Юбилей российского беспросыпного ленточного онвейера с подвесной лентой

В.Н.Ивченко, директор ООО «Конвейер» С.В.Куров, зам. директора ООО «Конвейер-груп»

Прошло 10 лет с тех пор, как был изготовлен первый отечественный работоспособный конвейер с подвесной лентой. Можно с уверенностью сказать, что эти машины нашли своего заказчика, а отечественное конвейе-ростроение в данном направлении опередило своих зарубежных конкурентов по простоте и надежности конструкции.

Конвейеры с подвесной лентой, созданные за последние десятилетия зарубежными производителями, в полной мере обладают всеми достоинствами трубчатых конвейеров и даже имеют меньшее удельное сопротивление движению гру-зонесущего органа. Трасса этих конвейеров легко изгибается в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Однако конструкция их достаточно сложная, включает большую номенклатуру ЗИПа, а в эксплуатации не были решены вопросы ремонтопригодности. В результате, несмотря на свои хорошие потенциальные возможности, они не получили большого распространения.

Основным недостатком трубчатых и подвесных конвейеров, существующих до сегодняшнего дня конструкций, является то, что они работают на запатентованной специальной и очень дорогостоящей ленте, которая в РФ не производится, а затраты при её замене сопоставимы с ценой самого конвейера, с чем уже столкнулись российские заказчики. Комплектующие в России тоже не производятся, а стоимость их при последующих закупках резко увеличивается.
На выставке MiningWorldRussia' 2007 компания «Конвейер-груп» отметила свой 10-летний юбилей и продемонстрировала новейшие разработки в области беспросыпных ленточных конвейеров. Это мобильные, беспросыпные штабелеры (погрузчики) на пневмоколесном шасси с производительностью до 700 т/ч, конвейер для перевалки угля производительностью 700 т/ч, специальный погрузчик для химических удобрений (закрытый от ветров и осадков) производительностью до 500 т/ч, конвейер типа «полутруба» для транспортировки химических удобрений с лентой шириной 650 мм.

За 10 лет компанией выполнены работы, заложившие сегодняшний успех. Были разработаны и изготовлены несколько модельных рядов новых машин, которые существенно расширили область эффективного применения ленточных конвейеров. При этом использовались только серийно выпускаемые отечественные материалы, в том числе и серийная гладкая отечественная конвейерная лента. Удалось более чем в четыре раза, с 16.5 кг до 4 кг, уменьшить массу подвесной системы и массу ролика-катка с 4.0 кг до 1.0 кг.
Конструкция подвесной системы универсальна и применяется при ширине ленты от 600 до 1200 мм, обеспечивая производительность в диапазоне от 50 до 1000 т/ч. Ролики служат 1.5-2.0 года, а замена осуществляется одним рабочим на одном ремонтном посту, путем отворачивания всего одной гайки. В настоящее время проходят промышленные испытания полимерные ролики, изготовленные из антистатической пластмассы.

Многолетний опыт эксплуатации в жестких условиях, конструктивные особенности и оригинальные технические решения определили ряд важных преимуществ по сравнению с классическими конвейерами:

- уменьшенную на 30-50% потребность в конвейерной ленте и возможность использовать дешевую ленту отечественного производства при одновременном увеличении в 1.5-2 раза срока ее службы;

- возможность транспортирования как крупнокусковых, так и пылящих мелкодисперсных материалов с сохранением их качества, исключением пыления и просыпания транспортируемых грузов;

- возможность повышения угла наклона конвейера до 35° при использовании гладкой отечественной ленты и до 60-70° на шевронной ленте;

- уменьшение энергоемкости транспортирования грузов в 1.5-2 раза;

- возможность реконструкции классических ленточных конвейеров с увеличением производительности до 30%.
Беспросыпные конвейеры могут существенно снизить возможность самовоспламенения конвейерной ленты, так как:

- лента напрямую не контактирует с роликами, что устраняет причины ее вторичного возгорания;

- масса роликов всего 1-2 кг, следовательно, при возможном нагревании они меньше накопят тепла и быстро остынут при остановке конвейера, отдав тепло массивному металлическому ставу конвейера;

- груз не встряхивается на опорных роликах, а значит, износ обкладок резко снижается, что позволяет на более длительные сроки сохранять свойства негорючести конвейерной ленты;

- доступность и простота визуального технического контроля, так как ролики периодично «приезжают» в зону контроля, что позволяет постоянно отслеживать их техническое состояние;

- применение современных антистатических и негорючих полимерных материалов для изготовления роликов позволит обеспечить еще большую безопасность эксплуатации ленточных конвейеров.

Разработаны и выпускаются несколько модельных рядов простых и надёжно работающих конвейеров: крутонаклонные на гладкой ленте (до 35°), «полутруба» (с вертикальными бортами), трубчатые, реверсивные, питатели, типа «Серпантин», передвижные штабелеры и погрузчики, горизонтально-наклонные.

Высокопроизводительные штабелеры
в России не производятся. Импортные погрузчики работают на специальной шевронной ленте и по цене не доступны для портов с малым грузопотоком. При эксплуатации шевроны «засаливаются» липкими или повреждаются твердыми грузами (уголь, руда). Как следствие, начинаются просыпания груза, засыпание става конвейера и снижение производительности. Поэтому пыление и дробление груза, а также смещение ленты и просыпи - неизбежные проблемы при эксплуатации таких машин. Шевронная лента стоит в 2-3 раза дороже, чем гладкая типовая лента, а ее стыковка - довольно трудоемкий и сложный процесс для неспециализированных предприятий. Все это приводит к незапланированным финансовым затратам и не соответствует современным экологическим требованиям. При создании новой машины были изучены аналоги зарубежных производителей, максимально учтены пожелания эксплуатационников.
За короткий срок был разработан и изготовлен штабелер с параметрами: производительность до 700 т/ч, скорость ленты 1.6 м/c, угол подъема до 27° (возможно более), длина по осям барабанов - 27 м, масса 14 т, ширина ленты 1200 мм, транспортировка в пределах площадки седельным тягачом. Габариты штабелера без тягача - 28890x3985x500 мм.

Погрузчик хорошо себя зарекомендовал при работе в самых сложных погодных условиях (до -30°С), обеспечивая заданную производительность. По желанию заказчика погрузчик может комплектоваться устройством для равномерной загрузки судна и складов сыпучими грузами.

Телескопические погрузочные устройства, разработанные компанией, позволяют фактически избавиться от пыления и просыпаний насыпных грузов при их перевалке, и могут применяться при загрузке автомобилей, ж.-д. вагонов, цистерн, судов.

Беспросыпные конвейеры с подвесной лентой являются достойной альтернативой типовым ленточным конвейерам и могут успешно работать в тех условиях, где ранее применение роликовых конвейеров было неэффективным. Они надёжно работают в самых тяжёлых условиях, помогая решить основные задачи производства. Например: на ОАО «Братский алюминиевый завод» реконструкция ленточного конвейера позволила полностью исключить просыпание груза, увеличить производительность и улучшить условия труда рабочих.

Конструкция беспросыпных конвейеров и все их основные элементы защищены патентами РФ.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2007