Екатеринбургская научно-техническая конференция «Проблемы карьерного транспорта»

Институтом горного дела УрО РАН совместно с Научным Советом РАН по проблемам горных наук 3–4 декабря 2002 г. в Екатеринбурге была проведена конференция – первая за 18-летний период и шестая за всю историю Екатеринбургских форумов, посвященная проблемам карьерного транспорта.

Доклады и выступления на шестой Конференции были посвящены результатам исследований, проектирования и эксплуатации карьерного транспорта во второй половине ХХ века и обоснованию новых приоритетных направлений его развития в XXI веке. Рассмотрены концептуальные вопросы эволюции транспортных систем карьеров, системные вопросы организации карьерного транспорта, проблемы проектирования, выбора и эксплуатации систем с автомобильным, железнодорожным, конвейерным, комбинированным, а также новыми и специальными видами транспорта.

Конференция в своем решении акцентировала внимание научно-технической общественности на необходимости решения задач в области всех видов карьерного транспорта.

В области автомобильных видов транспорта:

•    разработка систем автоматизированного управления техническим состоянием автомобилей и транспортным процессом в целом на основе внедрения систем диагностики, информатики и технического обслуживания и ремонта;

•    исследование целесообразности создания комбинированных (троллейвозных) энергосиловых установок с целью энергосбережения и снижения экологических последствий применения автосамосвалов в глубинной зоне и нагорных карьерах;

•    разработка методики выбора рациональной модели автосамосвалов по грузоподъемности и другим, конструктивным и технологическим параметрам для конкретных условий эксплуатации;

•    совершенствование нормативных документов в области проектирования, строительства и эксплуатации карьерных автодорог.

В области карьерного железнодорожного транспорта:

•    совершенствование схем путевого развития при глубоком вводе в карьеры с использованием крутых (60‰ и более) уклонов путей, а также и средств безопасной эксплуатации подвижного состава;

•    разработка и совершенствование вспомогательного оборудования для безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта с повышенным уклоном путей;

•    обоснование путей энергосбережения, в том числе за счет увеличения напряжения в тяговых сетях переменного (до 25 кВ) и постоянного (до 10 кВ) тока;

•    обоснование провозной способности сложных схем путевого развития;

•    повышение организационных качеств ремонта карьерных локомотивов.

В области конвейерного транспорта:

•    разработка конструкций крутонаклонных конвейеров и обоснование эффективных областей их применения;

•    создание и внедрение многоприводных конвейеров для обеспечения транспортирования горной массы на большие расстояния без перегрузки;

•    разработка и создание для использования на конвейерах комплексов ЦПТ резинотканевых лент на основе тканей из синтетических высокомодульных волокон типа терлан или оксалон (зарубежные аналоги Kevlar, Aramid) прочностью до 6000–8000 даН/см ширины ленты и относительным удлинением при рабочей нагрузке не более 0.5–1.0%.

В области комбинированных и специальных видов транспорта:

•    создание мобильно-стационарных перегрузочных устройств в системах автомобильно-конвейерного и автомобильно-железнодорожного транспорта;

•    разработка и реализация методов сравнительной оценки целесообразности применения на карьерах автомобильных и скиповых подъемников, систем пневмоподъёмного и пневмоконтейнерного транспорта, конвейерных поездов с электромагнитным приводом с повышенной тяговой способностью, автомобильно- и железнодорожно-контейнерного транспорта и др.

В целях обмена информацией, координации исследований, обоснования перспективных направлений исследований в области карьерного транспорта конференция признала целесообразность периодического (через 2–3 года) проведения международных научно-технических конференций в ИГД УрО РАН и других научных центрах России. Казахстана, Украины.

Учитывая, что решение проблем карьерного транспорта зависит от общих тенденций развития открытых горных разработок, а также в целом от стратегии освоения недр, участники конференции поддержали предложение об организации постоянно-действующего семинара по геотехнологии, заседания которого проводить на базе научных учреждений Урала (ИГД УрО РАН, УГГГА, НИИОГР, МГТУ) 2–4 раза в год.

В работе конференции приняли участие около 150 человек, представляющих 47 ведущих академических, отраслевых и учебных институтов, производственных предприятий горной промышленности и предприятий-изготовителей горно-транспортной техники. На конференции работали учёные и специалисты из Казахстана, Беларуси, Украины, Польши и России.

Участники конференции, поблагодарив директора ИГД УрОРАН, член-корр. РАН В.Л.Яковлева за организацию шестой Екатеринбургской конференции на базе института, предложили поддержать традицию по проведению таких конференций и в будущем.

М.Н.Котровский

Журнал "Горная Промышленность" №1 2003, стр.