Международный научно-практический семинар по горному машиностроению

В Перми с 7 по 9 сентября 2006 г.прошел второй международный научно-практический семинар « Проектирование, производство и эксплуатация машин и механизмов для горно-добывающей промышленности», организованный ЗАО «Управляющая Компания Западно-Уральского Машиностроительного Концерна» («УК ЗУМК»).

В работе семинара приняли участие 67 специалистов и ученых из 27 машиностроительных заводов, научно-исследовательских и проектных институтов, горнодобывающих предприятий России, Узбекистана, Беларуси, Казахстана, Киргизии. Всего в рамках семинара было заслушано более 20 докладов по различным вопросам нынешнего состояния и перспектив развития горного машиностроения в России. С заключительным словом на семинаре выступил Генеральный директор «Управляющей компании ЗУМК» А.А. Поздеев.

С.М. Николов, первый зам. генерального директора «УК ЗУМК»

Наш Концерн объединяет ряд заводов, выпускающих горношахтное и нефтепромысловое оборудование. В настоящее время мы стараемся изменить структуру нашего бизнеса - создан инженерный центр, сейчас проходит утверждение инжиниринговая компания.

Предприятия, входящие в Концерн, постоянно совершенствуют выпускаемую продукцию и повышают ее качество. В частности, Юго-Камский машиностроительный завод, 260-летие которого было отмечено в сентябре 2006 г., входит в пятерку лучших заводов России, выпускающих запорную арматуру. Его продукция получила признание не только в России, но и за рубежом. Продолжаем совершенствовать подземное оборудование, оборудование для механизации складских хозяйств и т.д.

Значительный шаг сделан в продвижении нашей продукции на рынки Средне-Азиатских государств. Инженерный центр работает в настоящее время по нескольким программам и проектам с Узбекистаном, прошедшим утверждение в Кабинете Министров Узбекистана. ЗУМК имеет договора о сотрудничестве с ведущими Научно-проектными институтами (ФГУП «ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского», ОАО «Галургия», Горный институт УрО РАН), что позволяет участвовать в таких крупных тендерах, как строительство калийного рудника в г. Дехканабаде. Сегодня идет согласование документации, и я надеюсь, мы станем генеральным подрядчиком этого проекта.

Кроме того, Концерн старается развивать и другие направления. В частности, подписан ряд документов о взаимной работе с группой Пермских авиационных предприятий, прежде всего, с ОАО «Пермские моторы». Это вызвано тем, что крупнейшие горнодобывающие предприятия, например «Сильвинит», стали строить газотурбинные энергоблоки на базе пермских авиадвигателей, и считаем это направление весьма перспективным.

Надеюсь, что прошедший семинар будет способствовать расширению нашего сотрудничества с российскими и зарубежными горнодобывающими предприятиями.

А.П. Бычков, к.т.н., генеральный директор ОАО «НПО Горнефтемаш», заслуженный машиностроитель России

Нашему предприятию в этом году исполнилось 50 лет, сегодня оно имеет полностью замкнутый машиностроительный цикл от кузнечного, литейного производства до окраски и упаковки продукции, которую мы можем поставлять потребителям любым видом транспорта.

ОАО «НПО Горнефтемаш» выпускает оборудование для горнорудной, газо- и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, для обогатительных фабрик, ТЭЦ. В общей сложности мы выпускаем более 60 видов продукции: от простейших вагонеток до отвалообразователей, лифтоподъемников и т.п. оборудование.

Наше предприятие единственное в России и СНГ, которое способно делать шахтные лифтовые подъемники. В ближайшее время в АК «АЛРОСА» мы поставим два лифтоподъемника ПШЛ-1000. Это сложнейшие комплексы, которые по своим техническим характеристикам конкурентоспособны и не уступают импортным аналогам. При их производстве нами применен ряд новых технических решений, в частности, частотные преобразователи, позволяющие регулировать скорость подъема и спуска лифтоподъемника, а также исключающие резкие рывки и остановки.

Номенклатура нашего оборудования расширяется за счет новейших разработок. В этом году запущены в производство и уже выполнены в металле машина для зачистки выработок, три образца шахтной подвесной вагонетки, модернизированные бункеры-перегружатели. Заканчивается изготовление комплекса для проходки восстающих выработок «Крот». В разработке находятся электровоз с тяговым усилием 25 т, модернизированная вагонетка с донной разгрузкой, штоковые опрокидыватели.

В настоящее время для обеспечения стабильного качества выпускаемой продукции с помощью УК ЗУМК решается задача по техническому переоснащению и модернизации технологий, которые применяются на заводе. Уже в этом году будет осуществлена замена всего компрессорного оборудования, должны поступить новые литейные машины, будет проведена модернизация газорезательного оборудования. Приступаем к модернизации металлообрабатывающего и механического оборудования, ориентируясь на управление этим оборудованием с помощью электроники и компьютерных программ.

Одна из важнейших сторон деятельности любого предприятия - это обеспеченность кадрами. Можно иметь самое современное оборудование и технологии, но если не будет достаточно квалифицированных специалистов, то трудно рассчитывать на высокое качество выпускаемой продукции. Мы привлекаем к работе молодых специалистов, выпускников колледжей и технических университетов. Приходят толковые молодые конструкторы, технологи.

Сегодня завод отказался от практики «все делать самим», мы все больше и больше кооперируемся с нашими партнерами - это те предприятия, которые были связаны с оборонной промышленностью, иностранные фирмы. Установлены хорошие партнерские отношения с германскими фирмами «Бартек», «Норд», имеются наработки по изготовлению редукторов с одним из ведущих авиационных предприятий России - фирмой «Редуктор».

При производстве машин и оборудования мы стараемся учесть все пожелания потребителей. В настоящее время решается вопрос по сервисному обслуживанию, по поставке запасных частей. Мы готовы рассмотреть любые предложения наших заказчиков и надеемся на плодотворное с ними сотрудничество в течение многих лет.

А.Н.Земсков, д.т.н., директор по научной работе ОАО «НПО Горнефтемаш»

Горный комплекс России дает 75% всей валюты страны. Парадокс нынешней ситуации состоит в том, что, обладая несметными богатствами в недрах, и входя в мировые лидеры по добыче полезных ископаемых, в горнодобывающих отраслях России в значительной степени используется импортное оборудование и техника. В частности, в Кузнецком угольном бассейне до 85% всей задействованной техники составляет оборудование иностранного производства. При этом, 65-70% затрат на добычу и обогащение угля приходится на оборудование, запасные части и сервисное обслуживание этой техники.

Машины, оборудование и транспортные средства в 2005 г. составили 41.5% всего импорта РФ, причем значительная часть приходится на горную технику. Такого наплыва импортной техники на наши предприятия, продаваемой практически по любым системам финансирования, давно не наблюдалось в России. Мы должны считаться с этими реалиями и осуществлять исследования и разработку техники на таком уровне, который позволил бы нам успешно с ними конкурировать. Хотя и в России имеются разработки, соответствующие мировому уровню. В качестве примера хотелось бы привести разработки «НПО Горнефтемаш». Совместно с ФГУП «ННЦ ГП - ИГД им. А.А. Скочинского» разработан комплекс для проведения восстающих (ПКВУГ) сечением 0.8 м с последующим расширением до 1.4-2.4 м. В настоящее время он изготавливается на заводе горношахтного машиностроения. Этот комплекс, кроме чисто технологических задач по проходке выработок, позволит решить очень важный вопрос спасения горняков, оказавшихся под завалом, т.к. может осуществлять проходку под углом от 45° до 90°, что позволит в короткий срок и с высокой скоростью обеспечить связь нижележащего горизонта с любым вышележащим горизонтом. Этой машиной заинтересовались в МЧС России.

Еще одним направлением инженерного центра «НПО Горнефтемаш» являются работы по подвесным канатным дорогам. Сегодня мировая тенденция - переход на непрерывные средства доставки добытых полезных ископаемых. Подвесные канатные дороги в этом плане очень перспективный вид транспорта, который может преодолевать участки рельефа местности с углом наклона до 45°.

Достигнута длина транспортировки в 101 км, объем грузоперевозок достигает 4.3 млн. т/год. В Чили работают подвесные канатные дороги на высоте 4900 м над уровнем моря, ни один вид транспорта в таких сложных условиях работать не сможет. В нашем инженерном центре разработаны новые виды опор, которые позволяют располагать на одной опоре сразу две подвесные канатные дороги, что очень удобно в условиях Крайнего Севера, когда возведение фундаментов весьма затруднено. Предусматривается также исключить холостой пробег вагонеток, загружая их на обратном пути отходами. Такой проект нами был просчитан для транспортировки калийных руд с Тюбегатанского месторождения в Узбекистане. Там дальность транспортировки составляет 47 км, в одну сторону транспортируется 700 тыс. т руды в год, обратно - 500 тыс. т отходов. Стоимость проекта - 12 млн. долл. США, для сравнения - при транспортировке по железной дороге минимальные затраты составляют 48 млн. долл. США. Перечень разработок и машин можно продолжить, но я хочу привести данные ученых из Челябинска (НТЦ - НИИОГР), которые подсчитали, что стоимость техники, покупаемой за рубежом, в среднем 2-26 раз выше, чем Российские аналоги, а увеличение производительности - только в 1.5-2 раза. Поэтому приведенные цифры требуют оценки с позиции «цена-качество», что предполагает разумное отношение наших горнодобывающих предприятий к закупке горной техники.

Процесс эффективного развития горного производства охватывает все промышленно развитые страны мира, и определяющую роль в этом играют проектные институты, НИИ и производители горного оборудования. Для укрепления связей между наукой и производством в международном масштабе образуются различные институты, фонды, кооперация другого уровня. В качестве примера можно привести данные по созданию в Лондоне в 1985 г. Международного угольного института, который объединил 15 крупнейших угледобывающих стран Запада - США, Великобритании, Австралии, Германии, Канады и др. Цель этой кооперации - совместные научно-технические, конструкторские проработки, производство и внедрение часто дорогих изделий на своих предприятиях. Почему бы нам не объединить усилия ученых, проектировщиков, машиностроительных заводов России, Киргизии, Узбекистана, Казахстана, Белоруссии и др.стран содружества и не создать орган, который позволит сообща, с общим финансированием решать вопросы развития горного машиностроения.

Б.А.Вишняк, к.т.н., зав. отделом фирмы «Пассат» (г. Солигорск, Беларусь)

Прошедший семинар позволил ознакомиться с наиболее передовыми современными разработками в области горного машиностроения. При этом доклады, сделанные на семинаре, позволяют оценить не только новое оборудование, но и новые технологии, новые системы управления, которые обеспечивают высокое качество продукции, при меньшей энергоемкости и высокой культуре производства, сокращение расходов топлива.

Наше предприятие занимается вопросами управления основными технологическими процессами обогащения, прежде всего сгущения, и процессов усреднения руды. Имеются наработки в области выщелачивания и сушки готового продукта.

Кроме того, мы разрабатываем аппаратуру управления технологическими процессами при добыче полезных ископаемых и их обогащении. В частности разработана аппаратура автоматизации управления конвейерным транспортом, позволяющая осуществлять непрерывный контроль над всеми подземными конвейерными линиями и, по желанию оператора, дистанционное или автоматическое управление ими. Особенно необходимо отметить разработку сгустительных аппаратов. Фирмой «Пассат» предлагаются высокоцилиндрические сгустители с высокой производительностью, обеспечивающие устойчивый процесс сгущения. При этом осветленная часть продукта имеет более высокое качество, а разгрузка идет с меньшим количеством жидкой фазы. Эти аппараты автоматизированы - осуществляется контроль исходного питания, реагентов, шламов, высоты осветленной сгущенной зоны, автоматизированная выгрузка из аппаратов происходит с использованием частотных преобразователей. Они могут быть с успехом использованы в калийной промышленности - на предприятиях «Сильвинит и «Уралкалий». ООО «Пассат» может оказать содействие в разработке и изготовлении сгустительных аппаратов.

Конференция на наш взгляд показала много нового как в совершенствовании технологий, так и управления технологическими процессами. Мы надеемся на тесное сотрудничество с Западно-Уральским машиностроительным концерном.

Беларусь предлагает сотрудничество в области разработки и совершенствования новых технологий и систем автоматизации.

А.В.Ковалев, нач. отдела маркетинга ОАО «Авиадвигатель» (г. Пермь)

В этом году между ЗУМК, ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «Пермские моторы» было заключено соглашение о сотрудничестве по продвижению в горнодобывающие отрасли энергоустановок, выпускаемых пермским моторостроительным комплексом на базе авиационных газотурбинных двигателей. Газотурбинные электростанции предусматривают использование двух двигателей - ПР-90А и Д-30. Последний тип двигателя находится в производстве с конца 1960-х гг. и считается самым надежным двигателем российской авиации. На его базе создано три вида газотурбинных установок. Первый тип установок был выпущен для замены украинских двигателей на газотурбинных электростанциях, следующий (ГТУ-4П) успешно используется в «Газпроме» и наиболее удачная машина (ГТУ-6П) в настоящее время наиболее востребована на рынке и поставляется как для промышленных объектов, так и для ЖКХ.

Наиболее совершенной сегодня является серия установок «Урал» («Урал-2500», «Урал-4000», «Урал-6000»). «Урал-2500» основное применение находят в северных регионах на объектах «Газпрома», где, как правило, они устанавливаются блочно по 5-7 единиц, т.е. можно набирать фактически любую мощность. Наши газотурбинные электростанции мощностью 12 МВт были реализованы на объектах нефтегазовой промышленности (14 установок). Основная особенность этих установок - утилизация попутного нефтяного газа, которого на нефтепромыслах достаточно, и чтобы его не сжигать в факелах и не гонять на переработку, было решено построить газотурбинную электростанцию и полностью обеспечить производство собственной электроэнергией.

Газотурбинные станции «Урал 4000» в основном используются для ЖКХ. Надежность их очень высокая. Так, одна из станций уже более 6 лет обслуживающая поселок численностью 8 тыс. человек, не имела за это время ни одного отказа. Ввести в строй такую станцию достаточно легко, если есть фундамент и подведены коммуникации, то на ее монтаж требуется 8 часов. Станция «Урал 6000» расположена в г. Иваново. Такие станции мы поставляем в полной заводской готовности.

В настоящее время наши поставки простираются на север и восток Сибири. Имеется контракт с итальянскими потребителями. За счет сотрудничества с ЗУМК мы надеемся расширить наши связи в Средней Азии и на востоке России.

Материалы подготовил В.А. Зенин

Журнал "Горная Промышленность" №5 2006