КАТОВИЦЕ’ 2003

В столице Силезии, главного угледобывающего региона Польши, в городе Катовице, 9–12 сентября 2003 г.
прошла очередная выставка-ярмарка KATOWICE’ 2003

Уже в третий раз с 1999 года редакция журнала «Горная Промышленность» посещает ярмарку в Катовицах. Однако в 2003 году впервые журналы «Горная Промышленность» и «RUSSIAN MINING» (на английском языке) были представлены собственным стендом участника ярмарки. Довольно удачное расположение стенда в Центральном павильоне предоставило превосходные условия для максимального общения с посетителями и участниками ярмарки и позволило почувствовать живой интерес и к нашим изданиям, и к состоянию горной промышленности России в целом, а также отметить особенности ярмарки KATOWICE’ 2003.

Одна из ведущих выставок Европы, проходящая один раз в 2 года, KATOWICE’ 2003 стала яркой демонстрацией достижений горной, энергетической, металлургической и химической отраслей промышленности Польской Республики и других стран мира.

Свидетельством особого значения и важности этих отраслей промышленности для экономики Польши служит тот факт, что Ярмарка KATOWICE’ 2003 проводится при поддержке Премьер-министра Республики Польша Л. Милера и Министра экономики Польши Е. Хауснера.

В течение уже нескольких лет Katowice Fair воспринимается как одно из значительных событий в мире промышленных ярмарок.

В 2003 году Ярмарка впервые проводится в статусе члена Союза Международных выставок-ярмарок, что само по себе является свидетельством ее высокого мирового рейтинга.

В этом году свою продукцию на Ярмарке демонстрировали около 500 компаний из 18 стран мира: Англии, Бельгии, Беларуси, Германии, Венгрии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Польши, России, Словакии, США, Украины, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии.

Ярмарку 2003 года посетили более 22 тыс. специалистов из 13 стран мира: Беларуси, Венгрии, Вьетнама, Германии, Китая, России, Словакии, Сербии, Украины, Черногории, США и др. Организаторы отмечают, что в этом году значительно больше было специалистов из регионов России и Украины.

Одновременно с Ярмаркой проходили конференции и симпозиумы, организованные Польским обществом поддержки предпринимательства и Польской Ассоциацией горнопромышленников. Красной нитью выступлений и докладов на конференции и симпозиуме прослеживалась проблема ожидаемых перемен в промышленности Польши в связи с ее предстоящим вступлением в Объединенный Европейский Союз весной 2004 года.

Наши контакты с представителями польских фирм-экспозиционеров показали, что многие из них рассматривают российский рынок, как один из наиболее перспективных и потенциально емких на ближайшие годы для продукции горнопромышленного назначения.

Доминирующими на Ярмарке были экспозиции польских предприятий, продукция которых потребляется горной промышленностью Польши и экспортируется в различные страны мира. Польское машиностроение было представлено стендами фирм Fazos, Glinik, Fazer S.A., ZZM, Famor, Remag, RiFama, Pioma, Carboautomatika, Stalova Vola, Sempertrans Belchatow S.A, Gonar и другими, составляющими сердцевину высокоразвитого польского горного машиностроения.

Экспозиции и стенды на Ярмарке развернули также региональные (польские) представители таких известных фирм как Tiefenbach, Sauer-Danfoss, Outokumpu, Joy, Intertech, Metso Minerals, Ferrit и некоторых других.

Собственные экспозиции и стенды на Ярмарке представили всемирно известные компании, фирмы, продукция которых очень хорошо известна и российским специалистам. Прежде всего, это ABMEC, Anker-Flexco, Bumar, DBT, Huta Stalova Wola, Kennametall, Nilos, Sempertrans, Thiele, Wagener и другие.

Кроме того, на Ярмарке предлагали свою продукцию ряд фирм, пока еще мало известных российским горнякам, например: ELTEL, Electrometal, Carboautomatika, Weber и другие. Однако опыт успешной работы этих фирм на рынках Польши, Германии и других горнодобывающих стран не оставляет сомнений в успехе и на новых для них рынках горного оборудования и технологий. В частности, как показали наши встречи со специалистами, состоявшиеся как на стендах Ярмарки, так и во время посещения предприятий, часть фирм связывает перспективы своего дальнейшего развития с потребительским потенциалом российского рынка.

Из стран б. СССР свою продукцию на Ярмарке представили Беларусь (Минский подшипниковый завод), Россия (АО «КРАН-УМЗ», фирма «НЕГУС-ЭКСПО», журналы «Горная Промышленность» и «RUSSIAN MINING»), Украина (Бердичевский завод «Прогресс», ГУП Завод им. Малышева, Макеевский завод шахтной автоматики, Никопольский трубопрокатный завод).

Некоторая индифферентность российских и украинских фирм к участию в выставках объясняется постепенным сворачиванием горнодобывающей промышленности в странах Европы и в Польше, в частности. Этот сегмент рынка здесь прочно удерживается мощной промышленностью горного машиностроения Польши и Германии, что на фоне общего снижения спроса на ее продукцию сводит шансы распространения в этом регионе продукции российских и украинских машиностроителей к минимуму.

Важным результатом нашего участия в Ярмарке KATOWICE’ 2003 в качестве не только представителей специализированного журнала, но и одного из российских экспозиционеров, является вывод о том, что ряд предприятий Польши, стабильно работающих на собственном рынке, готов поставлять свою высококачественную продукцию в Россию и страны СНГ. Стимулирующими к этому обстоятельствами сегодня являются, с одной стороны, позитивные и устойчивые темпы развития горной промышленности в России и, с другой стороны, постепенное и неуклонное сокращение угледобычи в Польше и других странах Европы. В условиях формирования этих тенденций к одной из радикальных мер по смягчению последствий надвигающегося резкого сокращения объемов товарного производства на заводах горного машиностроения Польши относится поиск и расширение рынков сбыта своей продукции в России и странах СНГ.

По данным оргкомитета Ярмарки за время ее работы был подписан целый ряд важных и крупных контрактов между польскими фирмами и покупателями из России и Украины.

Представляя здесь российский специализированный (горного профиля) журнал, мы убедились, что Ярмарка в Катовице наиболее посещаема не только польскими специалистами, но и немецкими, украинскими, белорусскими и стран Балтии. Из-за территориальной близости они прибывали на Ярмарку на автомобилях и автобусах. Из бесед с некоторыми гостями этих стран мы убедились, что это самая посещаемая и практически единственная и реально доступная для них выставка горного профиля в Европе. Из-за территориальной отдаленности крупнейшие профильные международные выставки в России (в г.Новокузнецк и в г.Кемерово) стали для многих из них просто недостижимыми. По этой причине уровень информированности специалистов, с которыми нам пришлось общаться на стенде, о реальных событиях в горнотехнической сфере России остается низким. Такое положение вряд ли можно считать полезным для российских фирм, ведь хорошо известная жизненная формула гласит: «Не участвуешь в выставках, ярмарках – не существуешь для покупателя!»

Учитывая это, российским заводам и фирмам, производящим горное оборудование следует пересмотреть свое отношение к Ярмарке в Катовице. Наш опыт участия во многих российских и зарубежных выставках и ярмарках горного профиля позволяет рекомендовать использовать выставочной площадки Катовицкой Ярмарки для имиджевой объединенной экспозиции российских предприятий, выпускающих горные машины и оборудование для угольных шахт. За последние несколько лет к нам участились запросы от различных инвесторов о российских производителях горной техники для объектов, в том числе и зарубежных, инвестируемых отечественными и совместными компаниями. Эти обращения являются дополнительным свидетельством существования определенного сегмента рынка российского оборудования.

Долголетнее сотрудничество с Катовицкой Ярмаркой позволило нам достичь договоренности с оргкомитетом по организационно-рекламной подготовке такого стенда. Успех выполнения такой задачи теперь зависит от российских предприятий и организаций – потенциальных участников объединенного стенда.

Мы уверены, что объединенный стенд позволит не только поддержать имидж отечественного горного машиностроения, но и будет способствовать расширению круга потребителей продукции в России, странах СНГ и других странах мира.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2003