Сотрудничеству крепнуть

Научно-практическая конференция «Трубной Металлургической Компании»
и предприятий машиностроительного комплекса

Машиностроение является одной из передовых отраслей промышленности, развитие которой во многом определяет прогресс в других отраслях экономики. В экономически развитых странах объемы продукции, выпускаемой машиностроительной отраслью превышают треть всего объема промышленного производства. В России же эта доля снизилась с 1990 г. с 28% до 14%, а объем производства в машиностроении сократился более чем на 50%. Причиной спада стал общеэкономический кризис 90 х годов, который привел к резкому сокращению спроса других отраслей на продукцию машиностроения и, как следствие, значительному падению объемов ее производства.

В результате создавшихся после кризиса 1998 г. благоприятных условий для развития национальной экономики, развитию машиностроения был дан значительный импульс. Отрасль начала быстро наращивать объемы производства, что указывает на тот значительный потенциал, которым она обладает. В 2001 г. объемы выпуска продукции в машиностроении увеличились на 7.3%, став одними из самых больших в российской экономике. В связи с тем, что машиностроительный комплекс является металлоемким сектором промышленности, рост его производства требует соответствующего увеличения поставок металлопродукции, в том числе труб.

Одной из задач по развитию российского машиностроения в рыночных условиях является повышение качества и конкурентоспособности его продукции, и решить эту задачу можно только в сотрудничестве с партнерами из металлургического комплекса. С целью налаживания более тесной работы между машиностроителями и трубниками с 22 по 23 мая 2002 г. на Волжском трубном заводе (Волгоградская обл.) «Трубная Металлургическая Компания» (ТМК) провела совместно с представителями машиностроительного комплекса научно практическую конференцию «Трубы в машиностроении – проблемы и пути их решения предприятиями ТМК», в работе которой приняли участие более 120 представителей крупнейших машиностроительных заводов, ведущих отраслевых научно исследовательских институтов, специалисты предприятий ТМК.

ТМК – объединение трубных заводов

Открывая конференцию, генеральный директор Волжского трубного завода (ВТЗ) Анатолий Бровко отметил, что такие встречи важны и для трубников, и для машиностроителей, поскольку с одной стороны позволяют наглядно продемонстрировать производственный и технический потенциал трубных заводов, а с другой – собрать и обобщить предложения машиностроителей по совершенствованию трубной продукции, чтобы более полно удовлетворять потребности машиностроительного комплекса.

О деятельности ТМК – крупнейшего оператора российского трубного рынка, рассказал заместитель генерального директора компании Леонид Марченко. ТМК – это корпоративное объединение ведущих трубных заводов России, которое является горизонтально интегрированным холдингом, созданным по отраслевому принципу. Под управлением ТМК сегодня работают российские трубные заводы – Волжский (ВТЗ), Синарский (СинТЗ) и Северский (СевТЗ), а также румынский трубный завод «Артром». Все сбытовые операции заводов в России осуществляет Торговый дом ТМК, а за рубежом – дочерние компании «Синара Хандель» (ФРГ) и «Евросинара» (Италия). ТМК является лидером по производству трубной продукции в России и одним из крупнейших ее производителей в мире. Компания выпускает трубы для нефтяной и газовой промышленности, для энергетики и машиностроения, для химической и нефтехимической промышленности, строительства, жилищно коммунального хозяйства, судостроения, авиационной, космической и ракетной техники. Марочный состав материалов, используемый для изготовления труб, включает в себя углеродистые, легированные, нержавеющие, жаропрочные стали, чугун, а также титановые и никелевые сплавы. Производственные возможности компании обеспечивают выпуск сварных труб диаметром от 10 до 2520 мм с толщиной стенки от 1 до 24 мм, бесшовных труб диаметром от 1 до 426 мм с толщиной стенки от 0.5 до 60 мм, то есть практически всего диапазона потребностей российского и мирового рынка. На всех заводах компании система качества аттестована в соответствии с требованиями ISO 9001 и АPI Spec 0.1., а продукция, выпускаемая заводами, сертифицирована по стандартам API 5L, 5ST, TUV, ASTM, имеет лицензию DIN, сертификаты соответствия ГОСТ Р, ADWO/TRD100. Суммарные производственные мощности компании составляют: по выплавке стали 1.9 млн. тонн в год, по выпуску труб 3.5 млн. тонн/год. Результаты работы заводов с 1999 года свидетельствуют о стабильном росте производства и хороших перспективах на будущее.

Трубная Металлургическая Компания реализует масштабные инвестиционные программы, направленные на поддержание и развитие основных фондов предприятий, научно техническое обеспечение производства, развитие нормативной базы и социальной сферы. Стабильное и солидное финансовое положение, на которое опирается ТМК, открывает большие возможности не только для предприятий компании, но и для ее надежных партнеров. В настоящее время возможности ТМК способны удовлетворить самый широкий круг потребностей машиностроительного комплекса. Компания имеет большой резерв расширения номенклатуры и повышения качественных характеристик выпускаемых труб, и его реализации должно способствовать расширение контактов со специалистами машиностроительной отрасли.

Машиностроители повышают требования

Одной из важных областей применения трубной продукции в машиностроении является производство такой важной составляющей многих машин и механизмов, как подшипники. ТМК активно работает в этом секторе рынка, и суммарная доля компании в выпуске подшипниковых труб составляет 40%. При этом ТМК является лидером по производству горячекатаных подшипниковых труб, выпуская три четверти всего объема этого вида продукции в России. Предприятия компании поставляют трубы на многие подшипниковые заводы, которые испытывают сегодня насущную потребность в повышении конкурентоспособности своей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Известно, что около половины общего объема металла, используемого при производстве подшипников, составляют трубы. В связи с этим важными для подшипниковых заводов факторами являются качество труб, их цена и своевременность поставки. Об этом говорили представители Волжского подшипникового завода. В числе предложений по совершенствованию трубной продукции были отмечены: повышение чистоты используемого металла и снижение содержания неметаллических включений, уменьшение уровня остаточных внутренних напряжений в металле и снижение допусков на толщину стенки и наружный диаметр труб. Было также высказано предложение о необходимости расширения номенклатуры труб и снижения минимальной нормы отгрузки. Оценивая сотрудничество с ТМК, специалисты завода отметили, что Компания является надежным партнером, который выдерживает сроки поставки и номенклатуру заказываемых размеров труб. Представители завода подчеркнули актуальность и своевременность проводимой научно практической конференции.

Важной отраслью применения трубной продукции является автомобильная промышленность. О вопросах, связанных с использованием труб на ОАО «Автоваз», рассказали его специалисты. Трубы используются во многих узлах и агрегатах современного автомобиля, обширен и диапазон применяемого на «Автовазе» сортамента труб – от размера Õ 4(0.7 мм до Õ 89(54.5 мм. В числе основных партнеров российского автогиганта и Трубная Металлургическая Компания, предприятия которой являются единственными поставщиками по таким видам продукции, как свертнопаяные трубы с цинковым и полимерным покрытиями и электросварные трубы для карданных патрубков. Среди предложений, высказанных в докладе представителей Волжского автозавода, было налаживание в нашей стране выпуска металлопродукции с алюмосилициевым покрытием, которое, как показывает зарубежная практика, прекрасно работает в термически нагруженных узлах автомобилей. Требует своего решения и проблема повышения качества полимерных покрытий металлопродукции, используемой в автомобилестроении. В этой связи опыт ВТЗ по производству труб с эпоксидным покрытием, используемым в настоящее время в нефтяной отрасли, может быть востребован и в автомобильной отрасли, и у ТМК, объединившей несколько заводов, выпускающих трубы для машиностроения, здесь есть большие возможности. Была также отмечена необходимость повышения защиты от коррозии труб при их транспортировке с заводов изготовителей.

За годы экономических реформ многие машиностроительные предприятия, выпускавшие оборонную продукцию, переориентировались на выпуск гражданской. Об опыте сотрудничества с ТМК при реализации конверсионных программ рассказали специалисты Орского машиностроительного завода (ОМЗ). Предприятие освоило в рамках конверсионной программы выпуск буровых замков различных типоразмеров. В последние годы их потребление значительно выросло, и завод стал испытывать нехватку мощностей по производству заготовок для замков. В связи с этим было принято решение использовать трубную заготовку ВТЗ, но с более жесткими, чем по ГОСТ требованиями, т.к. буровые замки, являются особо ответственными изделиями, работающими в тяжёлых условиях. С этой задачей трубники успешно справились, и их продукция необходимого качества сейчас поставляется на ОМЗ. Следующим шагом по развитию сотрудничества является освоение на ВТЗ трубной заготовки для буровых замков с особо высокими требованиями, предназначенных для работы в условиях Крайнего Севера и на скважинах с повышенным содержанием сероводорода. В настоящее время ОМЗ совместно с институтом ВНИИТнефть и ВТЗ проводит исследования новых видов сталей, которые обеспечивают высокие прочностные характеристики и морозо коррозийную стойкость.

Трубники готовы к расширению сотрудничества

В докладах потребителей звучали конкретные предложения по улучшению выпускаемой отечественной трубной промышленностью продукции. Рынок диктует жесткие требования по расширению ее ассортимента и повышению качества. Для выполнения этой задачи в ТМК есть все условия, что подтверждали своими выступлениями специалисты Компании.

В вопросах качества труб важную роль играет металлургическое качество трубной заготовки. Чистота по неметаллическим включениям – один из важнейших параметров качества стали в трубах ответственного назначения. Внедренная на ВТЗ в 1991 г. технология непрерывной разливки стали, генеральным подрядчиком строительства которой стала фирма «Италпианти», дает возможность выплавлять металл высокой степени чистоты, обладающий однородными свойствами как по объему, так и по химическому составу. С марта текущего года сдаточный контроль на содержание неметаллических включений организован в каждой десятой плавке практически всего профилемарочного сортамента трубной заготовки, изготавливаемой в электросталеплавильном цехе Волжского трубного завода.

На заводе освоено производство непрерывнолитой заготовки из стали ШХ15 собственного производства, имеющей высокую чистоту по содержанию неметаллических включений и газов, а изготовленные из не опытно промышленные партии подшипниковых труб диаметром от 40 до 160 мм при испытаниях показали высокую эксплуатационную надёжность.

На ВТЗ отработана технология производства горячедеформированных труб диаметром 42–70 мм, по качеству металла и эксплутационным характеристикам не уступающим холоднокатаным трубам, что открывает широкие возможности для снижения себестоимости многих видов машиностроительной продукции, в том числе подшипников.

Оборудование и технологии Синарского трубного завода позволяют, кроме традиционной трубной продукции, выпускать специальные виды труб. На заводе имеется техническая возможность и технологическая база, способная обеспечить производство труб с особыми свойствами практически для любой области машиностроения.

С объединением в рамках ТМК Синарского и Волжского трубных заводов появилась возможность развития кооперации по производству холоднокатаных подшипниковых труб. В первую очередь это касается использования высококачественного непрерывнолитого металла ВТЗ, а также появления возможности производства в рамках компании всего спектра потребностей в подшипниковых трубах диаметром от 20 до 200 мм.

Многолетний опыт работы по производству толстостенных горячедеформированных труб заготовок для машиностроительных предприятий Урала, Сибири и стран СНГ имеет Северский трубный завод (СевТЗ). Данный вид труб может выпускаться также из привозной кованной или непрерывнолитой заготовки различных марок сталей, которые могут быть согласованы с заказчиком. СевТЗ является одним из основных поставщиков электросварных труб для производства систем выпуска газов для автомобилей ВАЗ и ведет переговоры по сотрудничеству в этой области и с другими автозаводами.

В настоящее время ТМК готова рассмотреть и сформулировать совместно с машиностроителями технические требования к трубной продукции с учетом корпоративных возможностей компании при оптимальном для потребителей соотношении показателя цена качество.

Представители ТМК говорили также о том, что одной из проблем взаимодействия с потребителями является нерациональная организация их закупочной деятельности. Сегодня инициатива здесь принадлежит торговым посредникам – независимым фирмам, которые далеко не всегда заботятся о качестве поставляемой продукции. Поэтому нужно стараться налаживать непосредственный контакт между потребителями и производителями. ТМК стремится сделать процесс взаимодействия с покупателями своей продукции максимально удобным. С этой целью в Компании создана специализированная сбытовая структура – Торговый дом ТМК, который проводит продажу всего спектра впускаемой Компанией продукции.

Союз производства и науки

Деятельность ТМК по совершенствованию продукции проходит при активном участии ведущих отраслевых и академических научно исследовательских институтов. Опираясь на научные достижения, Компания успешно решает многие важные проблемы отрасли. О результатах такого сотрудничества рассказала в своем докладе, посвященном современным способам защиты металла от коррозии, научный сотрудник ЦНИИЧермет Ирина Родионова.

Одним из наиболее надежных способов защиты от коррозии сегодня является применение биметаллических труб. Стенка такой трубы состоит из двух слоев – основного, который произведен из углеродистой стали и несет на себе все механические нагрузки, и плакирующего, выполненного из нержавеющего металла и ответственного за корррозионную стойкость трубы. Показатели коррозионной стойкости таких труб выше, чем у монометаллических нержавеющих сталей, при этом их стоимость на порядок меньше. Современные технологии обеспечивают высокое качество соединения слоев биметаллической трубы, что позволяет использовать при работе с ними все виды технологических операций – резку, гибку и т.д. Технология производства этих труб освоена на ВТЗ и согласована с Горгостехнадзором. В настоящее время завод может производить бесшовные биметаллические трубы диаметром от 60 до 245 мм. Первая партия этих труб опробована компанией «Мегионнефтегаз» при строительстве нефтепромысловых трубопроводов, работающих в условиях коррозионноактивных сред, и эксплуатация этих труб в течение нескольких лет подтверждает их уникальные свойства.

Другим перспективным направлением является повышение стойкости к коррозии обычных углеродистых сталей. В процессе их исследования было определено, что большое влияние на развитие коррозии в металле оказывают включения определенного типа, не связанные с химическим составом стали и не контролируемые обычными методами в производстве. Работы, проведенные на ВТЗ показали, что с помощью определенной обработки металла в процессе его выплавки можно добиваться уменьшения этих включений, существенно повышая коррозионную стойкость углеродистой стали. Сейчас ВТЗ освоил производство труб по этой технологии, которая также согласована с Горгостехнадзором.

Понимая необходимость вывода на новый уровень исследовательских и внедренческих работ по повышению качества продукции российских производителей, ТМК стала участником реализации проекта по созданию научно исследовательского института материаловедения и технологий (НИИ МиТ, г. Екатеринбург). В его задачу будет входить разработка и внедрение новых видов продукции, технологий и материалов, главным образом, сталей и сплавов для трубной промышленности, а также техническая поддержка проектов с использованием современной лабораторной и экспериментальной базы.

Важный шаг

В процессе работы конференции ее участники посетили производственные цеха ВТЗ, где смогли познакомиться с современными технологиями производства труб и воочию убедиться в качестве выпускаемой продукции. Гости были приятно удивлены высокой культурой производства на заводе.

На конференции было принято решение рекомендовать предприятиям машиностроительного комплекса расширить использование корпоративных возможностей ТМК. Рекомендовано заключить между крупными машиностроительными объединениями и ТМК соглашения о долгосрочном сотрудничестве в вопросах формирования требований к трубной металлопродукции, освоения и организации производства новых видов труб с повышенными потребительскими свойствами.

Сегодня становится очевидным, что развитие промышленности России невозможно без возрождения внутреннего рынка. А для этого необходимо восстановление существовавших ранее и опирающихся на достижения современной науки и технологий кооперационных связей между отечественными производителями. Научно практическая конференция ТМК стала значимым шагом в этом направлении, который позволит поднять на более высокий уровень сотрудничество между машиностроительной и трубной отраслями российской промышленности.    

Журнал "Горная Промышленность" №3 2002