Самосвалы TEREX доставляют уголь из высокогорных районов Забайкалья

Самосвалы TEREX доставляют уголь из высокогорных районов Забайкалья Разрез «Апсатский» – один из немногих среди угольных карьеров, созданных за последние годы в России. Месторождение было открыто в самой северной точке Забайкальского края – Каларском районе еще в 1949 г. Оно расположено в 36 км от БАМа и от районного центра села Чара. Уникальность Апсатского месторождения в том, что оно содержит практически все известные марки углей. По балансовым запасам в общих ресурсах Забайкальского края месторождение занимает 22%, а по прогнозным – 47%. Это второе по величине в России месторождение коксующихся углей.

С2011 г. разработку месторождения ведет СУЭК – крупнейшая российская компания по добыче угольного топлива, в состав которой входят 38 предприятий. Чтобы добыть первый уголь Апсата, необходимо было решить много непростых задач, которые требовали значительных инвестиций и слаженной работы специалистов.

В составе первой группы угольщиков, прибывших на месторождение, был и заместитель исполнительного директора разреза «Апсатский» Олег Владимирович Лиходумов. «Вскоре со всех подразделений СУЭКа сюда стала поступать видавшая виды техника.

Когда ее выгружали, местные сторожилы недоумевали: «Куда вы пришли с такой техникой?», – вспоминает Олег Владимирович.

После того как была сооружена дорога к месторождению, на Апсат начала поступать первая серьезная техника, на сто процентов новая, от ведущих мировых производителей. В 2012 г. сюда были поставлены первые автосамосвалы TEREX. Именно в это время в полном объеме пошла добыча угля, разрез вышел на параметры проекта по вскрышным работам.

«У нас работают на вскрышных работах шесть единиц TR-100 – это 90-тонные жесткорамные самосвалы TEREX, – рассказывает Олег Лиходумов. – Машины себя показали с хорошей стороны.

Они предназначены для наших условий работы. Это машина надежна в эксплуатации и обслуживании. Также у нас работают на вскрыше и на добыче угля шарнирно-сочлененные полноприводные TA-400 – грузоподъёмностью 38 тонн».

Знающие люди говорят, что в России нет других угольных пластов, расположенных так же высоко, как Кодарские. Сложное место: высокогорье от 1300 до 1700 м над уровнем моря. Помимо высоты, специфика работы в этой местности заключается в горноущелистой тесноте. В таких «стесненных» условиях может работать не всякая техника. Самосвалы TEREX предназначены в том числе и для такой местности. Карьерные жесткорамные самосвалы TEREX сконструированы с применением новейших технических достижений. Детали и механизмы самосвалов продуманы до мелочей, это позволяет эффективно использовать ее в самых сложных и порой в непредвиденных обстоятельствах. Водителей обучали прямо на месте.

Максим Шойжалсанов, например, за три года работы на самосвале TEREX ни разу не встретился с трудностями в его эксплуатации.

«Большие плюсы в этой машине в том, – говорит Максим, – что здесь автоматическая коробка передач с электронным управлением, гидравлические тормоза, которые на крутых спусках обеспечивают надежное торможение. Плюс к коробке передач – ретардер, он хорошо замедляет движение машины на спусках. На подъемах гидравлические тормоза также хорошо помогают: например, в случае аварийной остановки машина никуда не скатывается. На подъемах машина уверенно справляется с грузом. Я бы хотел продолжить свою работу и в дальнейшем на самосвале TEREX».

За три года водители успели оценить все достоинства конструкции кузова карьерных самосвалов TEREX, который изготовлен из специальной стали с высоким пределом прочности и повышенной износостойкостью, а также усилен ребрами жесткости. Кузов с V-образное днищем придает ему жесткость и позволяет понизить положение центра тяжести самосвала.

Обогрев кузова самосвалов TEREX осуществляется выхлопными газами, и обеспечивает легкую разгрузку и очистку от липких и смерзшихся пород. Это особенно важно в экстремальных условиях работы, таких как на Апсатском разрезе. Нередко в августе в этих горах выпадает снег, который сходит лишь в июне. Морозы же достигают –45°C, при этом часто бывает пронизывающий ветер. Для комфортной работы водителей в карьерных самосвалах TEREX тоже все предусмотрено.

Кабина оснащена защитными ограждениями на случай опрокидывания машины и падения тяжестей (системами ROPS и FOPS), кондиционером, отопителем и всеми необходимыми системами и контрольноизмерительными приборами, обеспечивающими контроль за основными параметрами самосвала и предупреждающими о возможности наступления аварийных ситуаций.

Своими впечатлениями от работы на самосвале TEREX делится оператор Иван Таскин: «У машины отличная обзорность за счет увеличенной площади остекления кабины. Удобство в управлении и комфорт машины увеличивают мою трудоспособность».

Самосвалы TEREX работают на Апсатском разрезе круглосуточно, практически не останавливаясь. В среднем за смену каждый из них вывозит до 1,5 тыс. м3 горных пород. «Условия для машин очень жесткие, – рассказывает Олег Владимирович Лиходумов, – Разрез зажат в горах, в скалах. Площади для развития, площадки, технологические дороги очень сокращены и машины здесь работают на «отлично». Машины TEREX достойно выдерживают все условия работы – как природные, так и те, которые создаем для них мы».

Основные потребители угля, добываемого на Апсатском разрезе, – коммунальные системы БАМ. Около 70% объёма добытого угля отправляется на экспорт в страны АзиатскоТихоокеанского региона: Тайланд, Япония, Корея. Если для апсатского угля найдутся более масштабные рынки сбыта, будет продолжена геологоразведка, будут строиться новые разрезы, поскольку общая площадь залегания месторождения – 100 км2. А это значит, что на предприятии понадобится еще больше техники. Такой, как TEREX – надежной и производительной. В том, что эти машины не подведут в Кодарских горах, специалисты угольной компании СУЭК успели убедиться на собственном опыте.

www.ferronordic.ru

Ключевые слова: Самосвал, TEREX, Открытые горные работы, карьер

Журнал "Горная Промышленность"№6 (124) 2015, стр.36