Научно-практическая конференция «Карьерный транспорт-2003»

В г. Жодино (Республика Беларусь) на ПО «Белорусский автомобильный завод» 16–17 января с.г.
успешно прошла Научно-практическая конференция «Карьерный транспорт-2003»

Конференция, cтавшая традиционной, собрала более 200 представителей из различных регионов России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, а также стран дальнего зарубежья – Китая, Вьетнама, Турции, Чехии, Польши, Венгрии, Монголии, Эстонии. Среди почетных гостей первый заместитель министра промышленности РБ И.И.Демидович, советники посольств РФ и Украины в РБ И.Е.Рубцов и Н.В.Лазарович, Чрезвычайный Полномочный посол Туркменистана в РБ И.В. Вельджанов.

В своем вступительном слове генеральный директор ПО «БелАЗ» П.Л.Мариев отметил, что главной задачей конференции является «обсуждение и выработка перспективных направлений развития конструкции карьерной техники, определение согласованной политики производства и дальнейшего развития рынка продаж в горнодобывающем комплексе, постоянное совершенствование сервисных и дилерских услуг, включая вопросы финансирования и кредитования покупателей». При этом он заверил присутствующих, что предприятие готово удовлетворить любые запросы потребителей по номенклатуре и комплектности техники, и двери завода всегда открыты для сотрудничества с заинтересованными партнерами.

От имени Правительства РБ выступил И.И.Демидович, подчеркнувший, что коллектив ПО «БелАЗ» «четко понимает свои задачи, есть новые подходы, новые решения, и самая главная линия, которая связана с техническим перевооружением предприятия, успешно завершается».

Выступивший с докладом технический директор объединения Г.Я.Горячий остановился на современных тенденциях развития карьерного автотранспорта. Он отметил, что в минувшем году коллектив объединения напряженно работал над повышением технического уровня и надежности выпускаемых машин, руководствуясь пожеланиями потребителей, высказанными на прошлой конференции, а также замечаниями, поступившими с мест эксплуатации.

Реализуя решения научно-практической конференции «Карьерный транспорт-2002», Белорусский автозавод ведет целенаправленную работу по совершенствованию машин технологического карьерного транспорта серийного производства с целью повышения их надежности, повышению эффективности и ресурса эксплуатации. Так, только для повышения надежности тягового электропривода в 2002 году внедрено более 250 конструкторских решений.

В 2002 году было произведено 798 автомобилей. Темп роста объемов промышленного производства в сопоставимых ценах к уровню 2001 года составил 107.2%. В прошедшем году специальной техники было изготовлено в 2.8 раза больше, чем в 2001 году. Г.Я.Горячий подробно остановился на конструкторских решениях, на реализации проекта техперевооружения предприятия, на качестве выпускаемой продукции и т.д.

Коммерческий директор ПО «БелАЗ» А.С.Ильянов рассказал присутствующим о состоянии продаж продукции завода. Рыночная экономика, обостряющаяся конкурентная борьба требуют постоянного повышения эффективности ведения производства, рационального использования всех видов ресурсов, снижения себестоимости продукции.

Эти обстоятельства требуют постоянного проведения модернизации и создания новых моделей карьерных самосвалов, что позволит компенсировать потери производительности техники, вызванной усложнением горнотехнических условий эксплуатации.

ПО «БелАЗ» разрабатывает новые модели карьерной техники, совершенствует ее узлы и системы, применяет новые материалы. Нормой становится установка современных диагностических и контролирующих электронных систем, повышающих эффективность использования техники.

В 2002 году потребителям был представлен новый самосвал БелАЗ-7555G грузоподъемностью 77 тонн; собран образец самосвала БелАЗ-75127 грузоподъемностью 120 тонн с двумя ГМТ 5+2 и начаты его заводские испытания; продолжены заводские испытания самосвала БелАЗ-7516 грузоподъемностью 135 тонн с гидромеханической трансмиссией. Наряду с этим, завершены заводские испытания шарнирно-сочлененного самосвала повышенной проходимости грузоподъемностью 36 тонн и самоходного шахтного вагона БелАЗ-79271; проведены испытания и ведется подготовка серийного производства маслоохлаждаемых многодисковых тормозов на самосвалах с гидромеханической трансмиссией; БелАЗ-75306 грузоподъемностью 220 тонн, представленный в начале 2002 г., запущен в серию.

Большое внимание ПО «БелАЗ» уделяет стандартизации и метрологии, вопросам повышения качества выпускаемой продукции. В июне 2002 года предприятие подтвердило Сертификат на соответствие системы обеспечения качества стандартам серии ISO 9000, в том числе в Немецкой системе аккредитации TGA.

Ознакомившись с цехами объединения и выпускаемой продукцией, участники конференции отмечали в своих выступлениях, что ПО «БелАЗ» – современное, динамично развивающееся предприятие мирового уровня.

Об опыте эксплуатации карьерного транспорта говорили в выступлениях на конференции начальник АТУ ОАО ХК «Кузбассразрезуголь» В.И.Смоляков, начальник транспортного отдела АК «Алроса» И.В.Зырянов, директор ОАО «Томусинская автобаза» В.Ф.Черный. На развитии горнодобывающей промышленности России остановился в своем выступлении президент НП «Горнопромышленники России» Ю.Н.Малышев. Проблемы дизелестроения и сервисного обеспечения двигателей изложили в своих выступлениях главный конструктор ОАО «Турбомоторный завод» В.В.Лошманов и глава представительства фирмы Cummins в СНГ Стив Роуз. Формирование имиджа продукции ПО «БелАЗ» в условиях конкуренции – тема выступления заведующего кафедрой горного транспорта СПГГК (ТУ), д.т.н., проф. А.А.Кулешова. На работе своих предприятий, путях повышения качества изделий остановились в выступлениях технический директор завода «Татэлектромаш» А.В.Лалетин и технический директор ОАО «Белшина» В.Ф.Барташевич.  Вице-президент Национальной академии наук Беларуси Ю.М.Плескачевский рассказал участникам конференции о творческом сотрудничестве ученых и специалистов ПО «БелАЗ». На конференции выступил и ряд других ее участников.

Обмен мнениями, обсуждение вопросов конструкторских разработок, качества продукции, сервисного обеспечения, поставок комплектующих изделий и материалов продолжились в работе секций.

В принятом решении участники конференции одобрили ход выполнения ПО «БелАЗ» комплекса опытно-конструкторских работ по совершенствованию серийно выпускаемых изделий и освоению выпуска новых видов карьерной техники с улучшенными эксплуатационными характеристиками, а также работы по внедрению нового прогрессивного оборудования и передовых технологий с целью повышения качества выпускаемой продукции. ПО «БелАЗ» предложено совместно с ЯМЗ, АО «Электросила», «Татэлектромаш», «Уралэлектротяжмаш» осуществить в 2003 году мероприятия по дальнейшему повышению качества выпускаемой продукции с целью обеспечения ее конкурентоспособности.

Белорусскому шинному комбинату рекомендовано ускорить работы по проведению модернизации производства с целью повышения качества выпускаемых шин и ускорения освоения производства цельнометаллокордных радиальных крупногабаритных шин.

Одобрено решение ПО «БелАЗ» о создании сервисных технических центров с возможностями осуществления агрегатного метода ремонта основных узлов карьерных самосвалов и организации склада запасных частей с их неснижаемым запасом.

* * *

Руководству Белорусского автозавода выражена признательность за организацию конференции, предоставленную возможность обменяться опытом, обсудить состояние парка карьерной техники и выработать согласованные решения по его обновлению. 

Журнал "Горная Промышленность" №1 2003, стр.