системы.

При этом элементами развития охвачены все виды транспорта, в том числе: автомобильный, железнодорожный, морской и речной, что напрямую связано с эффективностью и своевременностью доставки угольной продукции. Учитывая положительные изменения, которые намечены в транспортной сфере, Программой прогнозируется увеличение объемов добычи угля к 2030 г. до 480 млн т. (оптимистический вариант).

Справочно:

В Кузбассе – с 203 до 238 млн т, в Байкальском регионе – с 37 до 52 млн т, Дальневосточном федеральном округе – с 33 до 75 млн т. В Восточной Сибири, без Байкальского региона, угледобыча вырастет с 58 млн т до 90 млн т.

Отличительной чертой новой редакции Программы является масштабное перемещение центра развития угольной промышленности в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Такой путь развития связан с разработкой перспективных угольных месторождений в малоосвоенных восточных регионах – Якутии, Тыве, Забайкалье, на Сахалине. Освоение новых месторождений позволит увеличить добычу угля в этом регионе более чем на 70% и довести ее до 190 млн т/год.

Средние экспортные цены на российский уголь FOB, долл. США/т

Справочно:

Среди них: Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха-Якутия), Межэгейское и Элегестское месторождения, участок «Центральный» Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), месторождение Чикойской впадины, Апсатское (Забайкальский край), Менчерепское (Кемеровская область), Усинское (Республика Коми), Огоджинское (Амурская область) месторождения.

В том числе, планируется, что увеличение прогнозируемых объемов добычи угля к 2030 г. будет связано с возможным освоением трех месторождений на базе экономического сотрудничества с Китаем. Это два месторождения в Амурской области (Ерковецкое и Огоджинское) и одно в Забайкальском крае (Чикойское). Проект освоения месторождений предусматривает строительство ТЭС на угле для поставки электроэнергии в Китай. Проекты рассматриваются как высокорентабельные из-за близости к рынкам сбыта.

Справочно:

Ожидается рост экспорта угля на 70 млн т. Весь прирост придется на восточное направление, в то время как поставки на атлантический рынок не изменятся (80 млн т по оптимистическому варианту и сократятся до 60 млн т по минимальному).

Программой предусмотрено формирование новых и расширение существующих кластеров по энерго-технологическому использованию угля в Кузбассе и других угольных регионах, включающих разрезы, шахты, обогатительные фабрики, комплексы по глубокой переработке угля, в том числе производству продукции из угля с высокой добавленной стоимостью.

При этом особое внимание уделено развитию Восточного полигона сети железных дорог, в частности, увеличению пропускной способности железных дорог в направлениях Кузбасс – Атлантический рынок и Кузбасс – Тайшет; развитию БАМа; прокладке железной дороги к Элегестскому и Эльгинскому месторождениям; развитию промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе; созданию парка вагонов с нагрузкой на ось до 27 т для перевозки угля в тяжеловесных составах.

Мощности комплексов, предназначенных для перевалки угля в морских портах, планируется увеличить с 91 млн т до 190–230 млн т. Большая часть вводимых портовых мощностей придется на Дальний Восток. К 2030 г. мощность портов там составит 155 млн т угля. При этом портовые мощности сориентированы в первую очередь на экспорт угля в страны АТР, а также на замещение портов Украины и стран Балтии.

Справочно:

Уже реализуются следующие проекты:

- в бухте Мучка ведется строительство нескольких угольных терминалов (ОАО «СУЭК» – 20 млн т, ОАО «Мечел» – 17 млн т, ЗАО «УК «Колмар» – 12 млн т, ООО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» – 15 млн т);

- в бухте Суходол скоро заработает перегрузочный комплекс для независимых угледобывающих компаний (мощностью 20 млн т в год с участием ЗАО «ХК «СДС»).

В результате реализации Программы планируется достичь следующих результатов:

- повысить конкурентоспособность угольной продукции на международных рынках;

- в пять раз увеличить производительность труда в отрасли;

- завершить модернизацию основных производственных фондов угольной отрасли;

- снизить аварийность и травматизм на предприятиях угольной отрасли как минимум на 30%.

Следует особо отметить, что для эффективной реализации мероприятий Программы требуется не допустить пересмотра принятых параметров долгосрочного тарифного регулирования для удержания транспортной составляющей в прогнозных параметрах в условиях кризиса сбыта на рынке угля. Что касается решения проблемы с оборачиваемостью вагонного парка, то со стороны государства необходимо принятие ряда мер, в том числе антимонопольного характера. Целесообразными, на наш взгляд, будут: ограничение доходности операторов вагонного парка (мера позволит увеличить мотивацию по сокращению их издержек и создать условия для консолидации парков); внесение изменений в нормативноправовую базу, в том числе направленных на повышение эффективности управления вагонными парками.

Ключевые слова: транспортной, отрасли, угольной, развития, сроки

Журнал "Горная Промышленность" №5 (117) 2014, стр.6