Александр Онисимович Спиваковский 125-летию со дня рождения)

В.И. Галкин, д.т.н., профессор, Е.Е. Шешко, к.т.н., профессор,

В.Г. Дмитриев, д.т.н., профессор, МГГУ

30 января 2013 г. исполняется 125 лет со дня рождения Александра Онисимовича Спиваковского — выдающегося ученого, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, члена-корр. АН СССР, профессора, доктора технических наук, почетного доктора Дрезденского Технического университета и Краковской Горно-металлургической академии.

Свою научнопедагогическую деятельность А.О. Спиваковский начал в 1919 г. в Екатеринославском (Днепропетровском) горном институте, в котором проработал до 1933 г., занимая должности ассистента, доцента, профессора и заведующего кафедрой рудничного транспорта, впервые организованной им в системе горных вузов. В этот период он написал учебное пособие «Расчеты по транспортным устройствам» (1929 г.) и капитальную четырехтомную монографию «Конвейерные установки» (1932–1933 гг.), заявив о себе, как о крупном специалисте в области транспортной техники.

В 1933 г. по приглашению наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе он переезжает в Москву для работы в Московском горном институте, где создает кафедру рудничного транспорта, которой руководит в течение 35 лет. В общей сложности в МГИ он проработал 53 года.

С 1933 по 1944 гг. одновременно с преподаванием в МГИ А.О. Спиваковский занимается проектноконструкторской деятельностью, являясь научным руководителем Института подъемнотранспортного машиностроения (ВНИИПТМАШ). Сотрудниками ВНИИПТМАШ под его руководством были разработаны оригинальные конструкции скребковых и ленточных конвейеров. Им был создан принципиально новый тип конвейера на ходовых опорах для транспортирования крупнокусковых грузов, который известен в среде специалистовтранспортников, как «Конвейер Спиваковского». Он стал основоположником основ теории крутонаклонных конвейеров, ленточных конвейеров для транспортирования крупнокусковых грузов, ленточноканатных конвейеров.

Позднее он переходит в «Гипроуглемаш», в котором продолжает научную и инженерную работу. Он участвовал в проектировании и создании первых эскалаторов для Московского метро, конвейеров, комбайнов и механизированных крепей для очистных забоев угольных шахт, транспортномеханического оборудования поверхности шахт.

1942–1943 гг. А.О. Спиваковский принимает участие в работах комиссий по восстановлению шахт Подмосковного и Донецкого бассейнов.

В 1935 г. А.О. Спиваковскому было присвоено звание профессора, а в 1937 г. – учёная степень доктора технических наук. В 1946 г. он был избран членомкорреспондентом АН СССР, в 1947 г. за коренное усовершенствование забойных скребковых конвейеров ему была присуждена Государственная (Сталинская) премия, а в 1957 г. – присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

А.О. Спиваковским созданы основополагающие методы расчёта непрерывного рудничного и карьерного транспорта, транспортномеханического оборудования поверхности шахт, гидро и пневмотранспортного оборудования, вибротранспортных машин, трубопроводного транспорта, карьерного железнодорожного транспорта, а также автоматизации конвейерных линий. Александр Онисимович – автор более 240 научных работ.

В 1954 г. А.О. Спиваковский организовал в Институте горного дела им. А.А. Скочинского лабораторию по механизации горных работ, из которой в 1958 г. была выделена лаборатория рудничного транспорта, в работе которой, участвовал как консультант.

Долгие годы на кафедре транспортных машин и комплексов МГИ с участием лаборатории рудничного транспорта ИГД им. А.А. Скочинского действовал научнотехнический семинар по транспорту шахт и карьеров, организованный А.О. Спиваковским. Этот семинар стал школой передовой научнотехнической мысли, объединив учебные, научноисследовательские и проектноконструкторские институты, заводы, специализирующиеся по горным транспортным машинам.

За годы работы в МГИ А.О. Спиваковским были созданы учебные пособия и учебники по рудничному транспорту, переведенные на многие языки, которые не утратили своей актуальности до настоящего времени. Учебники А.О. Спиваковского «Рудничный транспорт» и «Транспортные машины и комплексы открытых горных разработок» (написанный в соавторстве с коллегами А.В. Андреевым и М.Г. Потаповым) выдержали 4 издания, переизданы в ряде зарубежных стран, где получили высокую оценку и использовались, как базовые при подготовке горных инженеров.

Начиная с 1967 года, А.О. Спиваковский организовал в издательстве «Недра» выпуск сборника «Транспорт шахт и карьеров», посвящённый проблемам транспорта горных предприятий. Было издано 12 томов сборника, и все они имели громадный успех, как в СССР, так и за рубежом, поскольку в представленных материалах отражались последние достижения научных разработок, конструктивных решений, а также актуальные вопросы эксплуатации транспортных машин.

А.О. Спиваковский подготовил большое число докторов и кандидатов наук, им создана известная как у нас в стране, так и за её пределами научная школа «Горного транспорта», которая и в наше время остаётся ведущей.

А.О. Спиваковский вел большую общественную деятельность. С 1938 г. он был член горной секции ВАКа, а с момента образования комитета по Ленинским и Государственным премиям – членом его горной секции. Он входил в состав редколлегий ряда специализированных журналов и технических советов министерств.

Трудовая деятельность А.О. Спиваковского получила большое признание. За свои выдающиеся заслуги он был награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного знамени, орденом «Дружбы народов», многочисленными медалями, знаками «Шахтерская слава» трех степеней.

А.О. Спиваковский ушёл из жизни на 99м году жизни, работая за письменным столом над статьями и учебником.

Светлую память об Александре Онисимовиче Спиваковском, выдающемся ученом, необыкновенно доброжелательном человеке высокой культуры и неутомимом исследователе, хранят многочисленные ученые и горные инженеры, как у нас в стране, так и за рубежом.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2012, стр.75