Истинное золото Колымы. Секрет успеха старателей золотых приисков: лучшая техника и строгая дисциплина

Колыма – легендарный край, вся история которого неразрывно связана с самым популярным из драгоценных металлов. В крупнейшем золотоносном регионе мира добывается четверть всего золота России, и тысячи горняков, операторов техники и старателей съезжаются сюда в начале сезона. Сезон золотодобычи очень короткий: начинается в конце апреля или середине мая и продолжается до наступления заморозков ранней осенью. Но и зимой некоторые старательские артели продолжают работать, вскрывают залежи песков и готовят участки к следующему сезону.

Добыча золота на Колыме никогда не была легким делом: экстремальная температура зимой, когда столбик термометра может опускаться ниже –50°C – на таком морозе не выдерживает даже железо, а грунт промерзает так, что для его оттаивания необходимы специальные технологии. Кроме того, запасы золота постепенно истощаются. Но, несмотря на все сложности, в последние годы производительность труда старателей растет. В первую очередь потому, что сегодня в их распоряжении находится мощнейшая техника: карьерные экскаваторы, бульдозеры и самосвалы. Именно благодаря старателям удается из года в год увеличивать объемы добычи россыпного золота. Самые дальновидные и опытные знают: от техники в деле золотодобычи зависит почти всё.

Volvo шарнирно- сочлененнй самосвал A40F

Когда Сергей Семенович Базавлуцкий приехал на Колыму с семьей в середине 1980-х годов, золотодобыча была в самом расцвете. По всей Колымской трассе вырастали горняцкие поселки и открывались новые прииски. Проработав на приисках более шестнадцати лет, в 1993 г. Базавлуцкий решился открыть собственное дело и в компании со своим сыном основал ООО «Артель старателей «Кривбасс». На сегодняшний день «Кривбасс» входит в десятку лучших предприятий – недропользователей Магаданской области. В 2013 году артель добыла свыше 850 кг золота – на 200 кг больше, чем в 2012 г. Базавлуцкий уверен: такой резкий рывок удалось сделать во многом благодаря обновлению и расширению парка техники, которое началось в 2012 г. с покупки самосвалов Volvo грузоподъёмностью 40 т.

«Мы создавали нашу артель для добычи подземных песков, но с годами перешли к добыче открытых песков и россыпного золота», – говорит Базавлуцкий. Чтобы добраться до золотоносных песков, старателям «Кривбасса» необходимо пройти от 4 до 25 м. Производительные и надёжные машины нужны горнякам как воздух, ведь большинство россыпных месторождений, которые разрабатывает артель, имеют сложные горно-геологические условия залегания.

«Техникой Volvo мы очень довольны! Проходимость самосвалов Volvo не знает границ. Преимущества особенно чувствуются в летний период, когда грунт становится заболоченным», – говорит главный механик артели Александр Васильевич Золотоноша.

Volvo шарнирно- сочлененнй самосвал A40F

Для бесперебойной работы самосвалов, которыми «Кривбасс» пользовался раньше, необходимо было постоянно поддерживать дорогу в рабочем состоянии. Машины Volvo значительно упрощают эту работу: высокоманевренные сочлененные самосвалы свободно передвигаются по отвалам, перевозя большие объемы горной массы.

Быстро оценив преимущества техники Volvo, «Кривбасс» решил приобрести еще четыре машины к началу следующего сезона. Сейчас на полигонах с многотонными пластами горной массы работают 9 единиц техники Volvo: семь шарнирносочлененных самосвалов A40F и два гусеничных экскаватора EC480DL.

«Раньше работал на технике других производителей, но работая с техникой Volvo чувствуется разница! Лучше производительность, чувствуется повышение эффективности работы, меньше устаешь во время смены. Отработал, и готов сразу же отработать вторую смену», – делится впечатлением оператор экскаватора Volvo EC480DL Сергей Оголюк.

Эргономичность кабины играет большую роль в повышении производительности труда. Не меньшее значение имеет и теплый салон – «Кривбасс» использует машины Volvo и во время зимних работ, когда операторы проводят многочасовые смены в кабине, а за окном – жестокие морозы.

«Мы ведем вскрышные работы как можно дольше – до середины декабря! Это целесообразно. Чем больше площади обработаем, тем проще будет в следующем промсезоне. И ничего, что мороз и снег. Подготовленный в этом году плацдарм предполагает, что в следующем – вместо десяти метров мы вскроем только два, соответственно, в надлежащий период обеспечим себя дополнительным временем для того, чтобы повысить результаты золотодобычи», – говорит Сергей Базавлуцкий.

Volvo шарнирно- сочлененнй самосвал A40F

Такая тактика дает «Кривбассу» неоценимое преимущество перед конкурентами и позволяет извлечь максимум золота за короткий сезон золотодобычи. К нему артельщики готовятся заблаговременно: вся техника проходит тщательное обслуживание. «При работе с Volvo нам очень важно, что специалисты из компании «Ферронордик Машины» всегда присутствуют при ТО. Каждое ТО мы меняем масла и фильтры и все ТО проводим вовремя, без задержек, строго соблюдая регламент», – говорит Александр Золотоноша.

«Кривбасс» славится своей дисциплиной во всем: в работе, выполнении планов, поддержании парка техники, в постоянной эксплуатационной готовности. Надежному предприятию нужна надежная поддержка. «Кроме экономии дизельного топлива и удобства в эксплуатации, основным преимуществом Volvo мы считаем надежность. Это то качество, которое сыграло решающую роль в нашем выборе техники, – говорит Сергей Базавлуцкий. – Мы понимаем, что назад к бульдозерной подаче и тем методам добычи россыпного золота пути нет. Только мощная и современная техника! И только Volvo!»

Volvo шарнирно- сочлененнй самосвал A40F

ЗАО «Вольво Восток» и ООО «Ферронордик Машины» – официальный дилер Volvo Construction Equipment в России тел: 8-800-100-86-58 (звонок бесплатный)

Ключевые слова: золото, Колыма, успех, старатель, прииск, техника, дисциплина

Журнал "Горная Промышленность" №1 (119) 2015, стр.56